044 Начало мудрости Притчи 1:1-2:22

044 Начало мудрости Притчи 1:1-2:22

От Псалмов мы перейдем к книге Притч. Нам придется привыкать к языку, и гораздо больше – к философии этой книги, сильно отличающейся от философии сегодняшнего дня. Попробуем?

 

1:1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

 

Знания – сила, сказал Ф.Бэкон. И сегодня мир жаждет знаний – чтобы победить в технологической борьбе, возвыситься, обрести власть и силу. Даже изучение Библии в академических институтах часто заточено на то, чтобы стать «экспертом».

Но знание, которое предлагает книга Притч — другое, жизненное. Хотели бы вы научиться мудро поступать в житейских ситуациях? Хотели бы узнать, как дисциплинировать себя, развить цельный характер (все это входит в понятие, которое у нас переведено как наставление)? Вам интересно  научиться подлинному пониманию? Стремитесь стать справедливым и добродетельным? — Читайте книгу Притч.

Книга Притч уникальна тем, что ее авторы не изрекают откровений, но при этом говорит о практическом воплощении воли Божией. Если Закон говорит: «Не укради», то в притчах объясняется это на примерах: «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро».

 

4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;

5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

 

Эта книга рассчитана и на простых, чтобы заточить их ум рассуждениями, и на молодых, чтобы передать опыт жизни и научить разбираться в жизненных ситуациях, и даже на мудрых и разумных.

Иногда это будут пространные рассуждения, иногда – краткие изречения, которые могут с первого взгляда показаться банальными, иногда – взаимно противоречивые суждения, парадоксы (Притч. 26:4-5). По мнению И.Я. Грица, банальностей в этой книге нет (их вообще нет в Библии), просто мы не умеем читать текст: книга Притч содержит ответы, но вопросы остались вне текста. Читая, важно строить предположения, по какому поводу сказано то или иное.

 

7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

 

Первое поучение книги Притч связано с источником мудрости.

Страх Господень – это не эмоциональное состояние, а скорее, выбор, привычка принимать решения не самостоятельно, по настроению или исходя из человеческой логики, — но принимать их перед Богом, понимая, что Он нас видит прямо сейчас.

Если это есть – будет и все остальное. Если не будет главного, то в частностях ты можешь быть велик, но такой же величины будут и твои ошибки (см. судьбу Ахитофела).

Что же до того, чтобы принимать или презирать мудрость и наставление, то книга Притч как бы ставит вопрос. А умею ли я слушать других, и слушать так, чтобы не только услышать, но еще и действовать по услышанной мудрости? Пока я этому не научился, я остаюсь глупцом.

 

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

 

С первого взгляда кажется, что это изречение – просто один из столпов семьи в традиционном обществе, иначе при том уровне технологий не выжить.

И у современного читателя может возникнуть сопротивление. Родители выросли в обществе, не знавшем рыночной конкуренции, где насаждалась безбожная культура, и государству нужно было верить больше, чем даже близким людям, а современность кардинально отличается от того, что было даже двадцать лет назад; представления родителей о жизни, взаимоотношениях могут быть дисфункциональными, как выяснили психологи, – так что же их слушать?

Полагаю, автор Притч был в каком-то виде знаком с такими возражениями. В чем же и зачем тогда их слушать, и почему это так важно, что стоит сразу после страха Господня? Как вы сами думаете? Давайте «подвесим» этот вопрос. Попробуйте пожить с этим изречением хотя бы несколько часов.

Видимо, с такими вопросами сталкивались и комментаторы, и появляется мысль о том, что речь идет только о тех наставлениях и заветах, которые основаны на Законе Божьем. Это красивое толкование, но оно не основано непосредственно на тексте. Все-таки заветы предков – это заветы предков (см. Иер. 35:12-19).

Я задал вопрос о понимании этого стиха в семейном кругу, и теща вспомнила, что прабабушка моей жены говорила дочерям: «В нашей семье замуж выходят только один раз». А мой папа ответил, что сказал бы в соответствии с тем, какие слабости видит (в стиле «берегись…, не делай так-то…»). И ведь действительно, кто лучше может знать нас, чем те, кто нас воспитывал? А есть ли в вашей семье подобные наставления? Готовы ли вы слушать и слышать своих родителей?

Возможно, все проще, и под наставлениями отца и матери подразумевается то, что идет непосредственно дальше, вплоть до конца четвертой главы.

