Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница?

Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница?

Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова, глава 19:16-25

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
22 Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
(Притч.19:16-25)

Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих

23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Правильней было бы перевести этот стих как «Страх Господень — жизнь, и имеющий его спит спокойно». Человек, пребывающий в Божьем присутствии и его ощущающий, редко бывает встревожен или обеспокоен, если, конечно, речь идёт именно о реально ощущаемом реальном же присутствии, а не о теоретической уверенности в Божьей близости или соответствующих эмоциях. Такая близость даётся Богом и без всякой заслуги, как Божий дар, а вот удержит ли её человек — зависит от него самого. Хотя в данном случае скорее надо было бы говорить не о том, как удержать у себя Божье присутствие или Божью благодать, а о том, как самому удержаться в этом присутствии, как не оказаться вне его.
Тут на первый план выходит путь, которым человек идёт по жизни, и Божьи заповеди, которым человек следует (или не следует). Поэтому говорится, что хранящий заповедь хранит свою жизнь (душу, выражаясь языком Библии), а идущий по жизни наобум, не думающий о своём пути погибает (16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет).

Пример нерадения о путях 

Раньше в пятое воскресенье Великого поста, бывшее вчера, Церковь вспоминала притчу о богаче и Лазаре. Богач, который наслаждался жизнью и не обращал внимания на лежащего у его порога Лазаря – яркий пример человека, который не радел о путях своих. В Ветхом Завете, как и в Новом, много раз говорится о необходимости милосердия. Вот и в сегодняшнем отрывке есть два стиха о милосердии: 17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. 22. Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. Первый стих побуждает жертвовать бедным, не боясь, что что-то потеряешь – ведь даешь взаймы Самому Богу, а на Него можно положиться, что Он не забудет таких вещей и не останется в «долгу». Второй стих подчеркивает, что даже если человек из-за своей благотворительности обеднеет, она сама по себе принесет ему радость. И что быть бедным не плохо, плохо грешить (быть лживым). Если бы богач прислушивался к этим словам из книги Притч, к заповедям Моисея и пророкам, его могла бы ждать совсем другая судьба.

Путь праведности — внешний и внутренний

Однако, речь идёт о заповедях не только как о некоем юридическом или моральном кодексе. Не случайно в той среде, где были написаны Учительные книги Библии, с понятием Торы (Закона) связывалось не только представление о своде норм и правил, но и нечто, относящееся скорее к внутренней жизни человека. В этом смысле тогда говорили о внутренней Торе, внутреннем Законе, без которого, как считалось, Тора внешняя не полна и мало чем может человеку помочь. Корни учения о внутренней Торе уходят в пророческую традицию: уже пророк Иеремия говорил, что наступит время, когда придёт Мессия, и Тора тогда будет уже не просто выбита на камне, а написана в человеческом сердце (31. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». (Иеремия 31:31-34)). 

Что такое духовная жизнь?

Что же это означает? Сердце — на языке Библии средоточие человеческой личности, её духовная глубина. Там — истоки воли человека, воля же в свою очередь определяет всю жизнь человека, все его отношения с Богом и людьми. Именно эти отношения в их динамике и есть духовная жизнь. И вся жизнь человека вообще также определяется волей: все решения, принимаемые человеком, каждый выбор, который человек делает, является духовным актом. Духовная жизнь — это вся жизнь человека, поскольку она состоит из принимаемых им решений и основана на выборе, который человек делает. И в зависимости от этих выборов можно оценить нашу духовную жизнь. Нам, конечно, привычнее считать духовной жизнью жизнь только религиозную – посты, чтение молитв, хождение в Церковь, – но на деле это не так: ведь общаться, устанавливать отношения, решать и выбирать нам приходится далеко не только в Церкви. В церковной жизни как раз может быть много такого, что никаких особых духовных усилий от нас не требует.

Закон Твой у меня в сердце (Пс.39:9)

В процессе установления отношений и принятия решений нам и нужна внутренняя Тора. Это не одни нормы и правила, хотя, конечно, иногда начать с них бывает проще. Детей, например, порой приучают следовать определённым нормам и правилам достаточно жёстко, понимая, что лучше так, чем никак. На определённом этапе своего становления человек зачастую действительно может воспринять лишь жёсткую внешнюю дисциплину (18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. 19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его). Иногда, как видно, и взрослые бывают немногим понятливее детей (19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его, 29. Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых. (Притчи 19:29)), но в нормальном случае взрослому человеку достаточно совета и наставления (20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым; в еврейском тексте речь идёт именно о совете и о наставлении, а не об обличении, как в Синодальном переводе).
Целью же как дисциплины, так и наставления является выстраивание своей жизни соответственно внутренней Торе. И тут важно перейти от Торы как юридического или морального кодекса, от заповедей как чего-то такого, что регулирует нашу жизнь извне, хотя бы мы и сами заставляли себя их соблюдать, к заповеди как внутреннему императиву, духовному и нравственному.
Этого не сделать без страха Божия, без осознания того Божьего присутствия, которое всегда с нами, того дыхания жизни, которое всегда в нашем сердце. За этим дыханием и скрыта Божья воля, которая, если мы позволим Божьему присутствию войти в нашу душу, откроется нам как непосредственно нами переживаемая реальность нашего внутреннего мира. Мы тогда ощутим Божью волю именно как волю Личности, отличной от нас, а не как нормы и правила, обычно её нам заменяющие. И в каждой ситуации, когда нам надо с кем-то общаться, что-то выбирать или что-то решать, Божья воля будет подсказывать нам правильное решение, правильный выбор, правильное поведение с конкретным человеком в конкретной ситуации. Соответствие или несоответствие Божьей воле той или иной ситуации или поведения того или иного человека станет для нас чем-то очевидным, чем-то таким, что вытекает из нашего внутреннего опыта. Но мы должны желать исполнить эту волю Божию, как сказано в псалме: «9. я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. (Псалтирь 39:9)» Тогда заповеди станут уже не нормами и правилами, а теми духовными опорами, на которых держится наша жизнь, теми створами, которые направляют её поток. Это и есть путь праведности, как понимает его Библия.

Источник: http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/?SECTIO

Добавить комментарий