Великий пост. Евангелие от Луки 15-16

Великий пост. Евангелие от Луки 15-16

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

 

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Человеку свойственно делить мир на «мы и они». Можете ли вы выделить кого-то, с кем вы бы предпочли не общаться? 

Я думал об этом, и, к сожалению, нашел внутри себя целых 4 таких стены — категорий людей, общаться с кем мне кажется небезопасно или противно… Фанатики (мало знают, но всех судят), сеющие уныние и критику (везде все им плохо — в стране, в Церкви), апологеты греха («мало ли что в Писании сказано, мы в 21 веке живем»), лицемеры (говорят о высоком, а действуют низко). Звучит как приговор, и приходится напоминать себе, что человек не только из этого состоит, и для Бога он дорог невзирая на это, и Христос со всеми общался, — хотя и очень по-разному. 

3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Плохо то, что я не верю, что такие люди могут измениться. Господь Иисус верит и знает, что это возможно. И еще это слово — радость, оно четыре раза повторяется. Трудно радоваться, если до этого человек вызывал страх или причинял боль. Что же делать? Попробую просто повторять этот отрывок на память и благословлять. И еще посмотрю, что в Писании сказано об общении с разными людьми. К тому же я понимаю, что меня пугает это, потому что это есть и во мне. Может быть, когда я сам буду исцелен, я смогу без страха и отвращения смотреть на каждого человека, невзирая на лица, как о. Виктор (см. первые десять минут).

8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

К счастью, я видел грешников кающихся, и еще сам не забыл, как это. Это действительно бывает очень светло и радостно. И еще — я углубился в то, какие бывают грешники, и это затягивает. Иисус говорит о другом: как здорово, когда они становятся праведниками. Видеть эту перспективу, не терять надежды.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Нувен. Возвращение блудного сынаМне тут трудно что-то добавить. Разве что я попробую найти видео по Рембрандту с комментариями Генри Нувена. Мы смотрели летом на Кане, и это было невероятно глубоко. А пока тем, кто не читал, снова рекомендую последнюю лекцию Лилии Николаевны Ратнер о Рембрандте, можно сказать, ее «лебединую песню», и саму книгу. Начало вам может показаться немного затянутым, но это окупится, поверьте.

 

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

Вот здесь были предложены разные варианты толкования. Для меня сейчас важнее всего — о том, как активно сыны века сего (последний пример — Д.Трамп) заботятся о богатстве, развивая бурную деятельность, а верующие, в первую очередь, я сам, достаточно пассивны на этом фоне…

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

А что у вас откликается в этой притче?

14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Я знаю двоих верующих людей, которые не так давно пошли на развод. Им плохо сейчас, прежде всего, в отношениях с Богом. Господи, вспомни их.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Я не могу сейчас вместить эту притчу. Будет к чему возвратиться.

3 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Луки 15-16

  1. И еще — я углубился в то, какие бывают грешники, и это затягивает. Иисус говорит о другом: как здорово, когда они становятся праведниками. Видеть эту перспективу, не терять надежды.

    Да, у нас батюшки говорят смотреть на человека с точки зрения, каким его задумал Бог, каким его видит Бог, каким он будет в свете Царства Небесного — эта мысль действительно очень помогает не концентрироваться за зрительных ощущениях здесь и сейчас.

  2. Притча о богаче и Лазаре мне сейчас кажется не как притча о двух людях, а как о двух состояниях. Жизнь богача — это фасад, что-то внешнее, жизнь на поверхности. А рядом с фасадом всегда — другая реальность, более глубокая. нищета. Мне кажется, так можно смотреть на людей и на себя. Как-то лучше и хочется соединиться с нищим в себе, т.к. это более глубокая жизнь. И на богача это повлияет, мне кажется.
    Просто не могу эту притчу прочитать как вот, есть богатые и бедные и богатые должны помагать бедным. Мне кажется, богатые только тогда смогут действительно отдавать, когда поймут, что на самом деле они нищие и тоже нуждаются, в том числе, в этих нищих, от которых они могут чему-то важному научиться.

  3. 1-13 о домоправителе
    А что у вас откликается в этой притче?

    Делиться всем, что есть : от материальных благ до душевных сил и теплоты (это все не мое и посылается, чтобы отдавать). Это сейчас для меня «категорический императив», и в то же время, иногда бывает источником радости…

Добавить комментарий