Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии

Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии

Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова, Глава 12:8-22

8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.
15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.
18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.
21. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
(Притч. 12:8-22)

Трудовой кодекс Библии

Предлагаемый нам Церковью отрывок включает несколько «куплетов», состоящих из связанных между собой афоризмов. Прежде всего обращают на себя внимание стихи 9 и 11 (9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. 11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.), посвящённые одной и той же теме, связанной с тем, как человеку себя прокормить. Труд был в основном на земле, связан с пахотой и посевом. В таком контексте вполне естественно появляется ст. 10 (10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко), где праведный противопоставлен нечестивому как милосердный немилостивому, причём в качестве примера милосердия праведника приведено его отношение к домашнему скоту, о жизни которого он заботится. В этих трех строчках отражается этика отношения к труду и всего, связанного с трудом. Во-первых, ценнее работать и зарабатывать себе на хлеб, чем ходить и побираться. Неважно, знатен человек или нет. В Новом Завете это преломляется в словах апостола Павла «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс.), а также в его увещеваниях ефесянам «28. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». (Послание к Ефесянам 4:28).
Кроме отношения к труду как таковому, трудовая этика Священного Писания включает в себя определенное отношение к тем, кто помогает человеку в его труде — будь то скот или наемный работник. Заботливое, доброе отношение. У вола заповедано не заграждать рта, когда он молотит (то есть не препятствовать ему есть зерно). Наемному работнику нельзя задерживать плату: «14. Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15. в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха». (Книга Второзаконие 24:14,15). «Трудящийся достоин пропитания», — говорит и Христос применительно к апостолам (Мф.10:10). Человек, который трудится, заслуживает платы и про это надо помнить.
Как это приложимо к нашей жизни? Ну, тем, у кого есть наемные работники должно быть понятно, что делать — соблюдать трудовой кодекс, вовремя платить зарплату, а не задерживать ее на две недели, и не быть жестокосердным, штрафуя, например, за пятиминутное опоздание или за что-то другое. В общем, помнить, что работник — не машина, созданная для того, чтобы работать на хозяина, а человек. И если ему вовремя не заплатить, ему может оказаться нечем кормить детей, и отвечать за это придется работодателю перед Богом. Тем из нас, у кого нет наемных работников, стоит присмотреться к своим отношениям с подчиненными и даже — в некоторых семьях — с детьми и супругами. Не перегружены ли ваши подчиненные и домашние? Адекватно ли вознаграждение (пусть даже в виде благодарности в семье) их усилиям? Верно ли вы оцениваете эти усилия?
А для тех, кто трудится и понимает, что трудится усердно, стоит запомнить, что они достойны пропитания, и если оплата неоправданно скудна, возможно, стоит поискать другое место работы с другим отношениям к сотрудникам.

О чем свидетельствует наша речь?

Вторая часть отрывка, стихи с 12 по 22 посвящена теме речи, языка, уст и связи праведности и нечестия с правдивым или лживым языком (17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман. 19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение. 22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему), а также с другими проявлениями праведности и нечестия через язык.

