Великий пост. Евангелие от Марка 3-4

Великий пост. Евангелие от Марка 3-4

Продолжаем публиковать постом по две главы из Евангелия. Так за весь пост прочтем все Четвероевангелие. Начали с  Евангелия от Марка. Не ждите научных комментариев — я (В.С.) делюсь вопросами к самому себе, которые возникают при личном чтении. Я надеюсь, что в комментариях вы поделитесь своими вопросами и мыслями.

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

Христос хочет не того, чтобы мы нарушали закон (устав Церкви) или безразлично относились к этому, но чтобы, исполняя закон, мы видели и человека. 

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И [живущие] в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Христу не важна собственная популярность. Он думает только о славе Отца. А мне?

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14 И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16 [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр,
17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Главное — чтобы «с Ним были», из этого — все остальное. Попробую этим постом все-таки «быть с Ним» поставить перед «делать». 

И тут, конечно, вопрос об Иуде. Неизвестно, знает ли Иисус о том, как все будет, или выбирает не знать. Кажется, дело вообще в другом: Он слушает в этом вопросе Отца (избрание происходит после молитвы). Не грех просчитывать и пытаться предугадать последствия своих решений, но в каком соотношении это находится с тем, чтобы искать воли Отца? 

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.

Сначала я читал это как предупреждение об опасности поспешных суждений. Сейчас мне кажется, что это шире — о том, чтобы быть чутким к Духу, не противиться Ему, когда Он призывает покаяться, простить, благословить… 

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Это не обязательно противопоставление. Просто благодаря Христу наша семья расширяется.

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Да, притча в целом о направленности жизни. Но нельзя ли ее прочесть как относящуюся к определенным ситуациям, в которых я веду себя так или иначе? В отношении каких Божиих определений это так? Интересно и то, что можно думать: это только о высоких вещах, как, например, о регулярности молитвы, посещении храма, доброделании. Да, о них, но разве в нашей жизни есть вещи, которые Богу вообще не важны? Все наши решения (даже что я читаю, как провожу свободное время, доделываю ли то, что явно надо доделать) так или иначе связаны с общим курсом нашей жизни пред Богом.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

О жизни христианина о. Александр Мень говорил: «Светить!» Но есть прямая противоположность этому — делать все напоказ. Святые делали не напоказ, не в рекламных целях, а потому что по-другому не могли жить. Иначе все отнимется.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Слышать уже не могу — все-таки много по 2 главы. Но побыть с Господом — хочется. И думаю о вас, читателях. Есть страх, что взялся за дело, большее меня — ведь есть много замечательных толкований. Но я не хотел бы давать толкования. Я хочу, чтобы вы сами начали размышлять над Евангелием и прикладывать его к своей жизни. В этом, верю, было намерение и свт. Тихона Задонского, и свт. Феофана Затворника, в русле советов которых я пытаюсь мыслить. 

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Господи, с Тобой не страшно. Благослови мой день, делать то, что нужно, чтобы хватило смелости, решимости. Аминь.

6 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Марка 3-4

  1. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
    Христос не исцелил руку просто так, а попросил протянуть. А человек ведь знал, что его иссохшая рука неспособна протянуться. Но — поверил Христу и сделал попытку вытянуть руку… Видимо, если Господь побуждает нас к чему-то, каким бы неисполнимым это ни казалось, от нас нужно хотя бы попытаться сделать первый шаг и верить, что дальше Он подхватит??

  2. 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

    «Это не обязательно противопоставление. Просто благодаря Христу наша семья расширяется.»
    Хорошие слова! Спасибо )))

    25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

    «О жизни христианина о. Александр Мень говорил: «Светить!» Но есть прямая противоположность этому — делать все напоказ. Святые делали не напоказ, не в рекламных целях, а потому что по-другому не могли жить. Иначе все отнимется.»
    Если напоказ — отнимется… Хорошее предупреждение мне. Чтобы даже и мыслей сделать напоказ в голову не приходило!

    «Но побыть с Господом — хочется. И думаю о вас, читателях. Есть страх, что взялся за дело, большее меня — ведь есть много замечательных толкований. Но я не хотел бы давать толкования. Я хочу, чтобы вы сами начали размышлять над Евангелием и прикладывать его к своей жизни. »
    Володя, это очень нужно! Спасибо!

  3. «ведь есть много замечательных толкований», да, но и их же надо читать. Дело однозначно большее, но посильное и нужное. Хоть на первой седмице малость думать о Божием, со 2-й седмице как обычно начинается суета.

Добавить комментарий