031 Самуил слушает Бога 1 Царств 1:1-3:21

031 Самуил слушает Бога 1 Царств 1:1-3:21

Сегодняшнее чтение рассказывает о призвании на служение последнего судии Израиля, Самуила.

 

1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин;

 

Раматаим-Цофим, по одной из версий, переводится как «возвышенность пророков», т.е. место одной из пророческих школ. Вероятно, общение с этими людьми оказало влияние на Элкану. Но зачем нам знать что-то об Элкане и о его предках, разговор-то пойдет о его сыне Самуиле? – спросите вы. Мне видится, что достойный человек не рождается без усилий предыдущих поколений. Кроме того, если сличить родословие Елканы здесь и в 1 Пар. 6:33-38, станет понятно, что Елкана происходил из колена Левия.

 

2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.

3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там [были Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.

 

Ремарка о сыновьях неспроста. Эти молодые люди, как будет ясно в дальнейшем, порочили служение Богу. И тем не менее, Елкана продолжает ходить к Скинии.

 

4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части;

5 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее.

6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.

7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.

8 И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?

 

Елкана берет вторую жену, чтобы продолжить свой род. Он — человек благочестивый, совершает положенные паломничества к ковчегу Завета, и он старается утешить свою бесплодную жену. Но, похоже, то, что он выделяет ее, усиливает соперничество. Чем-то ситуация похожа на случай Сарры и Агари, или Рахили и Лии – только сама Анна не вступает в борьбу с сопериницей. Вместо этого она обращается к Господу. Похоже, столетия жизни народа Божия не прошли даром для этой семьи.

 

9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.

10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,

11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.

 

Анна использует прозвище Бога как Саваоф, Господь Воинств. Возможно, она намекает, что у Бога – мириады ангелов, тьмы небесных колесниц, что Ему стоит даровать ребенка бедной женщине?

Посмотрите, как она просит. Во-первых, создается впечатление усиленной молитвы. Во-вторых, она не зацикливается только на своем горе. Она жалуется и одновременно надеется, просит и обещает.

Анна дает обет, что посвятит своего сына Богу. И это – главное. Дальше уже детали. Анна уточняет, что бритва не коснется головы сына. Видимо, она посвятит сына в назореи (см. Числ. 6:1-21), которые должны воздерживаться от вина, не прикасаться к трупу, не стричь волосы. Два первых требования к назореям относятся и к служащему священнику, поэтому И.Я.Гриц полагает, что обет назорейства — это возможность постоянно быть готовым на служение Богу. Обычные священники «выпадали» из этого состояния ритуальной чистоты и должны были каждый раз возобновлять его. Другие комментаторы видят в назореях особый религиозный чин, близкий к служению пророков (назорея видели в Иоанне Крестителе и Самом Господе).

 

12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;

13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.

14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.

15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;

 

Как вы думаете, что хотел сказать автор этим описанием ошибки Илия?

  • Что иногда наши самые лучшие порывы души могут истолковать превратно?
  • Что искренняя молитва, «изливание сердца» пред Богом (Пс. 61:9) важнее принятых в обществе форм?
  • Что Илий уже здесь показан как человек, плохо различающий реальность?
  • Что Анна и с Илием, ее обвинившим, ведет себя кротко и в этом являет себя праведницей, и потому оказывается достойной благословения?
  • Что-то еще?

 

16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.

18 Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже [печально], как прежде.

 

Обет что-то меняет в человеке, его давшем. Посвящение жизни Богу дает свободу и радость, обновляет надежду. Присутствие Божие ощущается невероятно близко.

Но это посвящение – постоянная задача, каждый день заново.

 

19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.

20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа я испросила его.

 

Имя Самуил происходит от глагола шама – услышал, и Эль – Бог. Бог услышал молитву Анны. Одновременно это и пророчество о судьбе ребенка, ведь он будет слышать Бога, и Бог будет слышать Его.

 

21 И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои.

22 Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.

23 И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих]. И осталась жена [его], и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.

 

И снова Елкана показан праведником. Еще одни руки в хозяйстве никогда не бывают лишними, и он имел право отменить обет жены. Но для него есть нечто большее, чем прибыль – это благоговение пред Богом и любовь к супруге, уважение к ее выбору.  

 

24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, [взяв] три тельца и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя.

25 и закололи тельца; и привела отрока к Илию

26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;

27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;

28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.

 

Анна не была слепой, она видела, что в Скинии не все прекрасно, но ее доверие Богу превосходит опасения за сына.

 

2: 1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.

2 Нет [столь] святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.

3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.

4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;

5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.

6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;

7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.

8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.

9 Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.

10 Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.

 

Красота этой песни хвалы становится особенно видна, когда текст читают в оригинале со знатоками языка.

Мы можем лишь заметить, что Анна начинает с торжества (возможно, над соперницей), но не останавливается в этом, а переходит к славословию Бога, Его справедливости и милости, и даже начинает пророчествовать о будущем царе (!). Красной нитью проходит мысль о том, что те, кто надеются только на себя, оказываются посрамленными.

Если вчитаться, эта песнь настолько потрясает, что ее мотивы потом использовала Мария, узнав о рождении Сына (Лк. 1:46-55).

 

11 и пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.

12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа

13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей

14 и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.

15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое.

16 И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму.

17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.

18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.

 

Здесь виден контраст в отношении к служению между сыновьями Илия и Самуилом. Сыновья Илия, не стесняясь, демонстрировали, что используют свое положение для себя, презрительно относясь к паломникам и даже к чину жертвоприношения. Они не знали Господа. Самуил же служил пред Господом. Впрочем, родители продолжали о нем заботиться, и их влияние не прошло бесследно.  

