001. Творение Бытие 1:1-2:25

001. Творение Бытие 1:1-2:25

Сотворение мира и человека

Этот рассказ – не история, не научное описание. Автора интересует не точность описания творения и первых дней жизни человечества, но смысл. Каким создан этот мир? Каков замысел о человеке?

  • Попробуйте прочесть это текст так, будто вы – пожилой человек, который торжественно рассказывает своим близким о том, как все это появилось, зачем мы здесь. Не бойтесь пауз – чтобы представить то, о чем говорится в каждом предложении.
  • Если есть время, попробуйте сравнить библейскую картину с другими описаниями творения. Чем начало библейского рассказа отличается от них (по стилю изложения, по героям, сюжету)? Чем оно отличается от современных научных описаний зарождения космоса, жизни и человечества?
  • Как вы смотрите на окружающий мир: он хороший или враждебный? Каким он представляется автору библейского рассказа?
  • Каким предстает в этом повествовании Бог? Человек?

 

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

 

В самом первом стихе Бог выступает инициатором Творения. Он не вынужден, Его не просили… Сколько в Нем, должно быть, мощи, жизни, чтобы отважиться на это!

Земля безвидна – не все сразу: творение идет постепенно.

Свет – возможность видеть. Бог мог бы творить во тьме, но Он предпочитает, чтобы дела Его были явны, потому что все они — хороши.

 

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.

 

Здесь – отголосок представления, будто землю покрывает купол вод (твердь). Это может смущать, если по-прежнему считать рассказ научным описанием. Что же здесь важно? Вода – источник жизни, но и одновременно страшная стихия. Бог не «приручает» воду, не борется с ней (как в мифах окружающих народов). Он просто полагает ей пределы.

 

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

 

Бог дает повеление земле, и появляются растения: трава и деревья. Да, это источник кислорода, пища (ст.29-30). Но разве все исчерпывается только пользой? Попробуйте представить себе мир без растений – и там, где живете вы, и в целом – не правда ли, что-то важное оказывается утерянным?

 

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

 

Светила – звезды, луна и солнце. С ними связан календарь, знамения (кометы или затмения при важных событиях истории), с их появлением связано жизненно важное разделение бодрствования и сна. Но странно, что о них говорится только на 4 день – мы бы говорили о них в самом начале. Одна из гипотез предполагает, что здесь автор выстраивает параллели в повествовании:

 

1 свет, небо 4 звезды, луна и солнце на небе
2 вода, суша 5 пресмыкающиеся, птицы из вод
3 трава, деревья 6 животные, человек, питающиеся растениями
7 суббота, покой

 

Если это так (параллелизм), правда, красиво?

 

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

 

Бог творит жизнь. И когда он благословляет, жизнь увеличивается (в одном из переводов сказано: «да воскишат воды кишащим, живой душой, и летун полетит над землей по своду небесному!»)

 

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

 

Человек – не животное, хоть и сотворен вместе с ними. На нем – отпечаток Лика. На женщине, мужчине, ребенке, старике. На человеке любой расы и племени. Не в этом ли плане мы – личности? Не столько внешне (хотя все мы в чем-то похожи на Иисуса), сколько в достоинстве, способностях. И это есть изначально, в каждом без исключения.

И еще, фундаментально, в этом рассказе каждый создан мужчиной или женщиной.    

 

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

 

Мир – хорош. Он изначально хороший. В самой своей сердцевине хороший. Человеку дан этот мир – владычествовать, обладать им. Но не сказано: владычествовать над себе подобными. Человеку даны животные. Но не сказано: истреблять их. Какой была бы жизнь, если бы мы научились жить хотя бы так?

 

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

 

«Чего недоставало миру? Покоя», – говорит один мудрец.  

Для меня здесь тайна (само творение – полно тайн, но здесь тайна – даже в тексте). Как бы началась новая эпоха, когда творение завершено. И я могу даже представить, как мир живет по законам, установленным Творцом, не требуя специальных вмешательств. Но как Бог может покоиться, одновременно отвечая на молитвы людей во всякое время? Или в этом и заключается парадокс Божьего покоя: не терять покоя, поддерживая творение и общение с человеком?

 

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

 

Второй рассказ повторяет первый, но человек здесь служит фокусом всего. Это –  специально, с особым вниманием и любовью, – обо мне, человеке. Даже дождь не идет, пока нет человека!

