Пей воду из твоего водоема

Пей воду из твоего водоема

Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.

Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 5:1-15

1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.
3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, —
12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Притч.5:1-15

Вред для окружающих

И раньше автор книги Притч затрагивал вопрос, в чем же на практике состоит мудрость, а этот отрывок полностью посвящен заповеди «не прелюбодействуй», седьмой из десяти заповедей. Речь идёт о нарушении супружеской верности, измене. В народе бытует мнение, что «хороший левак укрепляет брак». Но вынимание из-под дома фундамента – вынимания во всех смыслах слова – и заботы к собственному супругу и отнесение его к чужому дому никак не может укрепить собственный. Чужую семью измена также разрушает, потому что в супружеских отношениях третий лишний. Отдавая что-то в чужую семью, даже если это просто забота, человек нарушает равновесие и своей семьи, и той семьи. Но что делать, если чужая жена просит о помощи и жалуется на супруга? Держать дальше от нее путь свой и не подходить к двери дома ее, отвечает автор Притч и «пить из своего колодезя». Но, казалось бы, кому плохо, если любовница не замужем? Во-первых, конечно, плохо жене – ведь у нее продолжает отниматься то, что должно принадлежать только ей. Плохо и любовнице – как правило отношения, не ведущие к браку, для женщины унизительны. Получая что-то в этих отношениях, она, тем не менее, страдает, потому что не получает всего, что нужно женщине для счастья в отношениях – надежности и ощущения, что она единственная. Она не единственная, увы, и она крадет чужого мужа, но счастья ей это не приносит. И плохо самому изменнику.

Вред для человека

1. Нарушение заповеди разрушает человека
Нарушение седьмой заповеди разрушает не только свою и чужую семью. Измена разрушает саму жизнь человека, лишая его сил. Не праведную жизнь, а именно жизнь как таковую. Всякую. И дело тут не в сексуальных излишествах, порой пагубно сказывающихся на здоровье — это лишь следствие, до которого доходит не каждый развратник. Дело в разрушении целомудрия. Целомудрия в смысле той внутренней цельности, без которой жизнь невозможна потому, что жизненная сила будет утекать, как вода в песок. Дело не в том, что разврат безнравствен. Божьи заповеди вообще, как ни парадоксально это прозвучит, не делают мораль и нравственность самоцелью: Богу нужна не наша нравственность, а наше сердце. Нарушение заповедей страшно не тем, что оно аморально, а тем, что оно отрезает нас от Бога. Не позволяет Ему войти в наше сердце. А значит, лишает нас того источника жизни, без которого мы не можем существовать как люди.

2. …Потому что человек отличается от животных
Человек изначально не был задуман для автономного существования, к которому Бог предназначил все остальные живые существа. Собака, кошка, даже обезьяна или дельфин самодостаточны, «их душа в их крови» (Быт. 9:4) и больше им ничего не нужно для того, чтобы жить. Сотворены они соответственно собственному виду, качество которого определено Богом («по роду их», как передаёт это Синодальный перевод, Быт.1 :24–25). Они существуют сообразно заданному для них Богом алгоритму, выражающемуся, например, в инстинктах – инстинкт перелета, инстинкт материнства, инстинкт размножения. С человеком все по-другому. Вот что говорится в Библии о создании человека: «26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26,27)» «7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт.2:7) Человек существует лишь как образ и подобие Бога. Он – дух в первую очередь, а природа, прах, лишь во вторую. У человека нет природного алгоритма его собственного существования, как есть у животных, потому что человек не предназначен Богом для относительно автономного существования. Жизнь человека всецело определяется дыханием жизни, которое Бог даёт ему при сотворении: именно это делает человека «живой душой» (Быт. 2:7).
Дыхание — процесс непрерывный. Оно должно продолжаться, и, пока продолжается, человек остаётся человеком, а жизнь его протекает в полноте. Эту жизнь во всей её полноте Библия и называет «душой». Тут всё, от самых высоких и глубоких духовных движений до простой физиологии, вроде дыхания и кровообращения. Вопрос лишь в том, что преобладает в человеке: дух, дыхание жизни или природа.

