023 Главная заповедь, благословения и проклятия Втор. 6:1-13, 28:1-68, 30:1-20

023 Главная заповедь, благословения и проклятия Втор. 6:1-13, 28:1-68, 30:1-20

Мы пропускаем много интересного и важного.

В книге Левит содержится описание древнего богослужения, оттуда идут все наши представления о грехе, милости, жертвах. В Числах рассказывается о том, как поколение исхода испугалось пересекать Иордан и в наказание было оставлено в пустыне, как Бог спасал их от враждующих народов, но не мог спасти от собственных похотей и ропота. Во Второзаконии настолько совершенно представлена справедливость, что и сегодняшнее общество не дотягивает до многих норм этой книги.

Но — ближе к делу. За сорок лет выросло новое поколение, которому Моисей заново дает наставления перед вступлением в Землю Обетованную (это основная тема Второзакония, из которого мы сегодня прочтем три главы, — а следующий отрывок будет совсем небольшим). 

 

1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею;

 

Ранее, в 5 главе, были повторены заповеди Десятисловия, но указание относится также ко всем предыдущим книгам, включая богослужебные постановления и законы для судей.

 

2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.

 

«Боялся Господа» – чтобы ты жил, помня о Нем, о Его Присутствии. В Присутствии Царя будешь вести себя иначе, чем обычно. Благоговейный трепет перед Богом часто сопровождает молитву праведников. Помни также о том, что Бог взыскивает за грех, и, если согрешил, спеши исправиться. Не бойся никого, как Господа (ср. Мф. 10:28). А главное, соблюдай все, что Он сказал. И тогда твои дни продлятся.

 

3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед.

 

Слушай. Когда мы молимся, Бог слушает нас, когда читаем Писание, Бог нам отвечает. Читать Писание с молитвой – самый верный способ узнать волю Божию.

Старайся исполнить – не просто узнавай, но и думай, как это исполнить в твоей ситуации, исполняй. Вот главное в отношении изучения Слова Божия, как тогда, так и сейчас.

И тогда обещаны две вещи: тебе будет хорошо, и вокруг тебя будет полнота жизни. Фактически, все остальное — расшифровка этого.

 

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

 

Это – символ веры древнего Израиля. Каждый день благочествый иудей утром и вечером повторяет (а точнее, поет) слова 4 стиха: «Шма, Исраэл, Адонай Элохейну, Адонай эхад»…

 

5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

 

Главное в этих словах – всецелая преданность Богу Единому, Господу (в оригинале – непроизносимое имя Яхве, заменяемое на Адонай), с Которым установлены отношения Завета. Как дружба. Как брак. Только — еще глубже.

Эта преданность Богу должна быть не внешней, а идти от сердца, из самой глубины личности, включать и интеллект, и эмоции (желание познавать Бога, общаться с Ним), и выражаться в служении всеми силами – всем, что у нас есть – имуществом, талантами.

Этому отношению нужно научить и своих детей:

 

7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;

 

В дальнейшем появятся благочестивые советы, как, в какой обстановке читать Писание. Но здесь говорится, что читать, повторять слова Божии нужно везде и всегда, постоянно, независимо от обстановки, и учить этому своих детей.

 

8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,

9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

 

Говорится о знаках-напоминаниях – личных и общественных (на воротах города). В иудейской традиции появились мезузы (коробочки со свитком Писания у входных дверей), и тфилин – обвязки на руках и лбе. В православной традиции этой цели служат иконы, Крест.

Сегодня, когда можно дать не только знак, но и сам текст, напоминанием о регулярном обращении к Писанию может стать будильник на мобильном, рассылка, или план изучения.

Что для вас служит напоминанием о Боге и Его заповедях?

 

10 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,

11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными [из камня], которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться,

12 тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись.

 

Бог все для тебя приготовил заранее. Видишь ли ты это в своей жизни?

В трудностях главное – не унывать и не роптать. Но в благоденствии также есть опасность – забыть, от Кого все это. Пусть Бог всегда будет в центре твоей жизни.

 

Далее мы переходим к 28 главе, заключительной части, благословениям и проклятиям.

