Великий пост. Евангелие от Марка 3-4

Великий пост. Евангелие от Марка 3-4

Продолжаем публиковать постом по две главы из Евангелия. Так за весь пост прочтем все Четвероевангелие. Начали с  Евангелия от Марка. Не ждите научных комментариев — я (В.С.) делюсь вопросами к самому себе, которые возникают при личном чтении. Я надеюсь, что в комментариях вы поделитесь своими вопросами и мыслями.

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

Христос хочет не того, чтобы мы нарушали закон (устав Церкви) или безразлично относились к этому, но чтобы, исполняя закон, мы видели и человека. 

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И [живущие] в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Христу не важна собственная популярность. Он думает только о славе Отца. А мне?

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14 И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16 [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр,
17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Главное — чтобы «с Ним были», из этого — все остальное. Попробую этим постом все-таки «быть с Ним» поставить перед «делать». 

И тут, конечно, вопрос об Иуде. Неизвестно, знает ли Иисус о том, как все будет, или выбирает не знать. Кажется, дело вообще в другом: Он слушает в этом вопросе Отца (избрание происходит после молитвы). Не грех просчитывать и пытаться предугадать последствия своих решений, но в каком соотношении это находится с тем, чтобы искать воли Отца? 

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.

Сначала я читал это как предупреждение об опасности поспешных суждений. Сейчас мне кажется, что это шире — о том, чтобы быть чутким к Духу, не противиться Ему, когда Он призывает покаяться, простить, благословить… 

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Это не обязательно противопоставление. Просто благодаря Христу наша семья расширяется.

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Да, притча в целом о направленности жизни. Но нельзя ли ее прочесть как относящуюся к определенным ситуациям, в которых я веду себя так или иначе? В отношении каких Божиих определений это так? Интересно и то, что можно думать: это только о высоких вещах, как, например, о регулярности молитвы, посещении храма, доброделании. Да, о них, но разве в нашей жизни есть вещи, которые Богу вообще не важны? Все наши решения (даже что я читаю, как провожу свободное время, доделываю ли то, что явно надо доделать) так или иначе связаны с общим курсом нашей жизни пред Богом.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

О жизни христианина о. Александр Мень говорил: «Светить!» Но есть прямая противоположность этому — делать все напоказ. Святые делали не напоказ, не в рекламных целях, а потому что по-другому не могли жить. Иначе все отнимется.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Слышать уже не могу — все-таки много по 2 главы. Но побыть с Господом — хочется. И думаю о вас, читателях. Есть страх, что взялся за дело, большее меня — ведь есть много замечательных толкований. Но я не хотел бы давать толкования. Я хочу, чтобы вы сами начали размышлять над Евангелием и прикладывать его к своей жизни. В этом, верю, было намерение и свт. Тихона Задонского, и свт. Феофана Затворника, в русле советов которых я пытаюсь мыслить. 

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Господи, с Тобой не страшно. Благослови мой день, делать то, что нужно, чтобы хватило смелости, решимости. Аминь.

21 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Марка 3-4

  1. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
    Христос не исцелил руку просто так, а попросил протянуть. А человек ведь знал, что его иссохшая рука неспособна протянуться. Но — поверил Христу и сделал попытку вытянуть руку… Видимо, если Господь побуждает нас к чему-то, каким бы неисполнимым это ни казалось, от нас нужно хотя бы попытаться сделать первый шаг и верить, что дальше Он подхватит??

  2. 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

    «Это не обязательно противопоставление. Просто благодаря Христу наша семья расширяется.»
    Хорошие слова! Спасибо )))

    25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

    «О жизни христианина о. Александр Мень говорил: «Светить!» Но есть прямая противоположность этому — делать все напоказ. Святые делали не напоказ, не в рекламных целях, а потому что по-другому не могли жить. Иначе все отнимется.»
    Если напоказ — отнимется… Хорошее предупреждение мне. Чтобы даже и мыслей сделать напоказ в голову не приходило!

    «Но побыть с Господом — хочется. И думаю о вас, читателях. Есть страх, что взялся за дело, большее меня — ведь есть много замечательных толкований. Но я не хотел бы давать толкования. Я хочу, чтобы вы сами начали размышлять над Евангелием и прикладывать его к своей жизни. »
    Володя, это очень нужно! Спасибо!

  3. «ведь есть много замечательных толкований», да, но и их же надо читать. Дело однозначно большее, но посильное и нужное. Хоть на первой седмице малость думать о Божием, со 2-й седмице как обычно начинается суета.

  4. 4:12 «и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи»….

