Великий пост. Евангелие от Луки 17-18

Великий пост. Евангелие от Луки 17-18

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3 Наблюдайте за собою.

У К. Льюиса в «Переландре» соблазн приходит через человека, открывшего себя злой силе (он посчитал себя великим, «избранным»). В результате этот человек просто теряет себя, свою личность, и им завладевает зло, и через него искушает других. Мысли о собственном величии, «понимании», «знании», избранности» предрасполагают к тому, чтобы потерять духовную трезвость (наблюдайте за собой!) и дать голос отнюдь не Богу.

Но и любая страсть может быть «заразной». Если ее пустить в себя и дать свободу расти, в какой-то момент она начнет влиять и на других людей.

Что же делать? Обращайте внимание на свои мысли, размышляйте, берегитесь — так можно было бы перевести «наблюдайте за собой».

Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.

Что труднее, решиться выговорить или прощать по много раз? А легко ли сказать «каюсь»? Почему? Может быть, стоит это обсудить с близкими? (ведь с ними этот цикл проходим довольно часто)

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Они говорят «умножь», а Он отвечает: «у вас и капли веры нет». Но это не упрек. Как и в случае с хананеянкой (Мф. 15:22 и дал.), Иисус побуждает таким образом учеников осознать свое истинное состояние. Какова моя вера?

И еще. Вера апостолов действительно умножится после Воскресения, пройдя через испытания. Им будет просто не нужно двигать горы — а вот молиться за других, самим претерпевать страдания, зная о Воскресении, — такая вера даст силы. Зачем мне умножение веры? 

7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. (Притч. 16:18-19)

11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Что изменилось в этом человеке, что Иисус говорит о его спасении? Он славит Бога, это стало основой его новой жизни. Его жизнь теперь — не про болезнь, не про себя самого, — а про Бога. Я знаю людей, которых Господь исцелил, кого провел через трудности и возвратил радость, — но люди все равно несчастны, потому что по-прежнему они сконцентрированы на себе. Есть ли у меня поводы славить Бога, и какое место в моей молитве занимает чистое славословие?

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Они спрашивают о будущем, Он отвечает о настоящем. Преп. Симеон Новый Богослов много говорит о том, что Духа Святого важно познать в этой жизни, а не в будущей. А другой перевод «среди вас» подразумевает, что Царство мы можем пережить только вместе.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32 Вспоминайте жену Лотову.
33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Мы уже читали у Марка и Матфея этот «малый апокалипсис». В свое время все это, не очень понятное сейчас, станет очевидным — как очевидно то, что на востоке у трупа всегда собираются хищные птицы.

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

в английских переводах (NJB, REV) — всегда молиться and never lose heart, букв. не терять сердца/надежды, не падать духом. Что эта притча говорит вам?

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

«Тайна христианства заключается в том, что людей нельзя сравнивать,» — повторяет И.Я.Гриц вслед за патр. Афинагором. А один мой друг — любитель спорта, у которого на редкость здравая самооценка, как-то сказал, что одиночные виды спорта тем и хороши, что учат сравнивать только себя с собой же, но вчерашним. А если подумать, каким бы нас хотел видеть Бог завтра? Нам всегда есть в чем расти, и слава Господу за это.

15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Постепенно вырисовывается Евангельская картина отношения к себе. У вас вырисовывается?

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. (Притч. 30:7-9)

28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Я знаю такого монаха в Лавре, который, кажется, счастлив, и с которым быть — светло. Таким был, как мне кажется, Павел и все апостолы. Я сам таких отречений не совершал; знаю только, что иногда речь идет о внутреннем отречении ради Бога, после которого Господь дает что-то большее. 

31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Третье предсказание о страстях. Иногда я также не готов бываю что-то важное слышать и понимать…

35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Почему слепого заставляли молчать? Скорее всего, потому что считали, что такой, как он — слепой, грязный, нищий, — Иисусу не важен. Думаю сейчас о ребятах, которые занимаются кормлением бездомных. Они что-то важное поняли, чего даже апостолы тогда не понимали.

Еще думаю о тех, кто ждет исцеления, а мир им говорит, — замолчи. Я хотел бы привести стихотворение психически тяжело больного человека, Бориса Левина, из его сборника «Число сто» (из сборника стихов здесь):

* * *
В ожидании чуда
Протекает вся жизнь.
Всё, что мерзко и худо,
Что светло и прекрасно,
Ничего не напрасно,
так что, парень, держись.

 

 

2 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Луки 17-18

  1. Притча о судье неправедном.

    Помню до сих пор проповедь одного батюшки. Он говорил, что Бога нужно просить, не теряя надежды, и Он подаст просимое… через год… два. .. десять лет… какая разница — ведь у Него вечность как один день…
    И я тоже просила об очень важном — и получила. Через 16 лет.
    Только ведь дело в том, что если тонешь, если ситуация критическая, то ждёшь помощи, избавления — скорого! Тогда и один день ожидания кажется вечностью. ..

  2. 38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

    Молитва слепого. Он кричал, пока Христос не подозвал его. Молитва сирофиникиянки и блудницы — они сами припадали к Нему. Молитва прокаженного. Он просто стоял поодаль, и умолял «если хочешь, исцели…» и Христос ответил «хочу» и подошёл Сам.
    Чувствую себя ближе к последнему. Размышлять о Евангелии уже трудно. Хочется просить:»потерпи меня, Господи…очисти, если хочешь…»

Добавить комментарий