Благословения и проклятия – это существенный признак пророческой речи. Настоящий пророк всегда предлагает то и другое — наказание и утешение. А те, кто пророчествует только о худом — просто пессимисты. Если вы живете по слову Божию, — получите благословение, Бог будет помогать вам. Если уклоняетесь – пожнете проклятие. Проклятие при этом – это даже не действие Божие (Бог никого не проклинает), а просто Его невмешательство, отсечение самих себя от Источника жизни.

Благословения и проклятия 28 главы Второзакония весьма конкретны, и задача современного читателя – понять, как это относится к его ситуации.

 

28:1 Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;

 

Поставит выше. Ты будешь главенствовать, руководить — так понимали этот текст буквально иудеи. Но довольно скоро стало понятно, что дело не совсем в этом. Скорее, ты будешь маяком, на который равняются.

 

2 и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.

3 Благословен ты в городе и благословен на поле.

 

Везде – и дома (в городе), и на работе (в поле) тебе будет сопутствовать благословение.

 

4 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.

5 Благословенны житницы твои и кладовые твои.

 

Жизнь вокруг тебя будет умножаться. Твое состояние будет умножаться. Ты не будешь знать бедности.

 

6 Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.

 

И дома, и в путешествии ты будешь в безопасности.

 

7 Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя.

 

Враги и трудности будут, но они не смогут одолеть тебя.

 

8 Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.

 

Ты не только сможешь приобрести, но и сохранить.

 

9 Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его;

 

Ты будешь отделен и посвящен Богу – при условии, что ты соблюдаешь заповеди, ходишь путями Божьми.

 

10 и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя.

 

Ты будешь внушать уважение.

 

11 И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе.

 

У тебя будет достаточно.

 

12 Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы.

 

И даже с избытком.

 

13 Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять,

14 и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов [и] служить им.

 

На тебя будут равняться другие – и снова, при условии, что ты повинуешься, сохраняешь верность Завету.

 

15 Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.

16 Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле.

17 Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои.

18 Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.

 

Обратите внимание: сначала проклинается имущество, потом уже – плод чрева, земли, скота. В благословениях (ст. 4-5) порядок обратный. Благословляя, Бог начинает с нас, проклятия – с нашего имущества, чтобы была возможность обратиться, покаяться и не умножать бедствий.

 

19 Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем.

 

Соответственно, если ты отступаешь от Бога, не жди успеха, процветания. Может быть, у тебя и будет имение, но это принесет тебе лишь несчастье:

 

20 Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня.

21 Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.

22 Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.

 

Ты будешь жить в постоянной тревоге (смятении), болеть и умрешь раньше времени.

 

23 И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом;

24 вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен.

 

Не будет дождей, земля станет пустыней, ты не сможешь собрать урожая, будешь обречен на голод.

 

25 Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.

26 И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.

 

Ты будешь терпеть поражение. 

 

27 Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться;

28 поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.

 

Даже внешне ты будешь выглядеть ужасно, и изнутри тебе будет мучительно (страхи, психические проблемы, неспособность сделать правильный выбор).

 

29 И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.

 

Ты останешься без поддержки, тебя будут обманывать и использовать другие.

 

30 С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им.

31 Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя.

 

Тебя ждет разлад в семье. Ты можешь приобрести  имущество, но не сможешь им по-настоящему воспользоваться.

 

32 Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих.

33 Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни.

 

Наконец, свобода, данная Богом, отнимется, и тебя ждет плен.

 

34 И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои.

35 Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей.

36 Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным;

37 и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь.

 

Ты станешь посмешищем, примером неблагополучия, станешь ужасом – т.е. ты будешь вызывать отвращение вместо уважения.

 

38 Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча.

39 Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь [плодов их], потому что поест их червь.

40 Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя.

41 Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен.

42 Все дерева твои и плоды земли твоей погубит ржавчина.

43 Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже;

44 он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом.

 

Ты станешь раболепствовать перед пришельцами, зависеть от них, смотреть на них как на пример для подражания, утратишь собственное достоинство, и потеряешь свое право быть хозяином на этой благословенной земле.

 

45 И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе:

46 они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек.

47 За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего,

48 будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя.

 

Как мы видели выше, одно из искушений – забыть о Боге в благополучии. За это тебя ожидают ужасы войны и плена.

 

49 Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,

50 народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши;

51 и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя;

52 и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе.

53 И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой.

54 Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него,

55 и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих.

56 [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою

57 и [не даст] им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих.

