О47 Спасение из плена – и спасение от греха. Ис. 51, 52:13-53:12

О47 Спасение из плена – и спасение от греха. Ис. 51, 52:13-53:12

Сегодня мы обратимся ко второй части книги Исайи. Читать текст сложно, многие образы нам неясны. Но говорится в тексте о двух ключевых темах: о надежде и о спасении. Мы попытаемся разобраться со смыслом текста (надеюсь, вам станет понятнее, как в принципе подходить к языку пророков), и подумаем, какое отношение это имеет к нам.

Речь пророка обращена к людям, которые живут после разрушения Иерусалима, во время вавилонского плена. Как утешить страдальцев? Как возродить в них надежду?

 

51:1 Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены.

2 Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его.

 

Пророк напоминает о духовных предках верующих – Аврааме и Сарре. Скала и ров – это образы, противоположные плодородной земле, из таких мест обычно не появляется жизнь (было невероятно, что у этой престарелой пары появится ребенок). Однако Божье благословение меняет все.

 

3 Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.

 

Не раз и не два происходило это восстановление Иерусалима. И каждый раз пророчества, подобные этому, вселяли надежду. Воля Господа – в том, чтобы Иерусалим полнился жизнью и радостью, был подобен райскому саду.

Но чтобы пророчество осуществилось, в него нужно верить. Территории, населенные сегодня иудеями, действительно, превращены в сад: высаживаются деревья, создается система умного орошения, пустыня отступает, и на ее месте появляются плантации изысканных фруктов. Палестинцы, не имея таких пророчеств для вдохновения,  равнодушно относятся к земле, на которой они живут, — и контраст очевиден.

А может ли это пророчество относиться к другому городу, государству? Может.

А может ли это пророчество относиться к Церкви? Может.

А может ли это пророчество относиться к общине? Может.

А может ли это пророчество относиться к семье? Может.

А может это пророчество относиться к душе человека? Может.

Что для этого нужно? Только одно: верить словам Божиим, стремиться к правде, искать Господа, и быть не в одиночку (ст. 1).

 

4 Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.

5 Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою.

 

Бог обещает восстановление справедливости не только в Иерусалиме, но и в отдаленных уголках мира. Иудеям, которые в Вавилоне не могли даже полноценно отправлять культ, это должно было казаться фантастикой. И все же это осуществилось, когда Помазанник Божий, Христос стал законом и светом для многих и многих.

Не менее удивительно здесь слышать, что Бог печется не только об избранных, не только о своих. Все народы будут ориентироваться на Его правду и суд, и даже острова (обычно это символ языческих народов) будут надеяться на Него. Как Божья перспектива отличается от национальной и религиозной исключительности, которыми нередко «болеют» верующие!

 

6 Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.

 

Может быть, сейчас мы не видим всего этого сбывающимся. Но это Вселенная может исчезнуть, а Божьи обетования обязательно исполнятся.

 

7 Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.

8 Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое — в роды родов.

 

Ободрение звучит для всякого, кто старается жить по правде и закону Божию. Пусть сегодня вы в меньшинстве, пусть против вас – весь мир. Враги исчезнут, а правда будет торжествовать.

 

9 Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?

10 Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?

11 И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.

 

Пророк как бы обращается к Богу, вспоминая древние дела: поражение фараона и Египта (даны в образе морского чудища Раава и крокодила), переход через Чермное море. Что Бог сделал однажды, то повторится и вновь.

 

12 Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,

13 и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?

14 Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе.

15 Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф — имя Его.

16 И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».

 

Сам Бог через пророка укрепляет народ, призывая его не бояться и не терять надежды. Как странно порой, что мы боимся людей, и забываем о Боге, их сотворившем! Вавилонская мифология говорила о хаосе первичных вод, — но пророк напоминает, что и море – творение Господа, вся сила – у Бога, Он – Господь небесных воинств (Саваоф). Есть ли невозможное для Него?

Бог обещает, что Он даст Свои слова пророку и избранному остатку. Это не слова в обычном смысле: Слова Божьи полны силой, им невозможно противостоять, они обязательно исполняются, обязательно. И Он также покроет избранных Своих тенью руки Своей — даст им приятную прохладу и отдых среди палящего солнца.

 

17 Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.

18 Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, [которых] он возрастил.

19 Тебя постигли два [бедствия], кто пожалеет о тебе? — опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя?

20 Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего.

21 Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.

22 Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их,

23 и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих.

 

Образ чаши часто встречается в библейской речи. Бог каждому дает выпить из чаши свою меру радости и скорбей (Пс. 10:6, Пс.15:6, Пс. 22:5, Пс. 74,9, Пс. 115:4, этот образ встречается у Иеремии и даже в Евангелии – Мф. 20:22-23).

И опять, относится ли это исключительно к Иерусалиму времен Вавилонского плена? Или это относится к любому человеку, который всем сердцем обратится к Господу? Апостол Павел ответил бы на это: «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». (2 Кор. 6:2).

 

12 стихов 52 главы выдержаны в том же хвалебном духе надежды, говорится о радости возвращения, о торжестве святости Божией в Иерусалиме, о возвращении священных сосудов и возобновлении богослужения.

И вдруг сюжет меняется. В повествовании появляется образ страдающего раба Господя, отрока Ягве. В предыдущих главах этот образ прилагался к самому народу Божию, и современные иудейские комментарии именно так понимают и это повествование.

Но христиане не могут не заметить, насколько личностно здесь описан слуга Божий, и как образ Его искупительных страданий согласуется с тем, что мы знаем об Иисусе.

Обращаю ваше внимание, что минимум 6, а то и 8 веков отделяет этот текст от событий Евангельской истории.

Пожалуйста, найдите тихое место и время, чтобы прочесть этот текст с особым вниманием. Я не хотел бы комментировать здесь, пусть текст говорит сам за себя.

 

52:13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

14 Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!

15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

53:1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.

6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Добавить комментарий