050 Последняя книга Ветхого Завета — Мал. 1:1-4:6

050 Последняя книга Ветхого Завета — Мал. 1:1-4:6

Книга, которой заканчивается канон Ветхого Завета. Какой она должна быть?

Должна ли она суммировать все сказанное ранее, напоминать основные вехи истории или высвечивать центральные идеи благовестия? Мы приступаем к книге Малахии.

В переводе с древнеевр. Малахия означает «Мой вестник». И мы не знаем, это личное имя, или псевдоним. Мы ничего в точности не знаем о самом пророке. Вероятно, книга написана в период, когда остаток народа Божия вернулся из Плена, Храм был восстановлен (хотя и строился долго, и стал гораздо более скромным), люди пытались как-то вернуться к прежней жизни, а место пророков, обновителей религиозной жизни и суровых обличителей царей, постепенно занимали книжники – хранители знаний, традиции, учителя.

Да, великие пророки прошлого обещали Новый Завет, обещали новый Иерусалим и Храм, обещали воскрешение нации, — но где все это? Мы видим, говорили люди, лишь историческую инерцию, неоткуда ждать надежды на обновление жизни. Будущее туманно. Может быть, Бог забыл свой народ, может быть, Он больше не любит Израиль?

И в этот момент звучит пророческое слово Божьего вестника, Малахии.

 

1 Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию.

2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова,

3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни.

4 Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда.

5 И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!»

 

Книга построена как разворачивающийся диалог. И первый вопрос задают люди: откуда мы знаем, Господи, что ты нас любишь? Ответ простой: сравните себя с родственным народом, потомками Исава – разве земля, которая у вас, не лучше ли в сто крат, не благословлены ли вы, народ Мой? Любовь Божья — это не про государственное строительство, не про территориальную экспансию[1], а про то, как живет народ, умножается ли, радуется ли жизни.

Я не могу не думать о преп. Сергии. На мой взгляд, с ним, с его верой и духовным наследством связаны чаяния русской земли. Может быть, наше будущее связано и с другими подвижниками, — но именно Сергию были даны обетования, подобные Аврааму. И Господь действительно любит нашу землю. Сколько замечательных плодов она принесла в культурном, научном плане! А что мы живем как живем – разве же Господь виноват? Мы в очень похожей ситуации. 

  

6 Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»

 

Вопрос здесь важнее конкретного ответа, который будет дан ниже. В чем должно выражаться почтение и благоговение перед Всевышним сегодня, в XXI веке? Чем мы бесчестим Бога? Чем его бесславят служители алтаря? Чем его лишаю славы конкретно я?

 

7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».

8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.

 

Бог отвечает: вы бесчестите меня своими жертвами, которых приносите по остаточному принципу: «Вот Тебе, Боже, что нам негоже».

Мы не приносим хлеба или животных в жертву. В сегодняшней Церкви Евхаристия окружена особым почтением.

Но как быть с другими жертвами? С жертвой временем? С жертвой хвалы (Пс. 49:23)? С сокрушенным духом (Пс. 50:19)? С тем, чтобы самим становиться жертвой живой, т.е. служить Богу и братьям (Рим. 12), или даже «жертвой за жертву», т.е. идти на страдания за веру в Сына Божия (Флп. 2:17)?Как быть с тем, наконец, что для ранней Церкви участвовать в Евхаристии недостойно – это безразлично относиться к тем, кто с тобой в одной общине, и нуждается (1 Кор. 11:20-34)?

Я не пишу комментариев для пастырей, но мне кажется, что текст Нового Завета, который уместен для священнослужителей в этой связи – это 1 Петр. 5:2-3: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду».

 

9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.

10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне.

 

Пророк утверждает, что лучше никак не служить Богу, чем служить так, что это будет для Него бесчестием, — тем более, что Ему надлежит прославиться не только в Израиле, но и у всех народов:

 

11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.

12 А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная».

13 Притом говорите: «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.

 

Бог упрекает здесь своих служителей за отсутствие рвения в выполнении своих обязанностей, за то, что забота о собственном благополучии идет впереди служения Богу.

Перевод LXX понимает слова про труд как попытку найти себе оправдание. «Мы поступаем так ввиду трудных обстоятельств», — говорят нерадивые служители. Но проблема на самом деле в том, что они просто не прикладывают к своему служению сердца.

 

14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов.

2:1 Итак для вас, священники, эта заповедь:

2 если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца.