3. …даже после грехопадения…. 
После грехопадения «душа» человека, как и животного, оказывается в крови (Быт. 9 : 5 – 6). Это означает, что в человеке вместо духа возобладала животная природа. В падшем состоянии, когда природа преобладает, может показаться, что человек и есть одна животная природа или природа по преимуществу, что от животных он не отличается или отличается совсем немного. И тогда у человека может возникнуть иллюзия того, что для него возможен секс без вовлечения в процесс всего его существа во всей полноте его жизни. Как для животных: у них секс и в самом деле сводится к одной физиологии. Однако для человека такое невозможно. Невозможно объективно, в связи с особенностями человеческой природы. Для человека вообще важно единство духа и природы. Воли и поступка. Намерения и действия. Важно везде и всегда, но особенно в половой сфере: слишком глубоко эта, казалось бы, чисто физиологическая функция связана с психической природой человека, слишком глубокое влияние связанные с полом переживания оказывают на духовное состояние. Сам человек это замечает не всегда, но если мы чего-то не замечаем, оно не перестаёт существовать.

4. …поэтому для человека невозможен просто секс.
Близость, кажущаяся исключительно физиологической, на самом деле вовлекает в отношения всего человека, телом, душой и духом, желает того сам человек, или нет. Павел не случайно говорит о том, что совокупляющийся с проституткой становится с ней единым телом (1 Кор. 6 : 16). Казалось бы, это невозможно: ведь никто не рассматривает эту связь всерьёз, как нечто данное на всю жизнь, а то и на всю вечность. Но объективно получается именно так. И если человек этого не понимает, если он не принимает свои сексуальные связи всерьёз, считая их чем-то мимолётным и преходящим, он неизбежно внутренне раздваивается. Его тело и душа начинают жить отдельно от его духа, от того глубинного духовного «я», проявления которого и определяют духовное состояние человека и его жизнь. Всё существо человека пересекает глубокая трещина, жизнь его оказывается внутренне надломленной, и вопрос лишь в том, как этот надлом проявится и когда сам человек его заметит. В этот надлом и уходит жизненная сила. Тогда путь праведности становится для человека невозможным — ведь он требует от человека внутренней цельности, которую развратник не может обрести, пока не перестанет быть развратником. До тех пор ни о какой мудрости говорить не приходится.

Чем плох «гражданский брак» и развод

Именно поэтому Церковь не одобряет ни так называемый «гражданский брак» без регистрации, когда люди живут вместе, чтобы «попробовать», как им будет вдвоем. В таких «пробах» нет цельности. Вроде бы и секс, и общение, и быт – а посвящения друг другу жизни и верности нет, ведь предполагается, что в любой момент любой из участников может уйти, если встретит кого-то «получше». Это точно так же разрушает душу, как и измена. Если люди собираются пожениться и поэтому живут вместе – что мешает сначала пожениться, а потом съезжаться? Если же люди думают и не знают, жениться им или нет, они создают для себя ситуацию нецельности, мешающую слышать Бога. По той же причине не одобряется и развод. Человек так создан, что если он вступает с кем-то в сексуальные взаимоотношения, эти отношения должны быть единственными, ведь они затрагивают всего человека. Они должны проходить через всю жизнь. К сожалению, по человеческой слабости так получается не всегда. Но именно это полезнее всего для человека.

В качестве дополнительного материала вы можете прочитать в книге Бытия историю Иосифа, проданного братьями в Египет и отказавшегося обратить внимание на чужую жену. На первый взгляд, он пострадал от этого, жена его оклеветала и Иосифа бросили в темницу. Но Бог был с ним даже в темнице, и «во всем, что он делал, Господь давал успех». Это глава 39 и дальше история Иосифа продолжается в главах 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47

Источник: http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/?SECTIO

Добавить комментарий