002 Грехопадение Бытие 3:1-25

002 Грехопадение Бытие 3:1-25

Если все было так хорошо задумано, то почему мы живем не в раю? Откуда в человеке зло? Как теряется близость с Богом, возникает страх и стыд, наступает вражда между людьми? Это — темы сегодняшнего чтения и ближайших глав.

Древние комментаторы обращают много внимания на змея – кто он, почему он оказался рядом, как он смог заговорить. Мне видится, что не это главное. Змей ли, крокодил или летающий макаронный монстр искушают нас — не важно. В неспособности жить в гармонии с Богом и друг другом виноваты прежде всего мы сами.

 

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

 

Искушение часто начинается с сомнения: «Ты точно уверен, что этого делать нельзя?» Или наоборот: «Уверен, что от тебя сейчас это требуется?» Здесь даже тоньше, сначала о нарушении запрета речи нет — женщина бы отшатнулась. Искушение касается в целом той сферы, в которой человек уязвим, с того, чтобы переключить на нее внимание: «посмотри вот сюда, интересно ведь!» Кроме того, присутствует некоторое искажение, преувеличение. Одному придет мысль, так ли алкоголь вреден, ведь он помогает расслабиться. Другому – правда ли, что нельзя и полюбоваться на красивых девушек в интернете. Третьему – почему он должен  терпеть всех, кто его оскорбляет. Четвертому – неужто судьбе угодно, чтобы он всегда был бедным, пропускал свой шанс. Пятому – хорошо ли, что наверх пробились люди куда хуже, чем он сам. И так далее. В какой сфере уязвимы вы? 

 

Какие варианты поведения у нас есть в самом начале искушения?

Одни советуют избегать праздности и бодрствовать, чтобы просто не пропустить прилог, не вступать в собеседование с ним. 

Другие – признать бессилие самостоятельно справиться с искушением и обратиться за помощью – к Богу, ближним.

Есть третий путь — побеждать искушение Словом Божьим, как Господь Иисус (мы еще дойдем до этого).

Что помогает вам превозмочь возникшее искушение? Это может быть хорошей темой для обсуждения с единомысленными людьми.

 

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

 

Есть несколько пониманий этого обещания. 1. Сами, без Бога, будете определять, что хорошо, а что плохо, устанавливать свои законы. 2. Узнаете не только теоретически, но на опыте вкусите зло (причем зло — не в плоде, а в нарушении запрета, в жизни вопреки замыслу Божия). 3. Будете знать все. 

 

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

 

Шепот в мыслях: Только попробуй… Плохо не будет, будет хорошо! Разве плохое может так выглядеть? Новые ощущения. Лучшая жизнь. 

 

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

 

Вместо радости – стыд. Как говорил свт. Тихон Задонский, сатана обещает злато, а дает блато.

 

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

 

Не Бог изгоняет Адама от Себя. Это грех не дает быть вместе с Богом. А Бог – зная все – начинает не с упрека, а с вопроса: где ты. Такая мягкая форма иногда помогает раскаянию: ты как, что с тобой происходит? Но здесь есть и более глубокий уровень: когда я грешу, я перестаю жить подлинной жизнью, теряю себя. Кто-то вместо меня функционирует, внешняя форма есть, а меня нет. Так что это еще и призыв: приди в себя, Бог хочет говорить не в «внешним» человеком, а с самим Адамом. Признавать, что поступил неправильно, ослушался, стыдно и страшно. Легче найти, на кого кивнуть, переключить внимание, переложить ответственность: на обстоятельства, других людей, Бога или змея.

11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

 

Отношения разрушены. Адам не признает своей ответственности, — и потому возвращение в прошлое состояние невозможно.

 

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

 

Вначале я написал, что можно обойтись без змея. Это, конечно, было преувеличением. По-видимому, есть силы в мире, противные человеку. Но им человека не победить. Верю ли я в это?

Отцы Церкви видят здесь указание на Христа. И ведь правда, мы точно знаем, что Его они не победили.  

 

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

 

Это один из примеров этиологии (объяснения происхождения чего-либо) в Библии. Так объясняется происхождение народов, обычаев. Здесь через грех первых людей объясняются муки рождения детей, зависимость женщины от мужчины, трудности земледелия, смертность. Но вот вопрос. Будет ли преодоление всего этого средствами науки или идеологии означать, что человек искупил или победил грех, приблизил жизнь к райской? В чем же тогда суть рая?

 

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

 

Ева – означает «жизнь», кожаные ризы могут символизировать потерю невинности, ведь раньше Адам одевался «светом, как ризою». Другое толкование предполагает, что раньше люди были открыты, проницаемы друг для друга, теперь между ними появляется барьер «кожаных риз» — одновременно и защита от непрошеного вторжения, и препятствие к полной близости.

О том, можно ли, учитывая данные современных наук, рассматривать происхождение всего человечества от одной четы, и в целом считать рассказ о грехопадении исторической реальностью, см. публикации Антона Морковина. Но интересно заметить, что в библейской истории будут примеры падений, очень напоминающие это (см., например, 1 Цар. 15 гл.).

 

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

 

Знание человеком добра и зла – то ли горький сарказм, то ли констатация того, что человек опытно узнал, что такое зло, но в отличие от Бога, не силен всецело властвовать над ним. Второе станет утешением для тех, кто думает своими силами победить грех и унывает от невозможности этого.

Дж.Мильтон в «Потерянном рае» и К.С.Льюис в «Переландре» попытались представить этот рассказ в развернутом виде. У Льюиса, кстати, искушение побеждается.

 

2 thoughts on “002 Грехопадение Бытие 3:1-25

  1. Средствами науки как раз пытаемся простереть руку и взять от древа жизни, по моему. Победы конечно, не получится у человека над грехом ни наукой ни идеологией. Одно унижение выходит. Только признавать свою данность.

Добавить комментарий