031 Самуил слушает Бога 1 Царств 1:1-3:21

031 Самуил слушает Бога 1 Царств 1:1-3:21

Сегодняшнее чтение рассказывает о призвании на служение последнего судии Израиля, Самуила.

 

1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин;

 

Раматаим-Цофим, по одной из версий, переводится как «возвышенность пророков», т.е. место одной из пророческих школ. Вероятно, общение с этими людьми оказало влияние на Элкану. Но зачем нам знать что-то об Элкане и о его предках, разговор-то пойдет о его сыне Самуиле? – спросите вы. Мне видится, что достойный человек не рождается без усилий предыдущих поколений. Кроме того, если сличить родословие Елканы здесь и в 1 Пар. 6:33-38, станет понятно, что Елкана происходил из колена Левия.

 

2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.

3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там [были Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.

 

Ремарка о сыновьях неспроста. Эти молодые люди, как будет ясно в дальнейшем, порочили служение Богу. И тем не менее, Елкана продолжает ходить к Скинии.

 

4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части;

5 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее.

6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.

7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.

8 И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?

 

Елкана берет вторую жену, чтобы продолжить свой род. Он — человек благочестивый, совершает положенные паломничества к ковчегу Завета, и он старается утешить свою бесплодную жену. Но, похоже, то, что он выделяет ее, усиливает соперничество. Чем-то ситуация похожа на случай Сарры и Агари, или Рахили и Лии – только сама Анна не вступает в борьбу с сопериницей. Вместо этого она обращается к Господу. Похоже, столетия жизни народа Божия не прошли даром для этой семьи.

 

9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.

10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,

11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.

 

Анна использует прозвище Бога как Саваоф, Господь Воинств. Возможно, она намекает, что у Бога – мириады ангелов, тьмы небесных колесниц, что Ему стоит даровать ребенка бедной женщине?

Посмотрите, как она просит. Во-первых, создается впечатление усиленной молитвы. Во-вторых, она не зацикливается только на своем горе. Она жалуется и одновременно надеется, просит и обещает.

Анна дает обет, что посвятит своего сына Богу. И это – главное. Дальше уже детали. Анна уточняет, что бритва не коснется головы сына. Видимо, она посвятит сына в назореи (см. Числ. 6:1-21), которые должны воздерживаться от вина, не прикасаться к трупу, не стричь волосы. Два первых требования к назореям относятся и к служащему священнику, поэтому И.Я.Гриц полагает, что обет назорейства — это возможность постоянно быть готовым на служение Богу. Обычные священники «выпадали» из этого состояния ритуальной чистоты и должны были каждый раз возобновлять его. Другие комментаторы видят в назореях особый религиозный чин, близкий к служению пророков (назорея видели в Иоанне Крестителе и Самом Господе).

 

12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;

13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.

14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.

15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;

 

Как вы думаете, что хотел сказать автор этим описанием ошибки Илия?

  • Что иногда наши самые лучшие порывы души могут истолковать превратно?
  • Что искренняя молитва, «изливание сердца» пред Богом (Пс. 61:9) важнее принятых в обществе форм?
  • Что Илий уже здесь показан как человек, плохо различающий реальность?
  • Что Анна и с Илием, ее обвинившим, ведет себя кротко и в этом являет себя праведницей, и потому оказывается достойной благословения?
  • Что-то еще?

 

16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.

18 Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже [печально], как прежде.

 

Обет что-то меняет в человеке, его давшем. Посвящение жизни Богу дает свободу и радость, обновляет надежду. Присутствие Божие ощущается невероятно близко.

Но это посвящение – постоянная задача, каждый день заново.

 

19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.

20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа я испросила его.

 

Имя Самуил происходит от глагола шама – услышал, и Эль – Бог. Бог услышал молитву Анны. Одновременно это и пророчество о судьбе ребенка, ведь он будет слышать Бога, и Бог будет слышать Его.

 

21 И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои.

22 Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.

23 И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих]. И осталась жена [его], и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.

 

И снова Елкана показан праведником. Еще одни руки в хозяйстве никогда не бывают лишними, и он имел право отменить обет жены. Но для него есть нечто большее, чем прибыль – это благоговение пред Богом и любовь к супруге, уважение к ее выбору.  

 

24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, [взяв] три тельца и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя.

25 и закололи тельца; и привела отрока к Илию

26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;

27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;

28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.

 

Анна не была слепой, она видела, что в Скинии не все прекрасно, но ее доверие Богу превосходит опасения за сына.

