В.С.Стрелов. Занятие с детьми о послушании. Раб, наемник, сын

Говорить с детьми о послушании «в лоб» не имеет особого смысла. Ведь «правильные ответы» знают все, и дети прекрасно умеют делать вид, что слушают. Как же заинтересовать ребенка, чтобы он действительно участвовал в разговоре, чтобы это как-то коснулось его сердца?

На выезде семейных пар «Кана» я заявил детям, что меня попросили подготовить с ними занятие на тему «Раб, наемник, сын», – ­­но я не знаю, как это сделать! Естественно, это раззадорило участников, они стали грозиться, что проверят у моей жены, так ли это.

И все же, в чем разница между радом, наемником и сыном? Без ребят я не справлюсь! Посмеявшись, мы все вместе обсуждали разницу между ними и заполняли таблицу (сначала писали сами дети, изображали героев, потом уже, когда внимание стало ослабевать, более активно включались ведущие).

Сначала озвучивался вопрос-задание, потом мы обсуждали ответы и записывали их (а иногда – изображали).

 

Вопрос Раб Наемник Сын
Просто опишите, кто это, каковы его отличительные характеристики Невольник, принадлежит хозяину Слуга, сотрудник на работе Родной
Разыграйте в сценке отношения Стоит на коленях, молит Просто внимательно слушает, кивает Обнимает
Как называет того, с кем он общается? Господин, владыка, хозяин Начальник Отец, папа
Что он чувствует по отношению к другому, что им движет? Страх Личного отношения может не быть, а важны деньги, выгода Любовь, долг
Как он ведет себя, если не получит того, что обещано? Ропщет, сплетничает – но не выскажет хозяину напрямую, что думает Спорит, напоминая о договоре. Иногда ведет себя как раб. Доверяет, поэтому напомнит, спросит, выразит свои чувства отцу
Как будет себя вести, если его не видят? Убежит, бездельничает Верен обязательствам, но не более. Может притвориться, что работает. Трудится по любви, желанию помочь

В процессе обсуждения мы пытались понять, что это означает в отношениях с родителями? Как мы себя с ними ведем? Например, если родители обещают что-то купить за хорошие оценки, означает ли это, что мы действуем как наемники?

Мне хотелось продолжить с разговором о 5 заповеди, но соведущая Евгения вспомнила о том, что дети тем и отличаются от наемников, что могут выразить свои чувства, и мы сошлись на том, что они немного устали, и нужно поиграть. Поиграли в репку (распределяем роли и рассказываем сказку, каждый раз, когда звучит имя персонажа, он приседает и встает), на роль репки поставили самого активного.

Потом поговорили о 5 заповеди, именно в контексте почитания родителей.

Помимо того, что вошло в соответствующую беседу из катехизации (см. выше по ссылке), мы обсуждали конкретные случаи – Ноя и Хама, блудного сына.

Считается, что дети могут только в трех случаях не послушать родителей: когда они толкают на грех, запрещают изучать Слово Божие и жить духовной жизнью, и когда принуждают к браку без согласия самого ребенка. И у одной из участниц возник вопрос по поводу послушания: а почему исключения такие странные: с одной стороны, очень широко – не слушать, когда родители толкают на грех, а с другой стороны, очень узко, — человек не обязан жениться по указанию родителей, если не согласен. И этот замечательный вопрос вывел нас, с одной стороны, на разговор о заповедях в Священном Писании (чтобы точно знать, что грех, а что нет, важно хорошо знать Писание), о роли молитвы к Богу и совета в Церкви (когда непонятно, как поступить, стоит молиться Богу о просвещении и посоветоваться с другими верующими). С другой стороны, на примере исключения брака по принуждению можно говорить о важности самостоятельности, не только в браке, но и в принципе во взрослых решениях, нести ответственность за которые нам, а не родителям. Впрочем, вспомнили и анекдот «Надо было слушаться маму».

Все завершилось чаепитием. Еще раз убедился, что заниматься с детьми – радостно!

Сейчас, когда я пишу эти строки, на ум приходит помолиться:

«Господи, дай мне страха Твоего, чтобы удержаться от греха.

Господи, научи меня верности, чтобы исполнять все, что сказано в заповедях Твоих.

Боже, открой во мне источник любви Твоей. Аминь».

 

4 thoughts on “В.С.Стрелов. Занятие с детьми о послушании. Раб, наемник, сын

Добавить комментарий