Вы — свет мира

Вы — свет мира

Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 12:23-28, глава 13:1-9

23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.
1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.
3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.(Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.)

Притч.12:23-28; 13:1-9

Путь, слово и молчание

Предлагаемый сегодня нам Церковью для чтения отрывок содержит несколько тем, объединённых одной из основных тем для книги Притч – темой праведности и нечестия. Этой темой завершается двенадцатая глава (28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти), и она же подводит итог всего отрывка: 9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.
Неоднократно звучит тема пути: пути праведность выводит на прямую дорогу, на которой — жизнь, а нечестие с дороги сбивает (6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. В еврейском тексте «сбивает с пути»). Праведник, идущий прямым путем, способен также указать и путь ближнему, а нечестивец, сам свернувший с прямой дороги, сбивает с пути и ближнего. (26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение). Поэтому так важно смотреть на реальные плоды человека, который нам что-то советует или у которого мы собираемся спрашивать совета.
Также, прежде чем советовать что-то самим, стоит задуматься, не сведет ли наш совет другого человека с пути праведности. Тем более, что «23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость». Давно известно, что подлинную мудрость, настоящее знание напоказ не выставляют. Это не то, чем хвастаются. Не для выставки. Настоящая мудрость нужна для выстраивания собственной жизни, а уже эта жизнь сама свидетельствует о человеке и о его мудрости. Это перекликается со стихом 3 (3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда): ведь и слова нужны не для того, чтобы ими играть, а как инструмент осознания и осмысления собственной жизни.
Так вопрос праведности и нечестия снова связывается с языком, с устами, с правдивым или лживым словом (2. От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло. 3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. 5. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.). Это неудивительно: ведь речь идёт прежде всего о внутренней цельности человека или об её отсутствии. Речь — лишь индикатор духовного состояния человека. Ложь, конечно, зачастую бывает и намеренной, в таком случае намеренно лгущий отвечает за неё перед Богом, как за осознанно совершаемый грех. Но бывает и иначе. Ложь рождается гораздо раньше того момента, когда мы осознаём её в качестве таковой. Зарождается она, когда утрачивается полнота духовной жизни.

Свет праведных весело горит

Поэтому жизнь человека сравнивается со светильником (9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.): ведь она — процесс, поток, река, в которой мы движемся и которая одновременно непостижимым образом течёт сквозь нас. Этот поток жизни на языке Библии и называется душой. А какой будет наша душа, наша жизнь — зависит от нас самих. От нашего глубинного, подлинного «я». Того, которое на языке Библии называется сердцем. Именно в сердце рождаются те стремления, которые определяют, чем будет наша жизнь и мы сами перед Богом и людьми. Но насколько сознательно мы живём? Насколько ярко горит в нашем сердце светильник? Тут многое зависит от нас самих.
Между тем, Божие дыхание жизни не войдёт в нашу жизнь больше, чем мы сами того хотим. Это мы решаем, насколько будет наша жизнь определяться Божьим присутствием, а насколько нашей собственной природой. И Божьего присутствия в нашей жизни будет столько, на сколько хватит нашего осознания собственного существования. Наш светильник — это наша воля, пребывающая в глубине нашего «я», в нашем сердце. Она сильна настолько, насколько осознанна. И Божья воля открывается нам лишь тогда, когда мы её осознаём — но невозможно осознать Божью волю, не осознав прежде себя.
Дыхание жизни, которое от Бога, питает наш светильник, подобно маслу. Если, конечно, мы не испортим тот фитиль, без которого светильник погаснет. А если испортим, тогда начнёт угасать и наша собственная воля. Кончится же неизбежно тем, что наша воля перестанет нам подчиняться — потому, что мы перестанем её осознавать. Мы окажемся в плену собственных стремлений и страстей.
Тогда окажется, что наша природа управляет нами. Нашими стремлениями. Нашими мыслями. И — нашим языком тоже. Мы перестаём управлять нашим видением и нашим слышанием — не мы видим, а нам «видится», не мы слышим, а нам «слышится». Из всего этого складывается картина «реальности», от подлинной реальности весьма далёкая. Картина, становящаяся нашим мифом, заслоняющим от нас мир. А миф требует выражения, воплощения в слове — и вот уже не мы говорим, а у нас как-то само собой «говорится». Такое, наверное, многим знакомо: «не я сказал, само сказалось». Именно тут и рождается ложь. А слово, которое «сказалось» — лишь симптом проблемы. Но проблемы серьёзной. Проблемы, которая, если её не решить, может привести ко греху. И не только ко лжи.
Поэтому Христос призывает нас бодрствовать. И рассказывает притчу о десяти девах, пять из которых были мудрыми, и, ожидая Жениха, взяли с собой масло, а пять были неразумными и масло с собой не взяли. Неразумных дев ожидал печальный конец – они не попали на пир Царства Божия и разумные девы отказали им в масле – потому что невозможно поделиться мудростью с тем, кто не готов ее принять. Но задача наша, как христиан – быть мудрыми девами. Быть светом миру. Чтобы, глядя на нас, люди прославляли Бога, даже если мы ничему их не учим.

14. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Мф.5:14-16)

Источник: http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/?SECTIO

Добавить комментарий