 

2: 1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.

2 Нет [столь] святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.

3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.

4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;

5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.

6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;

7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.

8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.

9 Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.

10 Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.

 

Красота этой песни хвалы становится особенно видна, когда текст читают в оригинале со знатоками языка.

Мы можем лишь заметить, что Анна начинает с торжества (возможно, над соперницей), но не останавливается в этом, а переходит к славословию Бога, Его справедливости и милости, и даже начинает пророчествовать о будущем царе (!). Красной нитью проходит мысль о том, что те, кто надеются только на себя, оказываются посрамленными.

Если вчитаться, эта песнь настолько потрясает, что ее мотивы потом использовала Мария, узнав о рождении Сына (Лк. 1:46-55).

 

11 и пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.

12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа

13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей

14 и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.

15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое.

16 И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму.

17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.

18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.

 

Здесь виден контраст в отношении к служению между сыновьями Илия и Самуилом. Сыновья Илия, не стесняясь, демонстрировали, что используют свое положение для себя, презрительно относясь к паломникам и даже к чину жертвоприношения. Они не знали Господа. Самуил же служил пред Господом. Впрочем, родители продолжали о нем заботиться, и их влияние не прошло бесследно.  

 

19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.

20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое.

21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.

 

Служение человека Богу оборачивается благословением для его близких – конечно, если это подлинное служение, и сами близкие имеют глаза, чтобы видеть.

 

22 Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.

23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа.

24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень;

25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.

26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.

 

Снова подчеркивается контраст между сыновьями Илия и Самуилом, а 26 стих евангелист Лука даже использует для описания взросления Иисуса (Лк. 2:52).

Примечательно, что в этих главах трижды описываются предупреждения, которые посылались Илию и его сыновьям. В первый раз сам Илий пытается образумить сыновей, но безрезультатно.

 

27 И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?

28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?

29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?

 

Второй раз вразумление приходит через пророка. При первом прочтении этой истории кажется, что Илий в дальнейшем пострадал безвинно. В 29 стихе – ключ к пониманию дальнейшей судьбы Илия. Он должен был бы отстранить сыновей от служения, но боится семейного конфликта и потери дохода, а ревности о Боге в нем нет.

 

30 Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.

31 Вот, наступают дни, в [которые] Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем;

32 и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что [Господь] благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни,

33 Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.

34 И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.

35 И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни;

36 и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание».

 

Хотя звучит устрашающе, это – пророчество, а не предопределенность. Пророчество всегда условно: «Если не покаешься, будет так». Но и после этого Илий не предпринимает никаких действий. И тогда Бог поставляет Самуила преемником Илию, как и предсказывало пророчество.

 

3: 1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты.

 

Почему? Не потому ли, что было мало ревностных людей, а тех, кто имел ревность, плохо учили?

 

2 И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, —

3 и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;

 

Самуил спит при ковчеге Завета в Скинии, которая к тому времени приобрела стационарный вид и стала называться храмом. И вот, к нему обращается Господь.

 

4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!

5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.

 

Примечательно, как быстро Самуил откликается.

 

6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.

7 Самуил еще не знал тогда [голоса] Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.

8 И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока.

9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.

10 И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой.

 

Господь трижды обращается к Самуилу. Но у него еще нет опыта Богообщения, и Илию приходится разъяснить ему, как действовать.

Богу нужно не только что-то говорить или делать. Столь же важно – учиться слушать. Это отношение: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой», по мысли И.Я. Грица, является основой для настоящего разумения Писания (см. о молитвенном чтении).

 

11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;

12 в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;

13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;

14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.

 

Здесь – уже определение Божие. Есть какой-то предел, после которого уже поздно.

 

15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.

16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я!

17 И сказал [Илий]: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.

18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него [ничего]. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит.

 

Илий принимает с покорностью суд Божий.

 

19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.

 

Действительно, в следующей главе (1 Цар. 4) рассказано, как гибнут сыновья Илия и сам священник.

 

20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.

21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне.

 

Началась новая эра – когда Господь является и открывает Свою волю.

 

Что меня роднит с персонажами сегодняшнего чтения – как действующими по воле Божией (Елкана, Анна, Самуил), так и против нее (Феннана, Илий, Офни и Финеес)?Чему я могу научиться у каждого из них?

Слышу ли я волю Божию?

Через кого я могу ее услышать?

Что мне мешает ее услышать?

