040 Пророчество о разрушении Иерусалима и Храма Иер. 7:1-8:3

040 Пророчество о разрушении Иерусалима и Храма Иер. 7:1-8:3

Вчера мы читали об Илии, пророке-чудотворце царства Израильского, который жил в 9 в. до Р.Хр. Спустя два с лишним века в Иудейском княжестве действовал пророк Иеремия. Он не творил чудес, но зато вошел в историю как самый трагичный пророк: ему выпало пережить то, о чем он говорил — гибель Иерусалима и начало плена. О переживаниях пророка говорит книга Плач Иеремии (Л.Бернстайн гениально осмыслил пророчества Иеремии в музыке). Деятельность Иеремии продолжалась около 40 лет, и сегодня мы прочтем одно из ранних его пророчеств.  

 

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:

2 стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.

 

Иеремия становится во вратах Храма, чтобы как можно больше народа услышало весть от Господа. Люди обычно довольны, что пришли в Храм, совершили какой-никакой труд. Но Иеремия встречает их вовсе не со словами одобрения!

 

3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.

 

Неоднократно через Иеремию звучит предостережение о грядущих несчастьях. Но пока еще есть возможность их избежать: исправить путь и деяния. Путь – емкий образ, метафора жизни. Ты пришел в храм — хорошо. Но задай себе более глубокий вопрос: куда ты идешь? Какова твоя цель? Это прямой путь? Это путь от Бога, путь завета с Ним? Если ты идешь не туда, поворачивай, возвращайся – это и есть покаяние. 

 

4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».

 

Вполне возможно, что эти слова повторяли лжепророки, которые говорили якобы от имени Божьего, но не были посланы Им. И народ привык думать, что Бог защитит великую святыню, свой Храм. Многочисленные разграбления Храма так ничему и не научили. И, увы, мало кто мог различить, через кого в действительности говорит Бог.

 

5 Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,

6 не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, —

7 то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.

 

Бог через Иеремию требует нескольких вещей: справедливого суда, защиты слабых, уважения к ценности жизни, и верности Богу.

Эти слова актуальны как для реформы государства, так и для исправления жизни отдельного человека.

Хотя суд – дело специально поставленных людей, каждый из нас может стать участником производственного конфликта, а основы представлений о справедливости закладывают детям родители.

Пришельцев сегодня уничижительно зовут гастарбайтерами, и нередко пытаются им недоплатить, пользуясь незащищенностью. О сиротах и вдовах как будто заботится государство, — но это не снимает вопросы одиночества, субъективной ненужности инвалидов, обитателей домов престарелых, да и бездомных людей.

Уже в древние времена считалось, что оскорбление человека, уничтожение доброго имени, — близко к убийству, пролитию невинной крови. Но поколения наших отцов и дедов были свидетелями и прямого попрания заповеди о святости жизни – доносителями, «разоблачителями» — вспомните советских поэтов, травивших Пастернака. А разве те, кто сегодня лишает свободы невинных людей и заставляет до инфаркта переживать их близких, не восстает на невинную кровь?

Наконец, следование иным богам. Немецкий богослов Пауль Тиллих говорил об особой опасности идеологий, которые в отсутствие подлинной веры становятся   квазирелигиями и требуют от своих последователей не меньшей посвященности.

 

8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.

9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,

10 и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.

 

Люди нарушают 10 заповедей, но считают, что если они ходят в храм, участвуют в богослужении, приносят жертвы, это снимает с них всякую вину.

 

11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.

 

К Храму относятся как к разбойничьей пещере, где полно всякого богатства, но при этом можно вести себя как угодно.

Это обличение будет еще не раз звучать в истории, и направлено, прежде всего, против хранителей храма, служителей культа, наживающихся на народе.

 

12 Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.

13 И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, —

14 то Я так же поступлю с домом [сим], над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом.

15 И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово.

 

Бог предупреждает, что как святилище в Силоме было разрушено, а ковчег завета захвачен язычниками (1 Цар. 4), так произойдет и с Иерусалимом, и с Храмом…

 

16 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.

 

Иеремии не верили, считали его антипатриотом, чуть ли не работающим на неприятеля, чтобы охлаждать боевой дух иудеев. Но сам пророк раздирался между необходимостью пророчествать о грядущих бедствиях и одновременно ходатайствовать за народ, который он в действительности любил.

В этом – один из признаков настоящего пророка: он обличает тех, кого любит, и сам готов на жертву ради людей. Политический же демагог использует людей как средство для достижения собственных амбициозных целей.