 

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;

13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —

15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

 

Казалось бы, очевидные вещи, о которых мы уже читали: избегай общества плохих людей (Пс. 1). Но если первый псалом говорит об этом в целом, то автор книги Притч уточняет: берегись тех, кто жесток, тех, кто хочет приобрести богатство неправедным путем.

Почему важны эти уточнения?

Во-первых, насилие никуда не делось. Очень часто подростковые и молодежные группы выбирают для себя «козла отпущения». И те, кто до этого не был склонен к жестокости, в группе вдруг меняются, участвуют в общей травле жертвы.

Во-вторых, и поиск легкого обогащения по-прежнему является серьезным соблазном. Зачем работать, если можно украсть, взять кредит или в долг и не отдавать?

Результатом жестокости и воровства будет гибель – охотник сам попадет в силок (так можно понять ст.17-18), и разрушит свою душу – тревогой, виной.

В.В.Сорокин видит здесь еще одну важную грань: мудр не тот, кто не грешит из страха наказания, но тот, кто имеет возможность грешить, но сознательно удерживается от этого.

В каком-то смысле это наставление повторяет 5-6 заповеди Декалога, только в приложении к конкретной действительности (а Притч. 2:16-19 будет связана с 7 заповедью).

 

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

22 «доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

 

На Ближнем Востоке, где были распространены тексты, подобные книге Притч, за мудрость нередко отвечала отдельная богиня. Но в нашем тексте у мудрости нет самостоятельного имени (это уже переводчики, угадывая в фигуре Премудрости Христа до воплощения, выделяют ее заглавной буквой с приставкой).

Премудрость возглашает в публичных местах, при входе в город, где сидели народные мудрецы. Мудрость – это не что-то тайное, каждый может ее найти и ей научиться. Но проблема в том, что люди не хотят ее слушать. Я сначала написал «многие люди», а потом оставил просто «люди», потому что автор хочет как раз показать: сопротивление мудрости – в природе человека.

Ст. 22 ставит перед нами вечные вопросы.

Готов ли я идти до конца в поиске истины, или удовлетворюсь мутными представлениями и скепсисом, ничего от меня не требующим, буду просто жить, как живется, ожидая, что мудрость придет просто с годами?

Не происходит ли так, что я буйствую, т.е. цинично и надменно высмеиваю других, их поиск, и найденные ими ответы?

Нет ли во мне ненависти к подлинному знанию, — потому что оно всегда требует от человека серьезных изменений в жизни?

 

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

 

Премудрость предлагает обратиться к ней, и обещает Духа. Когда мы учимся логике и философии, мы начинаем лучше мыслить. Когда изучаем конкретные дисциплины, постигаем законы той или иной сферы жизни. Но что означает это излияние Духа? Что оно меняет в нашем постижении реальности?

 

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня,

30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

 

Слова Премудрости кажутся жестокими, но ужасно здесь как раз совсем иное: Премудрость зовет, приглашает, а человек не хочет слышать, ненавидит знание, презирает обличения, ни во что ставит страх Господень.

По своему стилю эти стихи напоминают обличения пророков (Ис. 65:2 и др.). Если послушаешь – будешь в безопасности. Если не будешь слушать – пеняй сам на себя. Мне кажется, Христос основывался именно на этом образе книги Притч, когда рассказывал притчу о доме на песке (Мф. 7:24-27).

 

В начале второй главы слово вновь берет мудрый отец:

 

2:1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;

4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

 

Я читаю эти строки, и слышу, как мне говорится: не относись легкомысленно к знанию, трудись над ним, ищи его, поставь его выше остального.

Если вы читаете эти строки, значит, вы уже в какой-то мере приобщились к мудрости Слова Божия. Но хватит ли у вас желания, чтобы идти дальше, не остановиться на первом прочтении отдельных текстов, а регулярно углубляться во всю Библию? Искать действительно понимающих учителей, а найдя, сделаться их верными учениками? Принимать слова мудрости и хранить при себе ее заповеди, т.е. жить ими?

 

Может быть, сейчас в ответ просится: «Если говорить честно, всякая Божья премудрость – это хорошо, но есть много всего, что нужно практически сделать в жизни».

И об этом автор подумал, поэтому он продолжает о награде:

 

5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;

7 Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно;

8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

 

Еще раз повторяется, что премудрость, необходимая для жизни, — от Бога. Это Он является источником понимания правильных, безопасных путей жизни. Без Него жизнь не построишь.

Но как практически жить шестым стихом? Я предлагаю «подвесить» и этот стих. Поделитесь, к чему вы придете, в комментариях.

