Великий пост. Евангелие от Иоанна, главы 13-14

Великий пост. Евангелие от Иоанна, главы 13-14

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений). Уже ясно, что к Пасхе мы не закончим, но это не важно. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Епископы сейчас омывают ноги священникам. Мне рассказывали про одних протестантов, где участники стирали друг другу носки. Но об этом ли говорит мне Евангелие? Опять, за внешним — увидеть внутренний смысл. Если я старший в чем-то (семье, церковной общности) — я должен первый заботиться о других. А если я не старший? Все равно «вы должны умывать ноги друг другу».

И еще — это не просто забота, только потому что «должен». У Иисуса это — из любви. Я думаю, можно ли полюбить «волевым усилием»? Вряд ли. Но когда даже просто думаешь о ком-то, или вспоминаешь на молитве, вдруг обнаруживаешь, что в чем-то человек дорог, и в сердце есть благодарность за него и ему — за присутствие в жизни. Или, даже если он враждует против тебя, его не получится вычеркнуть из жизни, все равно есть в нем что-то, что не оставляет тебя равнодушным, и перед Богом вы по-прежнему братья.

6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.

Откуда чисты ученики? Если бы мы жили по-прежнему в Ветхом Завете, то сказали бы: наверное, они принесли жертвы, или участвовали в ритуалах очищения, сходили в баню, наконец, как нынешние хасиды. Но ученики чисты от пребывания с Учителем. Его Присутствие освящает, Его Слово просвещает, Его Любовь исцеляет. Это не просто слова. Иногда Господь дает и нам войти в эту реальность — через исповедь, через молитву, через Писание, через службу, через Причастие, через заботу о других, через заботу о нас, через радость, через болезнь, через природу, через плохую и через хорошую погоду, через любовь ближнего и даже через вражду, в которую входит Бог… 

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Еще одно блаженство. 

18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
19 Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Не хочется размышлять об Иуде. Все-таки главный в этом повествовании — все равно Иисус. Не слышится ни обиды, ни упрека — хотя речь идет о предательстве. Казалось бы, вот, рядом враг, борись, останови его или скажи ученикам. Но Иисус идет своим путем. Здесь как будто смыкаются свобода — и предопределение.

31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.

Владыка Кассиан (Безобразов), посвятивший много лет исследованию этого Евангелия, говорит о том, что страдания Иисуса — это и есть Его Слава. А как это относится к нам? Не в том дело, что надо искать страданий, чтобы прославиться. Но это каким-то таинственным образом показывает, что страдания не напрасны, они имеют свою цену у Бога. 

33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, [так] и вам говорю теперь.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Если Ин. 3:16 — это вся суть отношения Бога к человеку,

то эти стихи Ин 13.34 35 — суть Церкви. Распечатайте их, поживите с ними — хотя бы до конца Светлой седмицы.

36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

Иоанну совсем нет нужды показывать Петра и других апостолов спорщиками. Все его внимание — на Иисусе, спокойной, можно сказать, благородной уверенности, с которой Он говорит к ученикам. Казалось бы, перед смертью должны утешать приговоренного. Но здесь — все наоборот, идущий на казнь утешает остающихся. Язычники, читавшие это место, вспоминали мужество Сократа перед смертью. И в этом Сократ, безусловно, родственен Иисусу. В Иисусе нашло воплощение все лучшее, что знало человечество.

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

У Дж. Макдональда есть мысль, что эти обители Отца для каждого свои — именно поэтому моя молитва не похожа на молитву другого человека: Бог общается с каждым из нас по-своему, и каждый из нас сотворен для того, чтобы мы могли в этой обители сердца обрести силу и вынести откровение, которое открывается только нам — для того, чтобы мы им поделились с другими.

Для каждого из нас есть свое укромное место у Бога.

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

Мы столько уже читаем Евангелие вместе! Удалось ли вам иначе взглянуть на Бога — через Сына Его, Господа Иисуса?

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Иисус нам помогает видеть. Он говорит: смотрите на Мои дела — через них виден Отец.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Просить Отца во Имя Иисуса. Многим людям трудно обращаться к Богу-Отцу. Но Иисус специально пришел, чтобы наши отношения с Богом-Отцом изменились, чтобы появилось больше сыновнего доверия, чтобы страх уступил место любви. 

Господи, прошу о братьях моих, друзьях, особенно о тех, кто почему-либо — неважно — сейчас споткнулся, сомневается, закрылся. Мы все спотыкаемся, у каждого бывают ошибки. Ты — больше наших ошибок, больше нашего сопротивления, больше нашего равнодушия. Твоя любовь больше.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

Господи, спасибо Тебе. Сегодня мне задали вопрос: а как можно Тебя отблагодарить? Не знаю, как, но Ты Сам видишь наши сердца.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

Любовь — и Заповеди, они нераздельны. Раньше я не понимал этого. «Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.
Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118:66-67).

25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
29 И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Мир всем, кто читает с нами эти строки Евангелия. Мир в Духе Святом!

One thought on “Великий пост. Евангелие от Иоанна, главы 13-14

Добавить комментарий