3 thoughts on “031 Самуил слушает Бога 1 Царств 1:1-3:21

  1. Мне жаль Илию. Если его сыновья явно делают зло, то он не совсем уж плохой. Показано, что он старается служить, говорит хоть что-то обличительное своим сыновьям, помогает Самуилу, когда тот впервые слишит голос Бога, и т.п. Но, видимо, этого недостаточно. Он привязан к чему-то или кому-то кроме Господа и не может решиться отказаться от этого. Может быть ему кажется, что это слишком сложно для него. Т.е. нужна верность Богу до конца, а не несколько хороших поступков, которые мне не так уж сложно совершить.

    Интересно, мне кажется, про молитву Анны и Илию. Он ей в конце говорит, чтобы она шла с миром и что Господь исполнит все, о чем она просила. Она была утешена. С одной стороны, это ее обет придал ей силы. Возложила упование на Господа и получила мир и надежду. С другой стороны, мне кажется, важно было и услышать от другого человека слова типа «все будет хорошо», подтверждение, что Господь ее молитву слышит. Это тоже милость. Я вот упускаю возможности так утешать людей. Скорее, я начинаю помогать решать их проблемы, что-то советовать.

    Про волю Божью. Мне в чем-то она бывает слышна, в чем-то малом, но приходят мысли, например, что этого не достаточно, что нужно какую-то бОльшую волю, более великую что ли, искать, а не просто позвонить родителям или отложить сейчас то, что делаю и помолиться. Когда действительно нужны какие-то более масштабные решения, то обычно я вхожу в ступор. Мне нужно тогда общаться с другими верующими людьми в этот период. Я через них надеюсь услышать, что Господь мне говорит. Иногда молюсь примерно так: «я не понимаю Твою волю, Господи, сейчас собираюсь делать вот это, кажется это правильно, но если я ошибаюсь, останови меня».
    Вообще, конечно, страшно оказаться в такой ситуации, как Илий: его явно предупреждали, но он не предпринял нужных шагов. Я почему-то после прочтения этого отрывка теперь думаю, что воля Божия мне сообщается, говорится вполне конкретно и часто. Другой вопрос, как я ее воспринимаю, отношусь с этому.

  2. «Как вы думаете что хотел сказать автор описанием ошибки Илии?»
    — Что за внешнем очень часто мы не видим внутренней сущности ближнего.
    — Что в нас какая то потребность постоянно осуждать ближнего вместо того чтобы разобраться, выслушать, понять, простить.
    — Что мы лучше других знаем как нужно вести себя в Храме( как правильно молиться, кому и когда ставить свечи и т.д.)
    «Обет что-то меняет в человеке, его давшем»
    Однажды я (больше из интереса) решил дать обет Богу — не делать какое то время то , что делал всегда. Да я чувствовал огромную ответственность или больше страх за страшное наказание вдруг нарушенного обета. Но при этом не ощущалось трудности в отказе от привычного, а наоборот было легко. Малодушие не позволило полностью отказаться от привычного (по принципу «попробовал-работает-буду иметь в виду), а совесть почему то не молчит…..
    «28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу.»
    Если честно мотивы Анны не укладываются в голове. Хотела порадовать мужа наследником, оправдаться перед второй женой, да и в принципе иметь ребенка, стать матерью. Но молясь пред Господом отказывается от всех своих желаний кроме одного-нового , родить чтобы отдать его Господу. Что это? Конечно напрашивается образ Марии, но откуда такой наплыв духовности, объясните?
    «12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа»
    Не первый случай в Ветхом Завете когда у праведных родителей неправедные дети. Нередко слышим и на службах и в жизни, что дети воспитываются примером родителей. Чем объяснить наличие таких «неправильных» детей у благочестивых родителей?

    1. Спасибо, Юрий!
      Думаю, все ваши ответы об ошибке Илия подчеркивают нечто важное.

      Что же касается Анны… Люди Ветхого Завета не менее духовны, чем люди Нового. Не было бы Анны, кто знает, была бы Мария?
      Недавно на катехизации возник вопрос о том, как понимать «Кто жалеет розги, тот ненавидит своего сына». И мы как раз говорили о примере Илия. Не в смысле розги, конечно (она — просто символ), а в смысле отсутствия воспитания. Конечно, бывает и иначе, когда родители настолько вкладываются в человечество, что времени на собственных детей не остается (Самуил, Моисей, из недавних — Ганди).

Добавить комментарий