Великий пост. Евангелие от Иоанна, 1-2

Великий пост. Евангелие от Иоанна, 1-2

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Своими размышлениями по Евангелию от Иоанна делится Дмитрий Иванин. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Евангелие только началось, а эти слова, слова Пасхального Евангелия уже говорят, что все свершилось. В Христе, Боге-Слове, в молитве, размышлении, я соприкасаюсь с вечностью, с началом творения, с Его победой, ведь “тьма не объяла его». В Нем жизнь и свет! Какое утешение, какая надежда. Что еще более вдохновляющее я могу услышать?! Впереди еще много событий, но этого у меня уже ничто не отнимет. Превечный Господь, через память об этом будь всегда в моем сердце.

6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Господи, ты даешь нам возможность принять тебя, верить в силу Твоего имени, в то, что ты посылаешь нас в мир, даешь власть (силу) быть детьми Божьими, а не только преемниками плоти, рода, человечества. Пусть мы не свет, но Ты открываешь нам призвание свидетельствовать о Свете, свидетельствовать о Тебе, чтобы все уверовали через Тебя. Как воодушевляюще, высоко, звучит призвание человека, призвание твоих учеников, христиан. Господи, призывай нас к большему, не дай нам удовлетвориться, открывай нам наше призвание, учи нас реализовывать власть детей Божьих в «плоти» наших дней, забот, переживаний.

14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Господи, как удивительно, — и Ты знаешь, Ты проживаешь, — как мы устроены, как существуем в обществе и истории. В тех рассказах о Тебе, которые донесло до нас Евангелие, мы видим действие Бога. Ты обитал вместе с такими как мы. Ты видишь, как закон, даже самая совершенная система легко становится идеологией, системой подавления и неравенства, только высвечивает грех. И подчас внутри нас живет такая же система, все наши попытки терпят неудачу без Твоей благодати, без знания Тебя. В Тебе мы увидели, как может жить человек, полный благодати и истины, как человек может отражать Бога. Мы увидели и узнали, каков Бог — не в делах непостижимых, но в жизни Тебя-человека на земле. Господи, научи нас открывать для Твоей благодати и истины наши «законы и системы» — все то, на что мы опираемся и во что верим.

19. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20. Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24. А посланные были из фарисеев;
25. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26. Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Иоанн не признает себя пророком, хоть и делает очень важное дело, дело явно от Бога. Он ничего не придумывает и предельно четок — он «глас вопиющего». Он омывает в воде в знак покаяния, признания человеком жажды, неполноты. Есть Некто больший; я делаю свою работу, но она лишь «приготовление пути». Как это похоже… Я могу лишь приготовить путь — рыхлить почву, свидетельствовать. Но тайна встречи, то что бывает огнем нашей веры, происходит только между человеком и Богом. Даже относительно меня самого есть вещи, которые я должен делать: готовить путь, изучать, как распознавать, что сказано мне, по тому, как Бог проявлялся и действовал прежде меня через Библию, жизнь и опыт святых. Господи, помоги мне видеть и понять мое место в Твоей работе над моим спасением и спасением других людей. Дай мужество и желание не убегать, твердо верить в Твои слова и свидетельствовать. Дай понимание, как я могу участвовать в приготовлении пути к Твоей встрече с другим человеком.

35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.
43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Господи, как поразительно Ты находишь каждого, как Ты находишь меня. Как привлекают иногда удивительные истории о Твоем действии в мире. Как наполняет надежда, когда Твое существование вдруг становится ответом, тем, что я так долго искал, тем, что обезоруживает кажущуюся жестокость и бессмысленность мира и мое одиночество. Как слова или открытое сердце брата, его свидетельство и верность вдруг укрепляют, рождают уверенность и желание действовать, даже здоровую ревность. Как вдруг рушатся иллюзии, и краешком глаза я вдруг вижу самообман, глубину заблуждения, искаженности, несовершенства. Как Ты первый говоришь мне — «ты имеешь значение», «Я знаю тебя»,«ты важен Мне», «я рассчитываю на тебя», «ты видишь Мою силу в этом? — увидишь больше этого!» Господи, даруй мне хранить эти моменты в своем сердце, пусть они будут бусинками ожерелья, которым я любуюсь, четками, что я перебираю, когда обеспокоен, фотографиями дорогих моментов, что я с любовью рассматриваю, когда ослабевает чувство причастности к этому миру.

Учитель, где Ты живешь сегодня? Где Ты в том, что сейчас происходит? А если вдруг этого не видно, если сердце мое еще слеповато? Благодарю Тебя, Господи, что я могу слышать Твой голос: «Я вижу тебя под смоковницей, Я знаю, что тебя волнует, просто будь внимателен к сердцу своему, и иди, иди, и увидишь». Благодарю Тебя Господи, что эти слова помогали мне пережить столько трудных моментов, что и сейчас они не дают страху полностью парализовать меня.

Глава 2.
1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

Господи, как бывает трудно отказаться от уже знакомого и известного. Да, я вижу Твое могущество, Твою любовь к человеку, Твое четкое понимание миссии, времени, важности. Невозможно не остановиться и восхититься тем, что первое Твое чудо говорит о Твоем участии и важности для тебя наших радостей — праздника, собрания, пищи. Ты с нами в этом, Ты благословляешь и освящаешь. Из трудной ситуации, грозящей окончится позором, стыдом и разладом, Ты вдруг делаешь явление Своей силы и утверждения для учеников.

Сделайте, что Он скажет вам. Как важно бывает просто делать, просто в доверии исполнять. Укрепись и делай. И в то же время никуда не деться в этом отрывке от того, что как вода становится вином, вино становится Твоей кровью. О чем это говорит мне сегодня? Каждый раз, когда мы разделяем с другими праздник или скорбь, Ты посреди нас, Ты делаешь нас причастниками Твоей тайны искупления мира. Я призван к радостной сопричастности, что же во мне так отчаянно сопротивляется? Господи, открой глаза сердца моего, чтобы видеть большее в обыденном.

13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21. А Он говорил о храме тела Своего.
22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
23. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
24. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25. и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.

Господи, Ты говоришь о храме Тела Твоего, о храме как месте поклонения Отцу. Так значит, и мое тело, мое внутреннее пространство — тоже храм? Но ведь волы, овцы и голуби нужны для жертвоприношения, специальные деньги для платы на содержание храма. Кажется, все определено и осмыслено, все работает на цель. Как бы я хотел, чтобы так было и у меня внутри, но что же вызывает ревность, что не так? Похоже ли мое внутреннее «тело» на Храм, есть ли там поклонение Отцу? С чем оно соседствует? Не обросло ли чем-то? Господи, Ты знаешь мои падения и мои неправды, Ты знаешь «что в человеке». Господи, благодарю Тебя за ревность о моем храме, живущей там неправде, рационализации веры, требовании чудес и знамений. Помоги мне не соглашаться со своей внутренней неправдой, всегда помнить цель, иметь место святое, место тайны и поклонения.

Добавить комментарий