    грехи простятся, если не разуметь и не обратиться (?) правильно ли это понимать, что всем просто внимательным прощено будет?
    (в переводе Аверинцева этот же стих: «и не обратились, и не стяжали прощения»)

    1. Отвечая на ваш второй вопрос. Обращение, о котором говорится — это еврейское обозначение для покаяния как поворота к Богу. Внимательность ведет к обращению. А уже оно — к исцелению от Бога.
      Внимательность — первый шаг. Но надо идти дальше, не просто слушать, но и меняться.

      Теперь об общем смысле отрывка. Это трудное место для перевода, и Синодальный перевод сохраняет трудность. В общем смысл тот, что люди не видят и не слышат, и потому не обращаются к Богу, и Он их не исцеляет.
      Но вот вопрос, почему это так?
      В тексте Исайи, откуда взят этот отрывок, похоже, смысл тот, что глухота — это наказание от Бога за то, что в людях нет желания Его слушать.
      Но Иисус немного меняет акценты. Он не хочет подвергать людей большему осуждению, и потому говорит в притчах. Слушатели Иисуса, разумеется, делали однозначный вывод: мне надо приложить больше стараний, чтобы понять это, принять это, и по-настоящему обратиться, чтобы идти по пути праведности к Богу.

      1. Спасибо за ответы.
        Мне понятно, что исполнять важнее, чем слышать, но между этими двумя, в общем-то простыми действиями, огромное расстояние: слушать — зерно, упавшее на камни; от слушания слышание (быть внимательным) — как зерно на неглубокой почве; потом разумение — зерно в терниях и лишь устремленность исполнить (исполнять), услышав и разумев, можно сравнить с зерном на почве доброй.
        И мне кажется (по крайней мере мне хочется в это верить), что Господь говорит даже всем просто слышащим — «прощены будут им грехи» (?)

        1. Марина, все-таки без исполнения не получится. См. о строительстве дома на песке и камне, Мф. 7.
          Но вы правы в том, что уже само Слово может очистить человека (Ин. 15).

  5. 5:24 «И сказал им: замечайте, что слышите…» — это опять призыв быть внимательным? «и прибавлено будет вам, слушающим» — внимательным прибавится внимание?

  6. «29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
    30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.

    Сначала я читал это как предупреждение об опасности поспешных суждений. Сейчас мне кажется, что это шире — о том, чтобы быть чутким к Духу, не противиться Ему, когда Он призывает покаяться, простить, благословить… »

    Владимир, не совсем для меня понятен комментарий и связь его с Евангельским текстом. Не можете пояснить?

    1. Хула на Духа фарисеев заключалась в том, что они называли Дух Божий, действующий во Христе, — бесовским, Веельзевуловым. Так один публичный человек, выступая, обвинял Порфирия Кавсокаливита в прелести (а когда последнего прославили, даже не подумал извиняться). Типичная хула на Духа Святого.

      Но ведь Дух действовал и на фарисеев, обличая их, призывая их воздать славу Богу и благословить Иисуса как Мессию, правда? Но они оказались глухи к Его голосу, и это стало одной из причин трагедии.

      1. Мне трудно поверить, что этот публичный человек, говоря так хулил Духа. Быть может, он просто искренне заблуждался? Мне кажется, что хула на Духа это когда человек знает, что это от Духа, но , тем не менее, по каким — то своим соображениям говорит обратное.

  7. «4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.»

    Здесь о чьей душе? Чью душу спасти или погубить? Если делаешь добро — спасаешь и свою душу, и того человека, которому делаешь добро. Ведь если его не исцелить, то прежде всего у него останется тяжесть на душе от потерянной надежды. И он останется один на один со своей бедой, без остатков веры.

    В моей работе надо постоянно выбирать как поступить: как требует отраслевой приказ или любовь к человеку? Когда поступаю из любви к человеку, тогда получаю наказание от вышестоящего начальника. А когда исполняю приказ, тогда недовольство сплошным потоком льётся на мою голову )))

    1. Здесь, конечно, о человеке, нуждающемся в помощи. Душа — синоним жизни. В субботу нужно спасать жизнь человека, или нет? — вот что спрашивает Иисус.
      Сочувствую вам в такой работе. Мудрости в том, как поступать.

      1. Спасибо, Владимир! Я согласна, что спасать жизнь надо всегда. Не важно, суббота это или воскресенье или будний день. Но этот человек жил с сухой рукой много лет. И видимо, угрозы для его жизни в этом нет. Много на свете людей живут с одной рукой по разным причинам. Этот человек надеялся на помощь Христа и верил, что он его исцелит. Он смог увидеть Христа только в субботу. И Христос нам помогает всегда: и в будни, и в выходные дни. Главное — к Христу придти.