Только если любишь, ты имеешь право на обличение.

 

17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?

18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.

 

Бог указывает Иеремии, что люди пытаются совместить служение Богу и языческий культ, в котором участвуют всей семьей.

 

19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?

20 Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет.

 

Бог не может быть равнодушен к неверности, к двоедушию. Возникает образ кипящего гнева и ярости, которые изливаются на землю, и из-за человеческих грехов страдает все.

 

21 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо;

22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;

23 но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».

 

21-23 стихи звучат революционно. Если вы откроете книги Исход, Левит, то половину глав будут составлять описания богослужения, особенно порядка жертвоприношений.  Но здесь Господь говорит, что Ему не нужны жертвы! Жертвы ешьте сами!

Если культ становится самодостаточным, богослужения совершаются, но в практической жизни, в отношениях царствует грех, – тем хуже для культа.

Богу нужно послушание, поиск Его голоса.

К сожалению, эти обличения и по сей день актуальны. Многие воспринимают православное христианство прежде всего как храмовое богослужение. Если с посещением храма в порядке, — можно быть спокойным, все хорошо. При этом что реально происходит в жизни человека с точки зрения Слова Божия, иногда не знает никто, и сам человек первый. Но «спасение совершается».

А «остальное» – углубленная катехизация, евангельские кружки, психологическая помощь, попытки осмыслить современную жизнь, в том числе внутрицерковную и политическую, в контексте Слова Божия, попытки воззвать к закону и совести, попытки реально что-то изменить, — это вызывает опасения, «как бы чего не вышло».

 

24 Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом.

25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра;

26 но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих.

 

С горечью Бог говорит о том, что настоящего Слова Божия люди не хотят слушать – оно требует слишком многого.

 

27 И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят.

28 Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их.

29 Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, [навлекший] гнев Его.

Трудность служения пророка в том, что его не слышат, а он все равно должен говорить. Это одиночество и непонимание: «Да замолчи же, наконец!»

Иеремии предлагается остричься, как во время скорби, траура.

 

30 Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его;

31 и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.

 

Рядом со стенами Иерусалима сегодня располагается зеленеющая долина Енномова или Генномова. Но во дни Иеремии там был устроен жертвенник для человеческих жертвоприношений, которые вызывают ужас и омерзение Бога. Позднее эта долина будет превращена в постоянно горящую свалку (отсюда образ Геенны огненной).

Сегодня нет сожжений детей, — но есть аборты, есть детские дома…  

 

32 За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть [место сие] Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.

33 И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их.

34 И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею.

 

Бог угрожает, что земля станет пустыней, т.е. все жители будут убиты или депортированы.

 

1 В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их;

2 и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле.

 

Осквернение могил – крайняя степень унижения.

 

3 И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф.

 

Жизнь в плену будет настолько тяжкой, что многие будут желать себе смерти.

В 722 г. До Р.Хр. пала Самария, столица Северного, Израильского Царства. В 597-586 году пал Иерусалим, был разрушен Храм, Иудея перестала существовать как отдельное государство и начался Вавилонский плен.

 

Свойство пророчеств в том, что они имеют несколько горизонтов исполнения. И то, что случилось однажды, может повториться, если народ будет невнимателен к Слову Божию.

3 thoughts on “040 Пророчество о разрушении Иерусалима и Храма Иер. 7:1-8:3

  1. Бог устами разных пророков внушает людям одно и то же: справедливость, милосердие и доверие Богу.
    * «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.»
    * «сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»
    * «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру»
    * «милости хочу, а не жертвы»
    * «сохраняйте суд и делайте правду»
    Как при первом храме, так и при втором люди были уверены, что Бог с ними, потому что они при храме, а поступали так, как будто Бога нет. В обоих случаях это привело к катастрофе.

  2. Весь этот отрывок очень перекликается с Евангелием.

    «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написа­но у пророков: „вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“. „Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте сте­зи Ему“. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя креще­ние покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся стра­на Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:1–5).
    Лк. 6, 46-7, 1″ Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?»
    «Притча о милосердном самарянине» (см. Лк.10:25–37)
    «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.» Мф. 21:12-13
    «И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.» (Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16-26)

    Проходят за днями дни, века за веками, мир меняется технически, но человек и в настоящее время духовно остаётся таким же «ветхим», как и при падении Адама. Так кто же может спастись? Как не утратить надежду к спасению? Только любовью Бога нашего Иисуса Христа! Только это вселяет надежду в душу человека. Иначе — отчаяние…

Добавить комментарий