 

И это все исполнялось не раз в истории Израиля (падение Самарии, Вавилонский плен, и особенно – осада Иерусалима в 70 г., описанная у Иосифа Влавия).

 

58 Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего,

59 то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;

60 и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе;

61 и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;

62 и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего.

 

Все, от чего страдали египтяне, коснется тебя, и не только тебя, но и твоих детей, всего народа.

 

63 И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.

 

Единственный раз в Библии сказано, что Бог может радоваться погибели своего народа, во всех остальных случаях говорится, что он скорбит из-за этого и гневается на народы, причиняющие зло Израилю. Как же согласовать это? Видимо, не надо понимать это текст буквально. Отец всегда скорбит, когда его дети грешат. И единственное утешение ему, когда он видит, что несчастья заставляют их задуматься.

 

64 И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.

65 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души;

66 жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;

 

Некоторые комментаторы видели в этом стихе указание на Распятие, не принятое иудеями, за что их и постигло рассеяние.

 

67 от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!»

68 и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего.

 

Итак, попробуем суммировать:

 

Если ты ходишь путем Божьим, то

тебя ждет

 

Если ты забыл о Нем, о Его заповедях,  то
Возвышение

Здоровье

Потомство, счастливая семья

Достаток

Победы и успех

Успешность в трудностях

Свобода, безопасность

— презрение, унижение

— болезни и псих. проблемы

— бездетность, разлад в семье

— ощущение бедности, недостатка

— поражение, зависимость от других

— неудачи

— война, плен

 

Но Бог никогда не оставляет без надежды. Исправление – возможно.

 

30: 1 Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь [их] к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой,

2 и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, —

 

Снова и снова – о важности слушания гласа Божия, обращения к Нему – т.е. изменения направления пути (фактически, покаяния). Глагол «обращаться» в разных формах употреблен в первых десяти стихах целых семь раз — т.е. речь идет о действительном, полном обращении.

 

3 тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой.

4 Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя,

 

И снова это происходило и осуществлялось в истории Израиля – во дни Неемии и Ездры (см. соотв. книги), и в ХХ веке.

 

5 и приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих;

6 и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе;

 

Знаком Моисеева завета стало обрезание. Но во Второзаконии говорится, что важно не только обрезание как физическая процедура, но — обрезание сердца, можно сказать, открытость сердца Богу. И когда человек обращается к Нему, Сам Бог обрезывает сердце человека. Это бывает по-разному, и не всегда приятно. Но все же это лучше, чем пытаться своими силами, своим или чужим пониманием достичь Бога — тут можно действительно дойти до изуверства над собой.

Не отсюда ли Господь будет рассказывать притчу о виноградаре (см. Ио. 15:1 и далее)?

 

7 тогда Господь Бог твой все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые гнали тебя,

8 а ты обратишься и будешь слушать гласа Господа и исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня;

9 с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя [тебе], как Он радовался об отцах твоих,

10 если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею.

 

Мы пришли к тому, с чего начиналось сегодняшнее чтение.

 

11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;

12 она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»

13 и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»

14 но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.

 

Некоторые современные учителя пытаются всячески осложнить изучение Слова Божия. Они запрещают самостоятельно размышлять над Писанием под предлогом того, что это чревато ошибками и погибелью, требуют обязательно «толковать по отцам». А если у вас нет возможности взять с собой массивный комментарий, но маленькое издание Библии или Нового Завета вы взять можете, что же, теперь не читать его? Комментарии – это хорошо, и в процессе подготовки этих размышлений я обращаюсь сразу к нескольким из них. Но ни один самый лучший комментарий, написанный самым святым человеком, не сможет вместить всю полноту смыслов, которые Бог вложил в Свое Слово. И ни один комментарий не подскажет, как в вашей, уникальной ситуации в точности применить это Слово. Комментарии – это только вспомогательное средство, а основную работу, труд над Словом, все равно выполнять вам. 

Еще раз, ясно сказано: «заповедь Божия не недоступна для тебя». Все доступно, все близко. Было бы желание слушать и исполнять.

 

15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.

16 [Я] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;

17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,

18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

 

Читать о проклятиях настолько неприятно, что в Средневековье иудеи читали этот текст в полголоса, а современные реформированные иудеи и вовсе не читают эти слова до конца.

Но нам бояться нечего. Бог не хочет никого проклинать. Он предлагает: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Избери жизнь!»

