Я указываю тебе путь мудрости

Я указываю тебе путь мудрости

Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.

Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 3:34-35; 4:1-22

34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
35 Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.
1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
2 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
6 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
7 Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
8 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни.
11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.
14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
19 Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
22 потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Притч.3:34-35; 4:1-22

Два пути
Автор Книги Притчей говорит, что есть два пути: путь праведности и путь греха (ст. 18 – 19). Мудрость он связывает с путём праведности: путь мудрости — это прямой, праведный путь (ст. 11). Мудрость и разум — главное в жизни, они стоят всего остального, ради них можно всем пожертвовать, продать всё имущество, но купить взамен их — мудрость (хокма) и разум (бина) (ст. 5 – 9). Книга Притч снова и снова возвращает нас к этим ключевым, с упоминания которых она началась — к понятиям мудрости и того, что здесь в Синодальном переводе называется разумом. Как мы уже говорили, мудрость и разум связаны друг с другом, и оба они связаны с праведностью и с представлениями мудрецов о пути праведности. Праведность — это путь, притом путь всей жизни, если она — духовное состояние человека, которое не так просто обрести, но легко утратить, то от мудрости она и должна быть неотделима. По крайней мере, от мудрости как практического навыка, каким её видели все авторы библейских книг, в данном случае — от навыка праведной жизни. Неудивительно, что этот навык автор книги считает главным — ведь именно от него зависит спасение человека. А он, в свою очередь, неотделим от того, что в нашем переводе названо разумом.

Что такое разум
Соответствующее еврейское слово обозначает способность различения понятий и реалий — будь то теоретические умозрения или опыты практической жизни. В первую очередь, конечно, речь идёт о различении добра и зла, ведь вопрос праведности и греха упирается именно в это. Но не только. Можно было бы сказать, что речь идёт о способности человека к различению вообще. И прежде всего, конечно, к различению на интеллектуальном уровне. К осмыслению умозрительных понятий и жизненных реалий. Этот, казалось бы, элементарный навык распространён далеко не так широко, как кажется. Падший человек не обладает последовательностью мышления от природы. Такую последовательность приходится целенаправленно развивать, и тут, как во всяком целенаправленном усилии, решающую роль играет уже не разум, а воля. Интеллект человека достаточно пластичен, чтобы подчиниться любому волевому импульсу, любой интенции, но если интенция отсутствует, никакое последовательное мышление невозможно, возможны лишь его обрывки, отдельные мысли, которые сам человек осознанно между собой не связывает. Поскольку о последовательном мышлении сегодня мало кто думает, многие так и живут с разорванным мышлением, полагая, что так и надо.
Последовательное мышление необходимо не только учёным и не только для того, чтобы не делать логических ошибок. Без осознанного мышления невозможно осознание реальности. Тот поток сознания, к которому привычно сегодня огромное большинство людей — далеко ещё не реальность. Это лишь её внешняя оболочка, притом оболочка, увиденная с изнанки. Для человека «увидеть» означает осмыслить до конца, определить, назвать словом. Осмыслить до конца — означает осознать. Осмысление и является тем, что называется в Синодальном переводе разумением, а осознание – тем, что называется мудростью.

Осмысление и осознание — в чем разница
В чём же разница между осмыслением и осознанием? Осмысление — начало осознания. Оно предполагает разделение потока сознания, который вернее было бы назвать потоком неосознанного. Вот осмысление и есть разделение этого потока на составные элементы, разделение, в котором наша воля участвует не меньше, чем наш интеллект. Именно воля разбивает поток неосознанного своим целенаправленным усилием, а разум лишь предоставляет ей необходимый для этого инструмент. На смену потоку неосознанного приходит множество реалий, названных словом и воспринятых умом. Но это ещё не конец процесса. Различение реалий произошло, разумение свою роль сыграло. Наступил черёд осознания, время мудрости.
В осознании и осмыслении может помочь ведение дневника, а также разговор с более мудрым человеком о том, что происходит в жизни.

От осознания к действию
Теперь воля выходит на первый план, намерение и цель становятся главным и, по сути, единственным инструментом. Человек уже знает всё, что нужно. Но знание это пока ещё отделено от него самого, от его собственной личности. Человек существует, в известном смысле, отдельно от собственного знания о той реальности, которую осмыслил. И потому полученное знание ещё не определяет его духовной жизни, будучи никак не связано с теми намерениями, которые её определяют. Осознание же начинается с того, что человек пропускает всё то, что осмыслил, через сито собственных намерений и целей. А значит, в первую очередь, через свою ценностную систему. Правда, иногда и ценностная система существует отдельно от тех целей и мотивов, которые определяют жизнь человека на практике. Ценности в таком случае оказываются больше декларируемыми, чем реальными. Если же намерения и цели самого человека соответствуют Божьим заповедям, тогда всё, им осмысленное, целенаправленно включается (или не включается) им в поток своей жизни, занимая в нём то или иное место. Вот это распределение осмысленного внутри собственной жизни и есть осознание, порождающее мудрость.

Источник: http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/?SECTIO

Добавить комментарий