Великий пост. Евангелие от Луки 13-14

Великий пост. Евангелие от Луки 13-14

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Власть в то время была свирепее, чем сейчас, и многие ждали от Иисуса как политического Мессии решительных действий, призыва к восстанию. А Он призывает к внутреннему изменению. «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями добра?» (1 Петр. 3:13)

4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Опять же, в ХХ веке вопрос оправдания Бога (!) стал едва ли не основным вопросом богословия. Ему можно и модно предъявлять претензии. Но Иисус снова о другом: не пытайтесь судить Небеса, сами старайтесь быть святыми. 

6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, —
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.

Если бы я знал, что мне остается всего один сезон жизни, что бы я сделал в первую очередь? Чаще бы ходил в храм? (как ни странно, сомневаюсь, не в этом суть) Постарался бы уделять больше времени семье, родителям? (да) Навестил бы кого-то? (да) Больше бы тратил на дела милосердия? (наверное, более серьезно отнесся к этому) Попытался бы засвидетельствовать о Боге тем, кто Его не знает, и кто мне дорог? (о да, только боюсь переусердствовать) От чего бы я отказался? (оставлю это при себе) 

Да, все это мои умозаключения. А вот что скажет Бог? Господи, в чем должно заключаться мое покаяние? (…)

10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Давно я не сталкивался с людьми, для которых форма, обряд важнее человека. Можно, с одной стороны, благодарить Бога — все может измениться в момент. С другой — спросить, не создал ли я себе уютного мирка, отсекая неудобных людей, — а настоящий мир, в котором призывает жить и действовать Господь, — он другой, и от него не бежать надо, а пытаться изменить своим присутствием…

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Царство — растет. Если оно растет, если живешь им, больше времени связано с мыслями о нем, больше вопросов не только религиозной, духовной, — но самой что ни на есть повседневной жизни включаются в его перспективу (решаешь с молитвой, решаешь не только для себя, но и с пользой для других — 1 Кор. 10:24), и, в конце концов, не остается ничего, что было бы «само по себе», без Бога. 

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

Притча рассказывается не с тем, чтобы мы получили статистику, много или мало, — не важно, что с другими, важно, что со мной? И что в моей жизни — широкие и узкие врата?
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу;
33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Мы не видим Христа тоже. Но есть утешение: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. (1Петр.1:6-9)

1 Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
5 При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
6 И не могли отвечать Ему на это.

Снова конфликт религиозных установлений и сострадания к конкретному человеку. Иисус всегда на стороне последнего. Нам могут не нравиться определенные люди, их поведение может казаться вызывающим или предосудительным (подумайте, кто эти люди в вашей жизни?). Но способны ли мы разглядеть нужду, которая стоит за этим, и поступить не просто формально правильно, но так, как бы Бог хотел, чтобы мы поступили в отношении брата?

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Раньше я воспринимал это буквально и садился ниже от председательствующего, — но сейчас заметил слово «притча». Значит, это не столько о месте за столом, сколько об отношении друг ко другу. Считаю ли я (например, коллегу) выше или ниже себя? Готов ли, чтобы внимание, почет достались другому?

Раньше я читал молитву о смирении о. Александра Меня просто как красивые слова, мне было трудно представить, что так на самом деле можно мыслить и жить. Спасибо, Иисусе, что я расту.

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Обычно логика другая. Я и так в обычные дни живу без особой свободы, могу ли хоть на праздник себя порадовать, пригласив, кого хочу, приятных людей? Можешь. Но блаженство (подлинную духовную радость) упустишь. Не сказано: приглашай неприятных, стань мазохистом. Сказано лишь: обрати внимание на тех, кому не так повезло в жизни, как тебе. И вообще, именно так поступает с нами (ст. 21) Бог.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Это не о том, что надо развертывать партизанскую войну с родными. Это, скорее, о том, кто на первом месте, с кем первым буду советоваться, на кого ориентироваться.

27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Можно понять двояко. а) Кто не несет креста и не идет (т.е. тот, кто только пребывает в мечтах, так сказать, философствуя, но не действуя) б) Кто идет, но не готов брать крест (живет, но не в полную силу Евангельских заповедей, делая себе послабления и оправдываясь).

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Какую реакцию вызывают у вас эти слова?

 

Добавить комментарий