 

PS Мы читали здесь о благословениях в этой жизни, благословениях материального характера, апостол Павел будет говорить о духовных благословениях для верущих во Христа (ср. Ефес. 1 гл.) Желающим рекомендуются материалы семинара о благословении, а также лекции И.Я. Грица из курса  «Введение в язык Библии», доступные студентам Колледжа.

PPS Это фрагмент 6 главы Второзакония, о котором сегодняшний отрывок. Написано специальными чернилами на выделанной тонкой коже. Такие тексты сворачиваются в свиток и кладутся в мезузу. Существуют специальные ритуалы очищения перед тем, как писать как сам текст, так и затем вписывать Имя. Поскольку писец сделал ошибку, текст не было смысла дописывать, и в таком виде он был отдан мне. Интересно, что я потерял этот свиток два года назад, и очень переживал, а вот именно сегодня он нашелся

 

6 thoughts on “023 Главная заповедь, благословения и проклятия Втор. 6:1-13, 28:1-68, 30:1-20

  1. Спасибо.Очень для меня сложный отрывок .Действительно проклятия отрезвляют, и после прочтения я задумался над этим , и у меня возникла мысль ,оглядываясь на свой жизненный опыт ,неужели для того ,чтобы постоянно помнить о Господе, необходим некий кнут(проклятие), а как же по любви(благословение)?
    И здесь вспоминаются лекции И.Я.Грица о том , что сначало Господь благославляет нас, и если мы его не принимаем, то благословение переходит для нас в проклятие.
    Из этого я понял что необходимо принимать благословение(волю Божию), избирать жизнь, а на проклятии сильно не зацикливаться, но помнить, а то как то все наоборот, начинается все с проклятий, а это всего лишь последствия не исполнения Благословения Божия, и только после очередного трезвления начинается мучительный поиск воли Творца.
    Спасибо на указание , что ежедневное чтение священного писания с молитвой, приближает нас к пониманию воли Божией, и принятию его Благословения.

    1. Да, не зацикливаться на проклятии. Вместе с тем, если вижу, что что-то есть из списка, задать вопрос, почему так, где не в ту сторону иду.
      Мне кажется, мысль о необходимости регулярности и того, чтобы а) любить б) слушать в) прилепляться — довольно четко тут звучит — как главное, что делать, чтобы наследовать благословение (это не я вовсе придумал, так в тексте).

  2. А вот например историю с праведным Иовом , как понять в свете данных отрывков? Господь его благославляет , а потом , что испытывает(проклятие)? Даже если мы принимаем благословение, все равно потом придется подтверждать свою верность Господу.? Или у этой книги другой смысл, задача? Я просто недавно начал ее читать.
    Спасибо.

    1. Очень хороший вопрос. Это — хорошо бы Илье Яковлевичу. Я не уверен, что сам отвечу, только поделюсь своими мыслями.

      В целом жизнь многих верующих укладывается в схему Втор. 28.
      Хотя и на примере Авраама, и на примере Иосифа мы видели, что благословение не означает отсутствие испытаний.
      Пока в мире есть грех, испытания будут. Но важно, что верующие проходят их вместе с Богом, и у них есть надежда.

      Иов — предельный случай. И особая трудность в том, что он этого Присутствия не чувствует, потому-то ему так и тошно.
      Но потом ему является Сам Бог. И вот я спрашиваю, Кого видит Иов? У меня есть подозрение, что именно Иисуса (он просит о Посреднике). И тогда вопросы снимаются.

      Бог как бы дает Иову разделить Свою судьбу.
      Такое возможно только с теми, в ком твердо уверен, в чьей любви твердо уверен.
      Как Павел. Как мать Тереза. Как вот недавно — Гоша Великанов.
      Страдания любви. Крест.

      Вроде схема сложилась.

      Но, пожалуйста, не надо пытаться объяснять все этими схемами.
      Например, нельзя в ее рамках ответить на вопрос о том, почему такие страдания отцу и мужу погибших в Кемерово детей.
      Эти вопросы он должен решать с Богом сам. Бог рассказывает каждому его историю, не кого-то еще.
      От нас — только поддерживать, только молиться.
      И стараться, чтобы зла и страданий в мире было меньше. В конце концов, у Бога нет иных рук, кроме наших.

Добавить комментарий