 

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

 

Без Бога человек – только прах, красная глина, жизни нет. Не потому ли иногда нам чего-то не хватает, и мы даже не знаем, чего?

 

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

 

Описание рая как оазиса понятно для жителя пустынь. Я бы описывал рай как пространство мирных отношений любящих друг друга людей. Но здесь еще никого нет. Есть территория, которую нужно окультуривать и хранить (не портить). Посередине – два дерева. Зачем они посередине?  

 

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

 

В жизни каждого есть двери, которые лучше не открывать. И так не потому, что кто-то нарочно их поместил туда, чтобы нас подразнить. Просто эти двери не для нас – или пока не для нас.

 

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

 

Наречение имен – это и узнавание, и обретение власти (если позвать по имени – придет). Но действительно, ни одно животное не может заменить родную душу. Ее вообще ничто не может заменить – даже Бог, и Бог – первый, Кто это понимает.

 

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

Семья здесь описана не только как взаимовыгодное ведение хозяйства (ст. 18), но как глубокое единство (прилепится, будут одна плоть).  

 

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

 

Психологи бы сказали, что у них нет расхождения между я-идеальным и я-реальным. Это очень целостные люди.

 

Таким человек задуман и сотворен. И есть надежда, что это – не только о прошлом.

11 thoughts on “001. Творение Бытие 1:1-2:25

  1. Сквозь смерть, сквозь ненависть и ложь,
    Сквозь все, на что и слов не хватит,
    Сказать внезапно: мир хорош!
    Когда-то «tov» сказал Создатель.
    И у Креста, и под Крестом,
    В ночных слезах, в венце терновом
    Понять: смысл веры только в том,
    Чтоб с Ним промолвить это слово.
    И с Ним проделать в тьме разрез
    Всем сердцем, вспыхнувшим мгновенно,
    Раскрыть немой простор небес
    И нескончаемость Вселенной.

    З. Миркина

  2. Фундаментальный отрывок. Сколько всего дано нам и с какой любовью, вниманием к человеку! Каждый день нужно с него начинать 🙂 Мне было важно подумать о том, что значит сейчас «возделывать и хранить». Не сбегать никуда и ни от чего, от тех, кто прямо передо мной, и от работы, заданий. В прямом смысле, не стремиться уехать, и в смысле мечтаний, желания чего-то другого и где-нибудь в другом месте. То есть это значит принимать и трудиться над тем, что дано Богом, творчески. И трудиться над отношениями с Ним.

  3. Первая мысль по рисунку — какой добрый и послушный Иисусу мир. Зачем этот мир так оскотинелся?..
    По ходу повествования, как пациент психологов, могу сказать что «нет тревожности». Любое другое описание (научное) во первых несет в себе холодность, и, его хорошо читать со значимыми взрослыми рядом (про космос, или мифы), то есть, защиту и уют нужно находить извне. А здесь внутри содержится эта защита взрослого, тот самый день покоя. Этот мир прежде всего защищенный, надежный. Там безопасно.

  4. Постом приятным! Мощь и сила Творения Божия впечатляет. И во всем этом, особое место человеку. Для меня как психолога, консультирующего на приходе людей с дипрессией, первым делом является дать возможность осознать человеку свою ценность. Через вдумчивое чтение глав Бытия, возможно более полное осознание себя в мире, свою значимость.

    1. Спасибо, Виктория! Я как раз вчера думал о психотерапевтическом значении чтения Библии.
      Правда, даже не про клиента, а про терапевта.
      В консультациях иногда истории клиентов отзываются у нас самих (контрперенос), и это бывает интересно исследовать. Но это — далеко не всегда.
      А здесь все так или иначе обращает к себе подлинному. Если научиться читать, конечно 🙂

  5. «Клиент, это не друг. Только клиент.» (Первое занятие по профессии другого рода, связанное с профессиональным подходом).
    Я думаю, это правильно, со сторны психолога, отсылать человека к первоисточнику в поиске самоценности. Клиенту же никто не объясняет, что психолог — это не друг. Фрустрация такой иллюзии (психолог — друг, мастер красоты — друг) болезненна. У психолога много клиентов, а у клиента то один психолог.

  6. «Ее (родную душу) вообще ничто не может заменить – даже Бог, и Бог – первый, Кто это понимает.» Очень «зацепил» комментарий. Из него особо прочувствовалась и как-то снова осмыслились милость, целостность и прекрасная логика Бога Творца. Спасибо!

Добавить комментарий