 

Часто можно слышать, что Бог действует и через недостойных священнослужителей. Данный текст побуждает в этом усомниться, и искать пастырей, которые служат действительно от сердца – хотя бы для этого и пришлось прикладывать усилия.

 

3 Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним.

4 И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф.

5 Завет Мой с ним был [завет] жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.

6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.

7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.

8 Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф.

9 За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.

 

Отниму плечо — т.е. лишу частей от жертв, вам нечем будет питаться. Помет раскидаю — оскверню вас, так что вы будете ритуально нечиты и не сможете служить. Это пророчество об иудейских священниках исполнилось буквально в течение одного поколения после того, как Синедрион, состоявший большей частью из них, принял противоречащее Закону решение о казни Христа. К обвинениям в несправедливости присоединяется и укор в том, что священники не учат истинному пути Господню, не заботятся по-настоящему об исправлении нравов народа (ведь это труднее, чем просто «служить» у алтаря), и поступают лицеприятно, т.е. льстят сильным мира сего.

Но касается ли это только иудейских священников? Не это ли привело и к тому, что произошло с Церковью в начале XX века? И не является ли это предостережением сегодняшним священнослужителям и руководству Церкви?

 

От обличений священников пророк переходит к обличению народа.

 

10 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?

11 Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога.

12 У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу.

 

Женитьбу на дочери чужого бога можно понимать буквально, как браки с язычницами.

А дальше пророк обличает уже за разводы с законными женами, которые рыдают от этого перед алтарем Бога:

 

13 И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших.

14 Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

Ты предал верность – говорит Господь, а Я был свидетелем завета между тобой и твоей женой.

Дальнейшие два стиха являются сложными для перевода, и очень по-разному понимаются. Сначала приведем наш Синодальный текст:  

 

15 Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей.

 

Но не поступил ли так один праведник, в котором был великий дух? Действительно, согласно толкователям, Авраам отпустил Агарь, но он сделал это не потому, что ему она не нравилась, а потому, что он желал иметь потомство, обещанное Ему. Но Авраам в данном случае – исключение из правила, а вы берегитесь, не допускайте разводов – так можно было бы понять Синодальный пер.

Иудейский перевод даже не обсуждает исключений, а прямо утверждает, что ни один настоящий праведник не разводился с женой: «И ни один не совершил того, в ком был великий дух. Ибо чего желает такой человек? Потомства от Бога» (JPS).

В англоязычном мире сложилась третья традиция понимания, нашедшая свое отражение и в переводе РБО: «Разве не сделал Господь вас единым целым – и телом, и духом? В чем предназначение этого единого? Искать потомства, дарованного Богом». Здесь подчеркивается, что замысел Божий – именно в единстве брака, а кто разводится, тот этот замысел разрушает.

У меня нет возможности сейчас провести сравнительный анализ адекватности переводов, — но они, как мне кажется, не противоречат, а дополняют друг друга в основной вести. Бог хочет, чтобы супруги были едины и телом, и стремлениями души. Только так можно обрести потомство от Бога – т.е. детей, которые пойдут по стези родителей в вере (развод часто ударяет по вере детей), и именно такого потомства ожидает Господь. Ни один праведник не разводился, а если и отпустил Авраам Агарь, то не по тем причинам, по которым обычно разводятся сегодня.

 

16 Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно.

 

А вот 16 стих в Синодальном переведен совсем неверно. Смысл здесь иной: «Ибо Я ненавижу, говорит Господь Бог Израилев, когда вы отпускаете жену. Это все равно, что осквернить свою одежду насильственно пролитой кровью, говорит Господь Саваоф. Берегите дух ваш и не изменяйте».

 

17 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»

 

Наконец, третье обвинение против народа заключается в том, что израильтяне позволяют себе сомневаться в Боге, в Его правосудии. Они скептически ставят вопрос теодицеи: «Ну и где же ваш Бог, почему он терпит злодеев, Он что, любит их?» Это – грех маловерия.

 

И если вдуматься, все вышеперечисленное и препятствует народу заново ощутить благословения Божии. Если духовные руководители являют дурной пример и ведут не туда; если происходит смешение с язычниками; если рушатся семьи; если умы охватил скепсис и маловерие – что может сделать Бог?

 

 

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

 

Бог обещает задействовать последнее средство: посетить народ Свой. Его пришествию будет предшествовать его вестник, ангел Завета. Авторы Нового Завета видели в последней фигуре Иоанна Крестителя (который пришел в силе и духе Илии, о котором еще будет упоминание в конце главы), а в фигуре Господа – Самого Христа.

