В.В.Сорокин. Историко-культурный контекст Ветхого Завета

В.В.Сорокин. Историко-культурный контекст Ветхого Завета

Курс Историко-культурного контекста Св. Писания является одним из основных курсов Колледжа. Читает В.В.Сорокин.

Для студентов колледжа доступен текст курса с проверочными вопросами в приложении.

Цель курса «Историко-культурный контекст Библии» — ознакомление студентов с той средой, внутри которой происходило формирование текста библейских книг. Имеется в виду контекст как ближайший, связанный с непосредственной историей тех или иных групп текстов, так и более отдаленный, вплоть до возможных влияний на складывающуюся или уже сложившуюся традицию со стороны сопредельных культур. Такое ознакомление необходимо для адекватного восприятия изучаемых студентами в других курсах конкретных библейских книг, позволяя им лучше представить себе и понять как предполагаемых авторов этих книг, так и их читателей и слушателей. Учитывая конкретно-исторический характер библейского свидетельства, такое изучение представляется насущной необходимостью не только с академической, но и с духовно-практической точки зрения.

План курса:

Историко-культурный контекст Ветхого Завета

  1. Начало. Поэма о сотворении мира в контексте древней космогонической поэзии. Экзегетические мидраши 2 главы Книги Бытия. Рассказ о грехопадении и его литературно-исторический контекст.
  2. Предистория: монотеизм до Авраама. Притча о Каине и Авеле в контексте преданий о начале истории человечества. Притча о Ное и феномен прамонотеизма.
  3. Первые цивилизации. Притча о Вавилонской башне и характер великих цивилизаций древности. Почему история народа Божия не могла начаться в Египте или в Месопотамии?
  4. Призвание Авраама. Историко-культурный контекст события. Обычаи того времени. Религиозная ситуация. Часто ли в древности слышали голоса богов?
  5. Бог Авраама. Что знал Авраам о своём Боге? Благословение Мельхиседека. Священные имена эпохи патриархов. Теофании времён Авраама.
  6. Акеда. Смысл события. Историко-религиозный контекст, связанный с жертвоприношением. Значение происшедшего для Авраама  и его соплеменников.
  7. Борение Иакова. Почему Иакову пришлось бороться с Богом? Историко-культурный контекст события. Смысл видения Иакова.
  8. Евреи в Египте. Исторический контекст события. Реформы Иосифа и их значение. Предания о Боге отцов.
  9. Моисей. Детство и юность Моисея. Бегство в пустыню. Синайская теофания в контексте существовавшей на тот момент традиции.
  10. Исход. Исторический контекст. «Казни египетские». Переход через Красное море.
  11. Завет на Синае. Что такое «завет» с исторической точки зрения? Ритуалы, сопровождающие заключение завета. Декалог и традиция.
  12. Ветхозаветное законодательство. Характер древнего законодательства. Ближневосточные кодексы. Книга Завета. Книга Второзакония, происхождение и характер.
  13. Яхвистский культ. Происхождение и особенности языческого культа. Яхвистские культовые формы и их эволюция.
  14. Евреи в пустыне. Особенности еврейского кочевого уклада. Этногенез еврейского народа. Исход как религиозное движение, возможные параллели.
  15. Еврейское завоевание Палестины. Исторический контекст. Книга Иисуса Навина и его образ. Идея священной войны и её осмысление позднейшими библейскими авторами.
  16. Эпоха Судей. Раннепророческое движение и феномен профетизма в древности. Идея теократии и судьи как теократические лидеры. Книга Судей.
  17. Книги Самуила. Кто такие филистимляне? Война с филистимлянами и образование еврейского государства. Саул и Давид как исторические личности и как литературные персонажи.
  18. Книги Царей. Соломон и древнееврейская летописная традиция. Эпоха Соломона. Начало хокмической традиции. Религиозная ситуация.
  19. Северное царство. Разделение государства. Религиозная ситуация на Севере. Пророческое движение. Илия и Елисей. Попытка теократического переворота на Севере и её результат.
  20. Иудея до ассирийских войн. Религиозная ситуация в Иудее. Начало движения поздних пророков. Амос и Осия.
  21. Ассирийские войны. Правление Езекии. Ассирийская осада Иерусалима. Жизнь и деятельность Исайи Иерусалимского. «Бедняки Господни». Ассирийское государство и его характер.
  22. Иудея в предпленный период. Мир после ассирийских войн. Правление Иосии и его реформы. Книга Закона. Жизнь и деятельность Иеремии.
  23. Вавилонский плен. Национальная и религиозная катастрофа. Её осмысление. Религиозное возрождение. Жизнь и деятельность Иезекииля. Тора и Синагога.
  24. Первая алия. Разгром Вавилонии Персией. Воссоздание еврейской национальной автономии в Палестине. Ездра и Неемия. Характер репатриантской общины. Исайя Вавилонский.
  25. Персидский период. Мессианские ожидания. Религиозная жизнь в Палестине. Отношения с самарянами. Палестина и диаспора. Послепленные пророки.
  26. Эллинистический период. Восточный поход Александра Македонского. Эллинизм и эллинистический мир. Религиозная ситуация в Палестине. Угасание мессианизма. Книга Екклесиаста и Книга Иова.
  27. Эпоха Маккавеев. Книги Маккавеев. Поздняя хокмическая традиция. Маккавейская война и государство Маккавеев. Его судьба. Формирование религиозных братств.
  28. Римский период. Возвышение Рима и его восточная политика. Роль государства Маккавеев. Римское завоевание Палестины. Религиозная ситуация в Палестине в этот период. Религиозные движения. Церковь и Синагога.

 

Темы для студенческого семинара на первый семестр: 1. Истоки монотеизма.2. История Патриархов: эпос и Традиция.3. Исход: контекст и проблема датировки.

Темы для семинаров, если будет желание пригласить к себе В.В.Сорокина: 1. Декалог: благая весть и путь жизни.2. Тора: Пятикнижие и традиция.3. Пролог Книги Бытия и его возможные интерпретации.4. История Патриархов: текст и контекст.5. Моисей и Исход: текст и контекст.

 

 

One thought on “В.В.Сорокин. Историко-культурный контекст Ветхого Завета

Добавить комментарий