 

19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.

20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое.

21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.

 

Служение человека Богу оборачивается благословением для его близких – конечно, если это подлинное служение, и сами близкие имеют глаза, чтобы видеть.

 

22 Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.

23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа.

24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень;

25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.

26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.

 

Снова подчеркивается контраст между сыновьями Илия и Самуилом, а 26 стих евангелист Лука даже использует для описания взросления Иисуса (Лк. 2:52).

Примечательно, что в этих главах трижды описываются предупреждения, которые посылались Илию и его сыновьям. В первый раз сам Илий пытается образумить сыновей, но безрезультатно.

 

27 И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?

28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?

29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?

 

Второй раз вразумление приходит через пророка. При первом прочтении этой истории кажется, что Илий в дальнейшем пострадал безвинно. В 29 стихе – ключ к пониманию дальнейшей судьбы Илия. Он должен был бы отстранить сыновей от служения, но боится семейного конфликта и потери дохода, а ревности о Боге в нем нет.

 

30 Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.

31 Вот, наступают дни, в [которые] Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем;

32 и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что [Господь] благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни,

33 Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.

34 И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.

35 И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни;

36 и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание».

 

Хотя звучит устрашающе, это – пророчество, а не предопределенность. Пророчество всегда условно: «Если не покаешься, будет так». Но и после этого Илий не предпринимает никаких действий. И тогда Бог поставляет Самуила преемником Илию, как и предсказывало пророчество.

 

3: 1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты.

 

Почему? Не потому ли, что было мало ревностных людей, а тех, кто имел ревность, плохо учили?

 

2 И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, —

3 и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;

 

Самуил спит при ковчеге Завета в Скинии, которая к тому времени приобрела стационарный вид и стала называться храмом. И вот, к нему обращается Господь.

 

4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!

5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.

 

Примечательно, как быстро Самуил откликается.

 

6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.

7 Самуил еще не знал тогда [голоса] Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.

8 И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока.

9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.

10 И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой.

 

Господь трижды обращается к Самуилу. Но у него еще нет опыта Богообщения, и Илию приходится разъяснить ему, как действовать.

Богу нужно не только что-то говорить или делать. Столь же важно – учиться слушать. Это отношение: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой», по мысли И.Я. Грица, является основой для настоящего разумения Писания (см. о молитвенном чтении).

 

11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;

12 в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;

13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;

14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.

 

Здесь – уже определение Божие. Есть какой-то предел, после которого уже поздно.

 

15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.

16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я!

17 И сказал [Илий]: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.

18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него [ничего]. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит.

 

Илий принимает с покорностью суд Божий.

 

19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.

 

Действительно, в следующей главе (1 Цар. 4) рассказано, как гибнут сыновья Илия и сам священник.

 

20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.

21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне.

 

Началась новая эра – когда Господь является и открывает Свою волю.

 

Что меня роднит с персонажами сегодняшнего чтения – как действующими по воле Божией (Елкана, Анна, Самуил), так и против нее (Феннана, Илий, Офни и Финеес)?Чему я могу научиться у каждого из них?

Слышу ли я волю Божию?

Через кого я могу ее услышать?

Что мне мешает ее услышать?

One thought on “031 Самуил слушает Бога 1 Царств 1:1-3:21

  1. Мне жаль Илию. Если его сыновья явно делают зло, то он не совсем уж плохой. Показано, что он старается служить, говорит хоть что-то обличительное своим сыновьям, помогает Самуилу, когда тот впервые слишит голос Бога, и т.п. Но, видимо, этого недостаточно. Он привязан к чему-то или кому-то кроме Господа и не может решиться отказаться от этого. Может быть ему кажется, что это слишком сложно для него. Т.е. нужна верность Богу до конца, а не несколько хороших поступков, которые мне не так уж сложно совершить.

    Интересно, мне кажется, про молитву Анны и Илию. Он ей в конце говорит, чтобы она шла с миром и что Господь исполнит все, о чем она просила. Она была утешена. С одной стороны, это ее обет придал ей силы. Возложила упование на Господа и получила мир и надежду. С другой стороны, мне кажется, важно было и услышать от другого человека слова типа «все будет хорошо», подтверждение, что Господь ее молитву слышит. Это тоже милость. Я вот упускаю возможности так утешать людей. Скорее, я начинаю помогать решать их проблемы, что-то советовать.

    Про волю Божью. Мне в чем-то она бывает слышна, в чем-то малом, но приходят мысли, например, что этого не достаточно, что нужно какую-то бОльшую волю, более великую что ли, искать, а не просто позвонить родителям или отложить сейчас то, что делаю и помолиться. Когда действительно нужны какие-то более масштабные решения, то обычно я вхожу в ступор. Мне нужно тогда общаться с другими верующими людьми в этот период. Я через них надеюсь услышать, что Господь мне говорит. Иногда молюсь примерно так: «я не понимаю Твою волю, Господи, сейчас собираюсь делать вот это, кажется это правильно, но если я ошибаюсь, останови меня».
    Вообще, конечно, страшно оказаться в такой ситуации, как Илий: его явно предупреждали, но он не предпринял нужных шагов. Я почему-то после прочтения этого отрывка теперь думаю, что воля Божия мне сообщается, говорится вполне конкретно и часто. Другой вопрос, как я ее воспринимаю, отношусь с этому.

Добавить комментарий