Храни благоразумие и рассудительность

Храни благоразумие и рассудительность

Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.

Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 3, стихи 19-34

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.
21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
24 Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.
25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
28 Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.
29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

Притч. 3:19-34

Открытость мудрого
Говоря о мудрости, автор Книги Притчей постоянно напоминает об открытости, которая свойственна мудрому человеку. Такой человек полностью полагается на Бога, полностью открыт Ему — и потому не знает страха (ст. 23 – 26). Он открыт также своему ближнему — и не отказывает в помощи тогда, когда может помочь (ст. 27 – 28). Он не ищет ссор и распрей: его жизнь достаточно полна для того, чтобы не пытаться восполнить её за чужой счёт (ст. 29 – 30). Но при всей своей открытости мудрый человек вовсе не готов и не собирается следовать за большинством на зло, даже если, по меркам мира сего, такой выбор и мог бы показаться выгодным (ст. 31 – 32). Он открыт, но у него есть внутренний стержень.

Успешность и целеустремленность
Всё это вновь возвращает нас к пониманию мудрости как пути, пути праведности, который охватывает всю жизнь человека. Важными условиями этого пути являются здравомыслие (тушия) и рассудительность (мезима), которые было бы правильней перевести как успешность и целеустремлённость. Тушия-здравомыслие в оригинале означает благоразумие и предусмотрительность, мезима-рассудительность помимо упомянутых выше значений связана ещё с представлением о правильно поставленной цели. Казалось бы, речь идёт о чисто житейской мудрости, об умении правильно оценить ситуацию, составить адекватный план и целенаправленно стремиться к его осуществлению, то есть о всем том, чему учат, например, книги по бизнесу. Но это лишь внешняя сторона дела. В конечном счете, здесь речь идёт об адекватном видении всякой жизненной ситуации. И об адекватном поведении в этой конкретной ситуации. О практике жизни. Притом о такой практике, которая предполагает упование на Бога, полное предание себя в волю Божью (ст. 26).
Тут мало одной человеческой предусмотрительности. И одной человеческой целеустремлённости тоже. Важно научиться видеть каждую ситуацию глазами Бога. Не так, конечно, как Он Сам её видит, но настолько, насколько Его видение и Его взгляд доступны человеку. А для этого главной целью должен быть Сам Бог. Не какие-то Его образы или богословские схемы, а Он Сам. Таким, каким Он открывается человеку. А Он так или иначе открывается каждому — хотя бы как то дыхание жизни, без которого человека нет. Вот с осознания этого дыхания, этого Божьего присутствия в человеке, и начинается подлинное видение и истинное целеполагание. И целеустремлённость тоже.
Целеустремлённость качество духовное, а не чисто психическое. Это вопрос воли, вопрос тех конкретных намерений и мотивов, которые определяют жизнь человека. А воля — основное в человеке. То, к чему человек (или даже Бог) устремляет свою сознательную волю, формирует его как личность и одновременно является ее выражением и тем, что человек думает о себе. Поэтому воля – феномен духовный. Даже самая обычная, житейская целеустремлённость связана с духовным состоянием человека. А человеческая воля, её сила и цельность определяются как раз мерой осознания того Божьего присутствия, которое определяет жизнь человека. Бог, сохраняющий ногу человека от попадания в ловушку (ст. 26) — не аллегория, а реальность. Так же, как и спокойный сон даже во время опасности (ст. 24). Осознание реальности Божьего присутствия, определяющего жизнь человека, действительно дарит человеку тот внутренний мир, который, помимо прочего, даёт возможность и спокойного сна.

Наша воля и воля Божия
Но одного внутреннего мира мало. Он нужен, чтобы осознать ту конкретику Божьей воли, которая должна определить всю жизнь человека, стремящегося встать на путь праведности. Осознать Божий призыв, непосредственно обращённый к человеку в данное мгновение. С тем, чтобы каждый шаг человека соответствовал бы воле Божьей о нем в этот момент. Иначе не получится: праведность — дело не человеческое. Для человека она — не свойство и не качество, для человека она — состояние, которое трудно обрести, но легко утратить. Обретается состояние праведности через осознанное соотнесение своей воли с волей Божьей. Через то, что иногда называют просто преданием себя в волю Божью. Это происходит на уровне конкретных намерений и мотивов — ведь именно конкретные намерения определяют конкретные поступки. Тогда и целеполагание становится тоже осознанным и человек осознаёт каждую ситуацию так, как её видит Бог.
Конечно, даже праведный человек осознает ситуацию не в масштабах вселенной и не в перспективе вечности — такого понимания человеку обычно не требуется, поэтому Бог ему это и не открывает. Но в контексте происходящего здесь и сейчас полнота Божьего видения ситуации для человека может быть доступна. Это и есть подлинное видение. Для человека, которому такое видение даётся, его собственные планы относительно той или иной ситуации, равно, как и собственные его решения, оказываются неотделимы от открывшегося видения. Не потому, что Бог человека к чему-то принуждает, а потому, что увидеть ситуацию Божьими глазами можно лишь в Божьем присутствии. И для того, чтобы это присутствие не потерять, чтобы Бог не оставил человека, действовать тоже надо сообразно Божьему плану — так рождаются подлинная целеустремлённость и подлинная успешность. Неотделимые от мудрости и от пути праведности.
Источник: http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/?SECTIO

Добавить комментарий