Бог направляет наш путь. Или не направляет?

Бог направляет наш путь. Или не направляет?

Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.

Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 15:20-33; 16:1-9.

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
(Притч.15:20-33; 16:1-9)

В предлагаемом нам сегодня Церковью отрывке продолжается тема динамики отношений Бога и человека. В самом сердце отрывка находится стих о страхе Божьем, научающем мудрости (33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение). Повторим, что если мудрость рассматривать как навык праведной жизни, то без того священного трепета, которым сопровождается осознание Божьего присутствия в собственном сердце и в собственной жизни, ее просто не будет.

Близость Бога бывает разной

Осознание Божьего присутствия — начало пути. Важно ещё сохранить то, что открывается в момент, когда нас охватывает священный трепет. Сохранить Божье присутствие в своей жизни, сохранить себя и собственную жизнь в Его присутствии. Так, чтобы Бог слышал наши молитвы, как Он слышит молитвы праведников (29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит). Казалось бы, Бог знает каждого. И присутствие Его пронизывает всё мироздание, всю сотворённую Им вселенную. От Него не скрыться. Как же может Он быть от кого-то далёк?
Близость бывает разной. Бывает физической, а бывает душевной и духовной. Мы тоже можем помнить о человеке по-разному. Он может быть где-то на периферии нашей жизни и в глубинах нашей памяти, так, что мы будем о нём иногда вспоминать, с трудом вызывая из этих глубин его лицо. И он может пребывать всегда в поле нашего внимания, так, что толика его всегда будет доставаться тому, кого мы помним. Первая разновидность памяти — пассивная, она не требует внимания, а значит, и активности нашей воли. Вторая — активная, тут без целенаправленного волевого акта не обойтись: ведь внимания без воли не бывает. Примерно так же и Бог может просто знать о нашем существовании (в этом смысле Он помнит каждого: Он ведь не человек, чтобы кого-то или что-то забыть), а может обратить на нас Своё активное внимание, войдя в наше сердце и в нашу жизнь. Собственно, как и человек – может просто знать о существовании Бога, а может всю свою жизнь посвятить Ему.
Когда мы осознаем свою отдаленность от Бога, это не повод отчаяться или констатировать, что мы от Бога далеки, а значит, будем чаще обращаться к святым, чем к Господу. Нет, это повод устремиться к Нему, как сделал это блудный сын. Как говорит апостол Иаков: «8. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. 9. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. 10. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». (Послание Иакова 4:8-10)

Бог промышляет об этом мире и о нас

У Бога есть Свой план, Свой промысел относительно этого мира. И относительно каждого человека тоже. Главная часть Божьего плана — полнота жизни человека, которую Божье присутствие наполняет до краёв. Бог не хочет, чтобы человек что-то делал для Него в ущерб себе, ценой утраты полноты собственной жизни. Ведь, в конце концов, главное Его достояние — мы сами, а главная цель — приобщение нас к полноте жизни Его Царства.
Если мы предаем Ему свою жизнь, Он направляет наш путь.
Для того, чтобы активное вхождение Бога в нашу жизнь стало возможным, мы сами должны быть готовы к общению с Ним и к совместной с Ним жизни. В первую очередь, должны быть отдать Ему все свои дела и всю свою жизнь с тем, чтобы Он довёл их до конца с нами и через нас (3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся).
Это и есть то, что называется смирением, которое предшествует славе (33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение). Такое смирение куда проще и вместе с тем сложнее столь распространённого в религиозных кругах смиренничанья, которое зачастую путают с подлинным смирением. Смирение в том и заключается, чтобы позволить Богу управлять своей жизнью и направлять её, а также помнить о том, что ею управляет Бог (13. Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; 14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — 16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». (Послание Иакова 4:13-16)). Но только сам человек может позволить Богу управлять своей жизнью. Свой путь человек обдумывает собственным сердцем, а вот движение по пути («шествие») направляет уже Бог, а не сам человек (9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его).

И не только путь, но и слова

Точно так же предположения сердца — наши, а ответ, рождающийся на языке, — Его (1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка). Невысказанное слово на уме у человека для внутренней жизни то же, что запланированное, но ещё не осуществлённое дело для жизни внешней. И тут, и там, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. И словами на нашем языке Он располагает так же, как делами в нашей жизни — ради приведения нас к спасительной для нас полноте Своего Царства.

Нечестивец не следует Божьему плану

А иногда не располагает. Мы можем и не позволить Богу располагать своим путем и своим языком. Но это не значит, что мы вне Его плана, просто отношение наше к Его плану становится иным. Негативным. Вроде как у того нечестивца, которого Бог бережёт на день бедствия (4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия).
Кто бы что ни думал, этот мир остаётся Божьим миром. И Бог не собирается никого наказывать, Он не хочет ничьей гибели. Но у Него есть Свой план относительно Его мира. Его мир неотделим от Его плана. И тому, кто не хочет быть частью Его плана, придётся распроститься и с Его миром. В пользу своего маленького мирка, существование которого никто не может гарантировать даже на одно мгновение, не говоря уже о вечности.

Куда мы хотим идти?

Насильно в Своё Царство Бог никого не тащит. Мудрый человек стремится туда сам — подальше от шеола, от преисподней, которая за пределами Божьего мира и Божьей жизни (24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу).
Чтобы Бог вошел в нашу жизнь, надо не просто открыть Ему дверь в своё сердце и в свою жизнь, но и быть готовым ради Него изменить свои планы. Даже связанные со служением Ему. В пример тут можно привести апостола Павла, которого Бог не пустил проповедовать туда, куда тот собирался и направил в другое место: «6. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. 7. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. 9. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». (Деяния св. Апостолов 16:6,7,9).
Бог всегда имеет дело с конкретным человеком, с возможностями и намерениями того, в чью жизнь входит. Конечно, Он может так изменить жизнь того, кто Ему доверился, что человеческие возможности возрастут многократно, а намерения изменятся. Но всё это может произойти лишь в том случае, если сам человек этого захочет, и с его участием, иногда активным, иногда пассивным. А намерения человека рождаются в его сердце. Как и куда человек хочет идти? Насколько готов изменить свои намерения и свою жизнь? От этого во многом зависит то, какое место он займёт в Божьих планах. Как сказал К.С. Льюис в «Расторжении брака», «есть только два вида людей – те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет твоя воля». К какому из них относимся мы?

Источник: http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/?SECTIO

Добавить комментарий