Великий пост. Евангелие от Марка 7-8

Великий пост. Евангелие от Марка 7-8

Продолжаем публиковать постом по две главы из Евангелия. Так за весь пост прочтем все Четвероевангелие. Начали с  Евангелия от Марка. Не ждите научных комментариев — я (В.С.) делюсь вопросами к самому себе, которые возникают при личном чтении. Я благодарю тех, кто откликается в комментариях, это важно — видеть, что мы вместе думаем. 

Не спеши. Вчитайся. И один-единственный стих может тебя наполнить. И каждый стих может стать таким.

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

Все-таки хорошо, что у нас библейский колледж! Жить по слову Божию непросто, вот и тянет ко всевозможным источникам третьего порядка… А еще, благодарю, Отец, за моих маму и папу, приношу тебе их сейчас.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

Как же стать новым человеком, изменить свое сердце? 

Мне кажется, совмещая путь притчи «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» со словом Господа «Отец Мой — виноградарь, всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:2) — т.е. с одной стороны, изменяя свои реакции, поступки в надежде, что это изменит характер, с другой — стараться все-таки трудиться ради плода, пусть и несовершенно трудиться, в надежде, что Отец исправит и очистит Сам.

А что думаете вы? Мне правда важно это услышать.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

Готов ли я ТАК открывать Господу свое сердце, ТАК просить о своей нужде? Если нет, почему?

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, [Иисус] опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 [Иисус], отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

Это не только история, но и притча. Чего я не слышу, не хочу слышать, или слышу по-своему?

1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:
2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.
4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто [взять] здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?
5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.
6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.
7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.
8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

Говорят, если благословлять Бога, как предписывает древнее предание, получится не менее 50 раз в день. Благословение — действительно очень важная составляющая духовной жизни (у нас был специальный семинар об этом). Могу ли я благословить Бога прямо сейчас, и постараться это удержать в течение дня?

10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.
11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?

О чем это? Закваска формального соблюдения Закона — положим, о фарисеях. А что такое Иродова закваска? Поскольку он принадлежал к саддукеям, то не закваска ли нравственного релятивизма и критицизма в вере? Похоже, золотая середина лежит вообще не в «заквасках» -учениях, а в живой вере Самому Иисусу.

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.
29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

А ты за кого Меня почитаешь? Кто Я для тебя (не по учебнику, а в молитве, отношении?) Учитель? Дерзнешь ли назвать Меня другом? Братом?  Может быть, Судия, Второе лицо Пресвятой Троицы, Пантократор? Человек, подобный нам, кроме греха? Ходатай перед Отцом? Путь, Истина, Жизнь?  Или пока — просто Некто? 

Кстати, я был в Кесарии Филипповой. Очень трудно там, на фоне гигантского святилища Пана, увидеть в плотнике из Назарета Мессию…

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Благодарю Тебя, Господи, за это слово о страданиях. Прости за ропот в прошлом. Верю, что с Тобой возможно нести свой крест. Благодарю, Иисусе, за страдания ради меня.

7 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Марка 7-8

  1. Наверно, то, что нам больше всего подвластно в нас самих — это наше поведение (действия, слова). Именно его я могу постараться исправлять в первую очередь.
    Остальное приносить Господу и умолять Его, как сирофиникиянка — со всей силой и неотступностью, чтобы Он изменил мое сердце. Кажется, так умолять можно только действительно дойдя до предела: с одной стороны понимая, что ты должен измениться, иначе дальше и жить-то не сможешь, а с другой — зная, что без Его помощи измениться невозможно и кроме Него надеяться не на кого…

  2. Стихи 24-37 главы 7: сила — у Бога, и она огромна. Она у него, а не во мне, а я чего-то «пыжусь», как будто что-то могу и должна к тому же. Легкость была после этого. И грустно и радостно. Господи сил, с нами буди. Не уверена, что правильно понимаю эти слова, что-то другое может значить «Господь сил», но вспомнились они. Будь с нами, Господь сильный, особенно близко эти дни.

  3. Как же стать новым человеком, изменить свое сердце?

    Мне кажется, что изменить свое сердце самому невозможно, иначе жертва Христа была бы напрасна. Христос однажды принес Себя в жертву и каждое воскресение мы вкушаем Его Плоть, тем самым нам даруется реальная возможность изменить себя и свое сердце. Но так как это Таинство, а не магический ритуал, то из этого следует наше насколько возможно полное участие в этом ( участие и Причастие однокоренные слова). — это наши собственные усилия по изменению себя. А если это изменение ( оно же — покаяние) будет искренним нашим желанием с максимальным приложением сил, то очень скоро поймём на практике, что одного своего недостаточно.

  4. Меня немного удивляют стихи о том как Христос исцеляет глухого и слепого. Особенно то что он для этого использует, помимо возложения рук ,это как раз ещё можно понять, свою слюну (плюновением). Этот отрывок я читал вслух в присутствии детей, и вот они услышав эти эпизоды ,с большим недоумением и удивлением, стали мне задавать вопросы: -Почему Христос именно так исцеляет. Я спросил , — а как он по вашему должен был это сделать? И дочь мне говорит , что просто словом ,прикосновением руки или на крайний случай поцеловать , — он же все таки Бог. В ответ я только улыбнулся, но призадумался.

Добавить комментарий