В. Стрелов. Вопросы при чтении Св. Писания

В. Стрелов. Вопросы при чтении Св. Писания

Для того, чтобы понять Св. Писание и связать его с собственной жизнью, важно ставить тексту вопросы, обеспечивать диалогичность[1]. Хотя у нас как бы и есть ответы в тексте, мы их можем не замечать; только в диалоге рождаются смыслы.

Вопросы нужны и при личном чтении, но особенно – при групповом. Вопросы запускают процесс мышления, и то, к чему участники приходят сами, запоминается гораздо лучше, чем то, что они просто услышат. Собственно, вопросы помогают перевести собрание из формата лекции в формат обсуждения, перевести слушателей в позицию активных участников.

Важно научиться правильно ставить вопросы. В группе для начинающих вопросы ставит, как правило, ведущий. Зрелость группы проявляется в том, что вопросы все больше задают сами участники.

В этой разработке мы поговорим о разных типах вопросов. Конкретные вопросы к Евангелию вы можете найти в пособии П.Николаи или в вопросах к воскресным чтениям, подобранным Д.Иваниным и Т.Зайцевой.

Вопросы перед чтением Св. Писания

  1. Вопросы на связь с прошлыми чтениями. На чем мы остановились? О чем мы читали в прошлый раз? Что запомнилось из предыдущей встречи?
  2. «Ломка льда». Чтобы создать мотивацию к чтению, можно использовать способ, получивший название «ломка льда». Это особенно важно в чтении с подростками или новоначальными верующими, которым неочевидно, что Библия – та книга, на чтение которой стоит тратить время. Определив тему отрывка, вы продумываете, как его актуализировать для слушателей. «Случалось ли вам…», «Что будет, если…», «Представьте…» После короткого обсуждения, которое пробудит интерес к теме, можно приступать к самому чтению.

«Вспомните, когда последний раз вы долго болели, как это было?…» (и дальше – разговор об одном из Евангельских исцелений)

«Случалось ли вам оказываться среди людей, которые с вами не согласны, считают вас чуть ли не еретиком? Как вы обычно ведете в таких случаях?» (и далее – о конфликте Христа с фарисеями)

«Знаете ли вы, в чем заключается секрет крепких семей?» (и дальше – текст о прощении)

«Как вы думаете, какой Библия видит идеальную жену?» (и далее – текст из книги Притч)

«Ломка льда» помогает пробудить интерес и сфокусировать внимание на читаемом отрывке. Другими способами собирания внимания будет молитва, повторение правил или молчание.

Общие вопросы сразу после прочтения отрывка

Начинать обсуждение в более-менее зрелой группе лучше с широких, общих вопросов (чтобы не «программировать» участников в какую-то определенную сторону), — и уже после вводить более конкретные вопросы.

С другой стороны, если ведущий неуверен в себе или группа состоит из малознакомых людей с разным опытом, эти вопросы, возможно, лучше опустить или предложить ближе к концу встречи.

От общих вопросов стоит отказаться в случае, если у ведущего есть цель обсудить ряд ключевых моментов, а время строго ограничено.

Можно поставить общий вопрос, с которого начнется обсуждение. «Как вы это понимаете?» (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл) «Что непонятно?»

«Какую реакцию вызывает этот отрывок? Может быть, непонимание, несогласие, или согласие, восхищение? Почему?» (митр. Антоний Сурожский)

Три типа вопросов (метод индуктивного чтения)

Далее вопросы могут становиться все более специальными, но условно их можно разделить на 3 типа:

  1. О чем здесь говорится (факты)? Вопросы о фактах могут быть более конкретными: «Сколько типов почвы описано в притче о сеятеле?» «Всем ли понятно церковнославянское «ругались» или выражение «возвратил плен»? «Видели ли вы Храм, можете ли представить, как он выглядел?» «Представьте, что вы оказались в Коринфе 1 века от Рождества Христова. Что бы вы увидели, какова была жизнь в этом городе?»
  2. Что это означает (смысл)? «Что Господь хочет сказать этой притчей?» «Почему Он… запрещает говорить об исцелении?» «Зачем Он задает этот вопрос?» «Как бы вы сейчас, после обсуждения, объяснили кажущуюся жестокость Бога во время «египетских казней»?
  3. Как мне это применить (связь с жизнью)? «Что это означает для вас?» «Бывают ли ситуации в вашей жизни, когда…?» «Кем вы видите себя в этой истории?» «Если бы вы оказались на месте…, что бы вы думали и чувствовали?» «Что бы вы сделали?» «Что бы изменилось в вашем поведении, если бы вы знали, что с вами – Бог?»

Если требуется в сжатое время проработать довольно большой фрагмент (до нескольких глав), текст разбивается на отрывки-«сцены», и предлагаются четко поставленные вопросы на факты, смысл и связь с сегодняшним днем.