  8. К вопросу о хуле на Духа. Может быть это наоборот — в очень узком понимании? Может речь идти о крайней ситуации провозглашения Бога сатаной (в прямом смысле)? Так же как и предъявленные Ему обвинения во лжи. Предположительно, если человек, услышавший и воспринявший Весть, встаёт на путь прямого отрицания Бога, то он порывает с самой Жизнью и подвергает себя самоуничтожению (вечному осуждению).

    Относительно же мало-осознанных наших поношений друг на друга, думается, может это далеко ещё не в адрес Духа, а только риск неосознанно направить своё отрицание на то, что может Духом являться. Внутри Бога не может быть раскола, но это регулярно случается внутри человека и между людьми. Возможно, даже два человека могут начать говорить по призыву Духа, а закончить спором с хулениями (которые простятся / стих 28). Дух не может спорить сам с собой и хулить себя. А человек может.

    И ещё, относительно того, чтобы слышать Дух и слушать Его. И исполнять. Это наиболее трудный вопрос. Призыв Духа ведь не может не сопровождаться благословением на исполнение этого призыва? На исполнение даётся благодать. На всё хорошее даются силы. Если нет сил простить и покаяться, это может означать нехватку любви. Но Бог не может нас недолюбливать. Так в чем же проблема? Почему нам не хватает того, что даётся в избытке?

    Видимо, мы не в состоянии раскрыться и принять этот дар сполна. Вопрос недоверия? Простить и покаяться в состоянии недоверия — непосильный труд. Страдаешь от того, что не можешь покаяться и думаешь при этом, что хулишь Духа. Груз удваивается. А причиной всему может быть замкнутость и недоверие. Плюс фрустрация на фоне желания исполнить закон любви там, где её катастрофически не хватает. Что делать? Где выход?

    Может в какой-то момент надо перестать следовать наработанным алгоритмам и просто начать искренне жить? Уроки пройдены неоднократно и будут повторены ещё не раз. Но настоящая жизнь все равно не умещается в написанное.

    Прошу Бога помочь мне жить искренне и свободно, но там, где надо — суметь вовремя остановиться. Жить осторожно, но смочь расправить крылья в нужный момент.

    Только Им это и возможно. И здесь неуместно даже такое понятие как хула на Духа. Надо только вспомнить однажды, как сильно Он тебя любит. Не теорию вспомнить, а образ того, как это было уже много раз в твоей жизни — проявление Его любви.

    Пишу как чувствую, надеясь на присутствие чего-то обоюдного у всех христиан — таких совершенно разных людей.

    1. Екатерина, то, как ты предлагаешь понимать грех против Духа Святого, и отражено в посланиях Иоанна. Человек, узнавший Бога и сознательно отвергающий Его, Его заповеди жизни, грешит против Духа.
      А здесь речь именно о специфическом грехе — хуле.
      Ты права, что с людьми далеко не так все очевидно, как с Иисусом. Тем более надо остерегаться судить.

      Когда у человека не получается жить по заповедям, это не надо называть грехом против Духа. Это связано с тем, что человек не научился пока черпать силы в Боге. Ему хочется посочувствовать.
      Здесь прекрасная духовная практика — исповедовать перед Богом свою немощь: «Я не могу простить его, очень обидно». Правда, это еще может быть не молитва, а переживание внутри себя.
      А вот когда есть обращение, это уже молитва: «У меня вот эти мысли, Господи, я прошу, сделай Сам что-то с этим».

      И, так ли я понял, что ты считаешь, что нужно каяться, когда ты разозлилась или обиделась, и не можешь простить? А если человек реально тебе причинил зло, разве не он должен каяться?
      В твоих руках прощение. Но прощение, опять-таки, — это не восстановление полного доверия. Это согласие не держать зла и благословить его пред Богом. А доверие в дальнейшем еще нужно заслужить.

  9. Я имела в виду доверие Богу. Настолько ему довериться и открыться, чтобы не держать ситуацию в своих руках, отпустить. Тогда и простить будет легко. А усиленно каяться, что ты в обиде и не можешь простить, по-моему бесполезное занятие. И так понятно, что сожалеешь о невозможности изменить отношение к обидчику. Стараться надо конечно простить, ведь люди все больны отчасти, и причиняя зло другим, часто вообще не понимают, что делают. Это веский мотив для прощения. Но… допустим, обида держит и не отпускает. А желать покаяться обидчику — это значит укорениться в своей обиде окончательно. Это вообще не моё дело, кается он или нет. Считаю, что нельзя заглядывать в душу другого человека, анализировать там что-то и оценивать.. К тому же мы всегда судим по прошлому: вот вчера он так то сказал и то-то сделал.. Но сегодня то мы не знаем, в каком он состоянии!
    И ещё, я так и не поняла, чем хула на Духа принципиально отличается от отвержения Бога. Разве осознанное поношение Бога не есть Его отвержение? Разве хула это не отрицание?

Добавить комментарий