Лжесвидетельство в Библии и в нашей жизни

В контексте нашей реальности заслуживает особенного рассмотрения стих 17 (17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман). Век телевизора и интернета открывает безграничные возможности для лжи и манипуляций мнением людей в интересах тех или иных кругов. С теми, кто лжет с экранов телевизоров и в интернете, все понятно — «уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение».
Но мы тоже принимаем участие во лжи, когда эмоционально реагируем на информацию, достоверность которой сомнительна. Мы не видели этого своими глазами. Мы не общались лично с людьми, которые были свидетелями произошедшего. Но мы пересказываем и перепощиваем эту информацию, и даже на основании нее начинаем кого-то ненавидеть и ругать. Тем самым оказываемся ложными свидетелями, людьми, которые говорят не то, что знают. Кроме того, перепощивая и пересказывая информацию о том, как плохо кто-то поступает, стоит задуматься не только о том, правда ли это, но и о том, зачем мы стремимся всем об этом сообщить. Являемся ли мы миротворцами в этот момент или, наоборот, злоумышленниками (20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев). Как правило, рассказы о чьих-то зверствах очень редко приводят к миру. И радости не приносят.
Даже с благотворительной информацией нужно быть осторожными. Прежде чем перепостить призыв сдать кровь или помочь разобрать щенков из закрывающегося приюта (или любой другой призыв) — не поленитесь, позвоните по указанным телефонам. И тогда может оказаться, что за звонок по поводу крови с телефона снимаются все деньги (то есть имеют место мошенники), а приют закрылся пять лет назад, а фотография все гуляет по интернету. Проверяйте информацию, которой делитесь с другими, чтобы не оказаться лжесвидетелем.
Говорится в отрывке и о ранах, которые может нанести лживый язык нечестивца и о том, что языком можно и врачевать (18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует). Не случайно и появление в этом контексте миротворцев, которые противопоставлены коварным и поставлены в один ряд с праведниками. Той же теме посвящена и первая часть раздела, здесь тоже налицо противопоставление праведника и нечестивца, который оказывается лжецом (12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. 13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды). Благодаря параллелизму показано, что хотя нечестивый ложью, клеветой и оскорблениями желает уловить других в сеть зла, уловляется только сам. Праведник же за счет твердого корня, которое пустило в нем Слово Божие (см. Притчу о сеятеле) не поддается искушению посплетничать или ответить оскорблением и выходит из беды.

Вспыльчивость и самонадеянность

С противопоставлением праведного и нечестивого связано также противопоставление самонадеянного глупца, уверенного в правильности собственного пути, и того, кто готов прислушаться к совету ближнего (15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр), а также вспыльчивости глупца, противопоставленной сдержанности благоразумного (16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление). Здесь праведность соотносится с мудростью и тем «благоразумием» (арема), которое иногда называется также хитростью, а нечестие, помимо лжи, ассоциируется с глупостью, вспыльчивостью и самоуверенностью.
На житейски-бытовом уровне тут всё более-менее понятно: такие качества и впрямь нередко сочетаются. Что же касается духовной стороны вопроса, тут всё не так просто. Духовная жизнь, как и вся жизнь человека вообще, определяется прежде всего его стремлениями и намерениями и мерой осознания собственных стремлений. Попросту говоря, наша жизнь духовна настолько, насколько она осознанна, насколько мы перестали быть автоматами. Если мы осознаем происходящее внутри нас, понимаем, что из этого можно выпустить наружу, а что нужно нести на исповедь. Только осознание позволяет нам пережить реальность Божьего присутствия в нашей жизни. А слово, речь становится индикатором нашего духовного состояния.

Из того, что обычно бывает заметно современному человеку, именно речь в первую очередь указывает, сколько ещё автоматизма осталось в нашей жизни. Иногда это простые оговорки, иногда — намеренная ложь, без которой «никак нельзя», ложь, становящаяся привычной, как может стать привычным застарелый грех. Ещё страшнее становится, когда человек, замечая эту ложь в своей жизни, не только смиряется с ней, как с нормой, но и начинает использовать её в своих целях. Тут уже налицо сознательное (заметное для самого человека) нарушение девятой заповеди (Не лжесвидетельствуй), которое никогда не остаётся без последствий. Человек, приучившийся лгать, привыкший к тому, что собственное лицо ему заменяет маска, и притом не одна, в конце концов теряет себя во множестве им же созданных масок. И тогда уже даже Богу достучаться до такого человека становится проблематично: Ему ведь нужен подлинный человек, его настоящее лицо, каким бы оно ни было, а не маска, пусть самая благообразная и благочестивая.

Слово это дело

Стих 22 (22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему) подводит итог рассуждениям: лживые уста — мерзость перед Богом, а поступающие честно Ему угодны (в еврейском тексте именно так — «поступающие», а не «говорящие»). Правильный перевод: Мерзость для Яхве лживые уста, но угоден Ему поступающий честно (вариант: сохраняющий верность). Здесь становится очевидно, что наши слова – и дела тоже. И честность в какой-то момент равняется верности, как, например, остаётся верным данному слову честный человек. Человек, верный своему слову – целен. Он будет верен и жене, и Богу.
Источник: http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/?SECTIO

Добавить комментарий