 

2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,

 

Пророк предупреждает, что люди часто требуют Божьей справедливости, не понимая, что суд может начаться с них самих.

 

3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.

4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.

5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

 

Возможно, если бы люди прислушались к обличениям Малахии, вся история пошла бы иначе, и сыновья Левия по-прежнему приносили бы жертвы правды, и сам народ бы остался жить на Земле Обетованной… Но народ не внял словам пророка, и священство перешло к другому народу, язычникам, и народ постигло рассеяние.

Впрочем, именно наше время здесь оказывается особенно важным, ведь иудеи вновь обрели Землю, и коэны, священники из колена Левия, по-прежнему существуют, и даже благословляют народ Израиля на Йом Киппур. Кто знает, не могут ли обетования Божии осуществиться в Его втором славном пришествии?

 

6 Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.

 

А что касается вашего маловерия, говорит Господь, то разве не чудо, что вы до сих пор существуете как нация?

Разве не чудо, что существует Церковь, несмотря на то, как далеко порой верующие отступают от заповедей Божиих?

 

Далее, обращаясь вновь к тебе жертвоприношений, Бог предлагает всем изменить свое отношение к собственности, и отдавать Божье Богу. Проверьте Меня, — как бы говорит Бог, — Я гарантирую, вы не обеднеете, наоборот, будете особенно благословлены за то, что наконец вкладываете свое сердце в служение Мне.

 

7 Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»

8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.

9 Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.

10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?

11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

12 И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.

 

Что же касается последней провинности, вашего маловерия в Мою справедливость, — просто выберите, с кем вы: с теми, кто сомневается и охладел к исполнению заповедей, или с теми, кто боится Бога и уповает на Него. Когда Я посещу вас, различие между праведником и нечестивым, служащим и не служащим Богу станет явным. Кстати, если в предыдущих отрывках у нас была оппозиция праведник-грешник, чтущий Бога-не помнящий и не знающий Бога, кощунник-славословящий Бога, то здесь добавляется еще «служащий-не служащий».

 

13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»

14 Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?

15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».

16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».

17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.

18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

 

А далее идет описание пришествия Божия.

 

1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;

3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.

 

В видении пророков часто первое и второе Пришествия сливаются. Для верующих, живущих между этими двумя временами, Христос, Солнце правды, уже пришел, но в виде кротком, как это описано у Исайи. И пока и праведные, и грешные живут, как доброе семя и плевелы на одном поле. Следующее же Его пришествие будет именно таким, как описано у Малахии и в плаче Господа над Иерусалимом (Мф. 24:29-31).

 

А чтобы к этим событиям подготовиться, от народа Божия требуются две вещи.

 

4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.

5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

 

От народа требуется верность Закону, и одновременно – жизнь в ожидании. И разве сейчас что-то изменилось?

 

—————-

 

Дорогие!

 

Я поздравляю всех, кому удалось прочесть эти тексты Ветхого Завета.

Наступает завершение года, мне необходимо сделать паузу, чтобы успеть подготовиться к проведению студенческой конференции и выпускному (всех приглашаем!), и заодно подумать, как двигаться дальше.

Надеюсь, вы лучше увидели, как читать Библию и извлекать из нее смысл, у вас появился интерес и желание читать дальше.

 

Я приглашаю вас читать Библию с нами, в Колледже «Наследие».

В начале августа у нас будет выездной недельный семинар (следите за анонсами!), и в течение всего лета можно связываться с нами насчет обучения в следующем учебном году.

 

Если вы что-то не успели прочесть, не расстраивайтесь. Тексты после доработки будут опубликованы либо у нас, либо на дружественных ресурсах (Экзегет или Предание), и вы сможете рекомендовать их своим друзьям.

 

Если вы хотели бы внести свой вклад в дело колледжа (расшифровкой, редактурой, переводами, технической поддержкой сайта, пожертвованиями, распространением информации о нас), пожалуйста, свяжитесь со мной.

 

Спасибо всем, кто поддерживал эти выпуски комментариями, вопросами, молитвой, и просто добрым вниманием!

[1] Если бы благословение выражалось в приращении территорий, Ахав был бы образцовым царем, ведь ему практически удалось вернуть Израилю территории, потерянные после распада Соломонова царства. Но в Библейской истории осталось лишь его несправедливость по отношению к Навуфею (3 Цар. 21) и попустительство жрецам Ваала, — за что его жестко обличал Илия.

Добавить комментарий