Дополнительные вопросы

Параллельные места и контекст — истолковывая Писание Писанием. «Где и что еще говорится об этом в Библии?» «Что это слово, термин означает в этом послании, во всех текстах этого автора, во всей Библии?» «Как ближайшие главы помогают понять вам этот отрывок?» (идет от принципов толкования Гиллеля и Оригена)

Связь с Преданием Церкви. «Где используется этот отрывок в богослужении, и почему?» «Как это место толкуют отцы Церкви?» (митр. Каллист Диоклийский (Уэр))

Христологическое прочтение. «Где в этом тексте можно увидеть указание на Христа?» (мастерски используется свт. Афанасием Великим в толковании на Псалмы)

Экзистенциальное прочтение. «Где я вижу себя в этом отрывке?» (митр. Антоний Сурожский)

Связь с практикой жизни. «От чего мне следует уклоняться? Чего искать и делать?» (свт. Тихон Задонский) «В каких случаях для меня это исполнимо?» (свт. Феофан Затворник)

Связь с молитвой. «Как можно молиться этим псалмом? О чем вам хочется помолиться сейчас, когда мы прочли и разобрали этот текст?»

Инструменты варьирования вопросов

Вопросы можно задавать как абстрактно-теоретически, так и лично, «в лоб». Общие вопросы звучат более «безопасно», тогда как личные вопросы сильнее «задевают» и делают чтение актуальными для участников. Постепенное вариьрование или, напротив, контрасты делают чтения более интересными и позволяют лучше понять, в чем суть христианского подхода. В умении варьировать параметры вопросов проявляется мастерство ведущего.

Вопросы разной степени вовлеченности.

Как люди относятся к этому? «Что обычно говорят, когда заходит речь о прощении, какие мнения вы слышали?»

Как в Церкви относятся к этому? «Чему учат в Церкви относительно прощения?»

Как это касается лично вас? «Бывали ли у вас ситуации, когда было трудно простить?»

Верите ли вы, что…? Поступаете ли вы как…? «Считаете ли вы, что необходимо прощать?»

Что нам с этим делать? «Как это слово о прощении можно применить к жизни?»

Что уже сейчас мы могли бы с этим сделать? «Есть ли у кого-то прямо  сейчас ситуация, связанная с непрощением?»

Вопросы о времени. Как это виделось и исполнялось в те времена? Во время Нового Завета? Как это исполняется в наше время? Как это будет в будущем? В Царстве Божием? (И.Я. Гриц. Внимая голосу пророков)

Вопросы об адресате. Как сказанное относилось к иудеям? К христианам, Церкви? Ко всему миру? Ко мне лично? (И.Я.Гриц)

Проблемные вопросы

Проблемные вопросы могут появиться на любом этапе работы с текстом, однако чаще – когда уже получено первое впечатление об отрывке.

Постановка проблемы для научного изучения. «Есть ли здесь что-то, что я не понимаю?» «Или я не согласен с тем, что понимаю?» «Или в разных переводах – разный смысл?» «Или возможно несколько пониманий, какое из них верное?» (А.С.Десницкий) Ответить на эти вопросы возможно, только проведя подробный экзегетический анализ текста.

Особые герменевтические подходы. Более конкретные проблемные вопросы возникают, если мы применяем специальные герменевтические подходы. Например, применяя историко-критические методы, нас будет интересовать настоящий автор текста, целостность дошедшего до нас текста и позднейшие напластования, источники, из которых черпал автор, влияния, время написания (в т.ч. историческая ситуация и проблемы), адресаты и цели автора, особенности жанра. В рамках нарративного (литературного) анализа мы можем задаться вопросами о том, какова структура текста, почему выбран именно этот сюжет, где в нем точки конфликта, как он развивается, вообще, как представлено время в повествовании, какими представляются характеры героев, и с помощью чего это достигается, в каком отношении они находятся с другими героями повествования; каким нам предстает образ автора в повествовании, о чем умолчано; как этот текст перекликается с другими текстами Библии. Применяя риторическую критику, мы будем задаваться вопросами, есть ли в тексте риторические приемы, ради чего они использованы, и как они влияют на наше понимание, а психологический анализ поможет понять, какие чувства испытывают  герои, на какой глубине и какими способами они их проживают. Существуют и другие подходы[2].

Такое изучение требует дополнительного времени и соответствующей подготовки ведущего, и, вместе с тем, позволяет глубже погрузиться в изучаемый текст.

Вопросы для поддержания обсуждения

«Что вы думаете? А что думают остальные?»

«Кто хотел бы дополнить, добавить, еще прокомментировать?»

«Может быть, вы еще что-то видите в этом стихе/отрывке?»

«Вы хотите сказать, что…? Правильно ли я вас понял, что…?»

