Великий пост. Евангелие от Иоанна, главы 3-4

Великий пост. Евангелие от Иоанна, главы 3-4

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Своими размышлениями по Евангелию от Иоанна делится Дмитрий Иванин. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10. Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11. Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Кажется, что Иисус и Никодим ведут отвлеченный богословский диалог, но сердце кричит: это о живом опыте! Новое рождение, взять и обнулить все, стать новым — как же я этого хочу! И в то же время, где-то в глубине души, побитый прошлым опытом, в возможность этого уже и не очень верю… Верите ли вы, ждете ли этого?

Казалось бы, это величайший дар Бога — рождение свыше, оно для тех, кто принимает Бога, понимает Его замысел. Но почему же Иисус ставит Никодима перед необходимостью этого рождения как условия видения Царства, Бога, Его действия? Создается ощущение, что это рождение — условие пребывания в Царстве, условие, которое ставится именно человеку. Рождение от воды и Духа, от очищения и от действия благодати.

Что я могу сделать? Я не могу родиться вновь —  даже привычки, характер, шаблоны поведения зачастую остаются мне не подвластны, и я мечтаю только, чтобы «дракон» продолжал спать, а я ненароком не разбудил его. Так что же моей власти? Иоанн крестит водой в знак покаяния, Иисус будет крестить Духом Святым и огнем. Покаяние, очищение, создание пространства для Господа — быть может, это и есть новое рождение, реализации власти детей Божьих? Рождение свыше — это выбор человека, принятие правды Божией относительно себя и мира. И в отличие от рождения по плоти, рождение от Духа, свою духовную национальность я могу утратить, забыть, лишить силы.

И тогда нужно сделать шаг назад и вновь родиться свыше. Пройти через воды покаяния, чтобы открыть место для благодати Святого Духа. Есть тут что-то от решимости и доверия, признания Бога — слышишь Голос и узнаешь Его, хоть не знаю, откуда и когда приходит и когда и куда уходит.

13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20. ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Иисус — это Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Он — сошедший с небес и одновременно пребывающий с Отцом. Иисус — Единородный Сын Божий. Его реальность — подлинная реальность. Чтобы спастись, нужно только веровать в Него и любить Его. 

Господи, Ты пришел не судить, а спасать. Твой свет, Твое слово, Ты сам — суд для меня. Я мучаюсь, видя неправду в себе, и понимаю, что сам не могу взойти на небо. Господи, Ты пришел, чтобы спасти меня, спасти от моего собственного осуждения, открыть новую дверь, новую возможность. Помоги никогда не сомневаться, что Ты любовь, что Ты «играешь» на моей стороне. Помоги помнить, что часто я страдаю не от искаженности этого мира, а лишь потому, что мои дела злы. Удержи меня от такого падения, когда я ненавижу свет и не иду к нему.

22. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24. ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30. Ему должно расти, а мне умаляться.
31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32. и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34. ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35. Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
Глава 4
1. Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —
2. хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
3. то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

Иоанн сознательно умаляется, уступает место Иисусу в служении — хотя ученики явно побуждают его к тому, чтобы побороться за свой авторитет.

Господи, как часто даже в Церкви «другой» пугает и кажется опасностью! Ведь он не такой как я, идет не таким путем, его путь рождает во мне сомнения в правильности моего. Даруй мне мужество видеть и признавать, что Ты и Твоя миссия важнее успеха «моего» пути, одобрения, церковной карьеры. Научи меня жить в мире, где есть другой, принимать его. Научи меня видеть Тебя и Твои знамения, видеть свою роль и роль другого. Научи меня быть «другом жениха».

4. Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30. Они вышли из города и пошли к Нему.
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41. И еще большее число уверовали по Его слову.
42. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Как удивительно и прекрасно Иисус все делает! Как деликатно Он начинает беседу, как ненавязчиво выводит самарянку на правду о своей жизни, как без осуждения побуждает ее хотеть большего и делиться тем, что она открыла в Иисусе — Христа, Спасителя мира. В этом отрывке евангелист Иоанн открывает нам много истин: и о том, как относиться к человеку, и о подлинной молитве, и о том, что можно насыщаться, творя волю Отца… А что здесь самое важное для вас?

Господи, Ты — Источник воды живой. Ты открываешь самарянке ее истинную жажду, Ты показываешь, как моя жажда может быть преображена Тобой в источник воды живой. Помоги мне видеть в обстоятельствах моей жизни, в моих трудностях и неудачах духовное измерение. Научи не абстрактно рассуждать о религии, но всегда видеть вопрос обращенным к себе. В минуты усталости и духовной сухости помоги не скатываться в ритуал, но стремиться поклоняться Тебе в Духе и Истине.

43. По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею,
44. ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве.
45. Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник.
46. Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
48. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
54. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Господи, знамения и чудеса радуют и укрепляют меня, помогают мне верить. Иногда трудно бывает поверить и успокоиться, поверить Твоему Слову и пойти. А ведь уверенность в невидимом, в осуществлении ожидаемого и есть механизм веры. Я прошу Твоего действия. 

Добавить комментарий