 

9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

 

Мудрость, к которой говорится в Притчах, не просто сохранит от неразумных поступков. Она позволит разбираться в людях, понимать, кто из них достоин общения, а от кого лучше держаться подальше.

 

16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее — к мертвецам;

19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

 

В первой главе мы читали о том, чтобы держаться подальше от жестоких людей, ищущих легкого обогащения. Здесь же говорится о чужой жене, которая нарушает верность своему мужу.

В книге Притч она будет упоминаться не раз, и раньше я задавался вопросом, зачем об этом говорится, — и так все очевидно. Но недавно я увидел на живом примере близкого мне человека, насколько, увы, это может быть разрушительно. Здесь и безумная ревность обманутого супруга, заставляющая опасаться за жизнь, и непомерные требования со стороны новой «подруги жизни», и молчаливый укор супруги. А если есть дети, все это отражается на них. Вина, страхи, безвыходность становятся постоянным спутником человека, презревшего это поучение.

 

20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;

22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

 

Мы коснулись только первых двух глав, но уже, надеюсь, стало понятно, зачем и как читать эту книгу лично для себя.

А ведь родители могут посмотреть на Притчи с точки зрения педагогики.

В современном мире мамы и папы часто заботятся о том, как образовать детей, обучить наукам и языкам, но просто не знают, что воспитывать. Эта книга может дать немало мыслей именно по стратегии воспитания (только читайте, пожалуйста, с хорошим комментарием, а еще лучше – обсуждая с заинтересованными людьми, для этого стоит даже организовать отдельный семинар).

——————

PS Поскольку в комментариях на Фейсбуке возникла тема того, что мы неверно понимаем многие базовые понятия Библии (страх Божий, вера, покаяние, спасение, Церковь и пр.), и из-за этого читая библейский текст, чувствуем сопротивление, боремся с образом «бога», который вырастает из таких неверных пониманий, предлагаю:

  1. конкретно по этому отрывку — посмотреть мое исследование о понятии страха Божия в Писании, которое я делал еще 15 лет назад (в приложении).
  2. помочь мне с определением таких понятий и отрывков, которые вызывают у вас недоумение — напишите, что вам неясно, не нравится в Библии, — постараемся с этим разобраться в отдельной публикации.

PPS Выяснилось нечто более важное. Чтобы понять свои заблуждения, обнаружить свое непонимание, человек должен ЗАХОТЕТЬ искать. Комментарии помогают только тем, у кого уже есть это «алканье и жажданье правды». И, мне кажется, об этой жажде и говорит сегодняшний текст.

 

5 thoughts on “044 Начало мудрости Притчи 1:1-2:22

  1. Но какова природа самого состояния называемого «страхом»?
    Что происходит с нами когда мы боимся?
    Я считаю, что страх — это боязнь утраты ценности. Чем выше ощущение ценности, тем выше страх ее утратить. Природой заложен в человека страх смерти (может быть это связано с неизвестностью того, что ожидает человека) который во многом определяет жизнь. Митр. Антоний где-то сказал, что страх перед смертью наполовину съедает жизнь, обуславливает ее.
    Когда мы испытываем чувство страха, то это говорит о том, что мы боимся утраты.
    Утраты, и, соответственно ценности, можно разделить на две определяющие группы — жизнь (назовём ее условно- биологической) как средство для получения удовольствия. И страх потери Бога. Но Последнего в » чистом виде» никто не видел, и даже Единородного, » сущего в недре Отчем, (Которого) Он явил.»
    Поэтому, говоря о Боге как ценности, которую боишься потерять, следует дать себе отчёт, о чем идёт речь. Может быть он занимает служебную роль, охраняя и подавая те блага жизни посредством которых мы получаем радость. Адам «убоялся» Бога, однако это не придало ему мудрости, начало которой полагает «страх Господень».

  2. Хотелось бы поделиться мыслью по поводу 6- стиха — Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;
    Интересно ,что Господь действительно любит и дает, но как же это почувствовать и получить ?
    Мне кажется ,что непрерывность отношений с Богом через его слово (Свящ.Писание) а также живая молитва и церковное общение могут служить ключиком к пониманию, но в моей жизни редко это совмещается в одинаковых пропорциях и случается что читаешь чуть больше, молишься чуть меньше ,или наоборот, а общения в церковной общине и того меньше.
    Но с другой стороны есть надежда и упование , что Господь наполнит наши сердца мудростью и терпением, нужно ему только дать возможность это сделать.

Добавить комментарий