«Вы могли бы проиллюстрировать, привести пример, пояснить…?»

«Согласны ли вы с тем, что…?»

«Может быть, пойдем дальше? Что вы думаете о стихе…?»

«Осталось ли что-то необсужденным, невысказанным? Иногда «не сказал» все равно что «украл», для кого-то ваше мнение может быть очень важным»

«Меня беспокоит, что… молчит»

«Есть ли кто-то, кто еще не высказывался?»

«Есть ли что-то новое, что вы узнали…?»

Ошибки в постановке вопросов

Вопросы, предполагающие односложный ответ «да/нет».

Вопросы с очевидными ответами.

Вопросы, на которые невозможно ответить: «Сколько времени потребовалось, чтобы накормить этих людей?»

Плохо сформулированные, непонятные вопросы.

Вопросы, уводящие в сторону.

Вопросы, в которых соединяются сразу две темы.

 

Мастерство ведущего проявляется, с одной стороны, в том, чтобы самому не задавать вопросов с ошибками, а с другой, чтобы попытаться ответить даже на плохо поставленный вопрос таким образом, чтобы углубить дискуссию. Хороший ведущий умеет услышать, что стоит за недоформулированным вопросом, или хотя бы сам переспросит: «Из чего вы спрашиваете, почему вам это важно?» Если у участников уже сформировано отношение доверия, в отдельных случаях любящих теоретизировать и задавать уводящие в сторону вопросы придется вернуть к реальности вопросом: «Как этот вопрос связан с нашим спасением?»

Вопросы для последнего круга

Вопросы последнего круга пускаются по кругу, и, во-первых, позволяют включить тех, кто до этого молчал, во-вторых, подчеркивают значимые моменты в обсуждении для участников.

Что сейчас вы думаете о…?

Какой стих вас здесь задел? Что вам больше всего нравится в этом эпизоде?

Что из этого для вас трудно, звучит как вызов?

Что было важно лично вам в обсуждении?

Методика Общества друзей Св. Писания (Scripture Union)

Scripture Union – международное движение, вот уже более 150 лет занимающееся разработкой методик и планов для изучения Библии с детьми, подростками, молодежью и взрослыми. Их подход к чтению Писания также построен на последовательности вопросов, которые позволяют пройти весь путь от знакомства с текстом к его применению и даже свидетельству.

Помолитесь, чтобы Бог помог вам понять прочитанное.

Прочитайте текст.

Подумайте над прочитанным, задайте себе несколько вопросов:

О ком и о чем идет речь в этих стихах? (пересказать текст)

Чему учит этот текст о Боге Отце, Иисусе Христе и Святом Духе?

Происходит ли нечто подобное в наши дни, или это относится только к библейским временам?

Есть ли здесь пример для подражания, повеление к действию или, возможно, предупреждение?

Имеется ли здесь обетование?

Какую истину открывает для меня сегодня Бог из прочитанного?

Какой стих мне следует запомнить?

Если есть время, найдите другие отрывки Писания, которые могут помочь лучше понять прочитанное.

Помолитесь. Просите Бога указать, в чем Вы должны раскаяться, как верить и быть послушным, как благодарить и прославлять Его, выскажите Богу свои просьбы.

Примените. Как вы можете практически применить прочитанное?

Поделитесь. Чем из того, что вы сегодня прочли, вы можете поделиться с другими людьми?

В чем будет специфика православного подхода к чтению Писания?

  1. Согласно Отцам, главное – молитва и чистота души, а не многоразличные знания[3].
  2. Поиск Христа в Писании, и чтение Писания в контексте всей жизни Церкви.
  3. Готовность не просто изучать, но применять к жизни, читать Писание делами.
  4. Также может быть полезным применение теории 4 смыслов Писания (буквальный, прообразовательный, аллегорический/нравственный и анагогический). Например, Иерусалим можно понимать как город, образ завета, души и Царства Божия. Война, соответственно, может восприниматься в буквальном смысле, или как противостояние Церкви и мира, борьба с помыслами и духами злобы, небесная война Агнца.
  5. Один из удачных способов чтения – это посмотреть, на что делают акцент комментаторы, и перевести их мысли в вопросительную форму.

 

[1] См., напр., В.Е.Хализев. Диалогичность как понятие герменевтики//Теория литературы https://lit.wikireading.ru/43723

[2] Более подробно см. А.С. Десницкий. Введение в библейскую экзегетику. М., 2011; Г.Осборн. Герменевтическая спираль. Общее введение в библейское толкование. Одесса, 2009.

[3] В.С. Стрелов. О изучении Писания в раннем монашестве (по материалам древних иноческих уставов и патериков)

2 thoughts on “В. Стрелов. Вопросы при чтении Св. Писания

Добавить комментарий