005 Вавилонская башня. Бытие 11:1-9

005 Вавилонская башня. Бытие 11:1-9

История первых одиннадцати глав – это описание взлетов и падений конкретных личностей и всего человечества. Как вы думаете, почему рассказчик завершил все историей вавилонской башни, что он хотел сказать этим?

 

1 На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они (потомки Ноя) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

 

Появляется новая технология, вместо кирпича-сырца (самана) появляется обожженый кирпич, который не боится воды и выдерживает большую нагрузку. Сегодня принято рассуждать о соотношении прогресса и нравственности. Но в мире библейского повествования нет абстрактной нравственности, и вопрос нужно ставить иначе: как технология влияет на отношения с Богом?

 

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

 

Зиккураты строили еще в Шумере. В Вавилоне на берегу Ефрата была своя башня, и с ней были знакомы первые читатели Библии. Вот как описывает это строение Геродот: «В середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в один стадий (порядка 200 м). На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе». 

Казалось бы, молодцы, построили такой великолепный храм! Между тем, библейский автор утверждает, что эта башня была построена в первую очередь для прославления своего имени.

Так можно строить самую высокую в мире телебашню или небоскреб не столько для людей, сколько для того, чтобы доказать превосходство своей страны перед другими.  

Так можно запускать спутник, собирать суперкомпьютер, побеждать на Олимпийских играх. Так можно делать карьеру и  воспитывать детей — во имя свое. Так можно даже жертвовать на строительство храма и заниматься библейскими исследованиями…

 

Это серьезный проступок, или просто незрелость? Хотя в тексте нет явных оценок, все же есть ключ к пониманию этого и других подобных мест – смотреть через призму Десяти заповедей (Исход, 20 глава). 1-3 заповеди – как раз о том, чтобы ставить Бога на первое место, святить Его имя. Об этом же — первое прошение молитвы Господней (Да святится Имя Твое!). Здесь же люди делают прямо противоположное. Собственно, в этом и заключается разница между гордыней и смирением.

 

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

 

Ирония. Люди думают взойти высоко, а Господу приходится сходить вниз, посмотреть, чем они заняты.

 

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

 

Почему Господь просто не разрушил все и не погубил людей? См. про завет с Ноем. 

Забегая вперед, скажем, что после рождения Церкви (Деяния, 2 глава) люди могут понимать друг друга, даже будучи представителями разных народностей.

А что делаете вы, если вам трудно с другим человеком, понимание потеряно?

 

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

 

Как бы вы сейчас ответили на вопрос, вынесенный в начало сегодняшнего чтения?

Означает ли эта история, что верующим в принципе не сделать себе имени? Ответ на это мы узнаем в следующих отрывках.

 

Рекомендую посмотреть замечательную презентацию О. Гандуриной об изображении Вавилонской башни у Питера Брейгеля-старшего

11 thoughts on “005 Вавилонская башня. Бытие 11:1-9

  1. Ну, или если кто то хочет получить подарок… За свои комментарии. Тоже может настроить башни. 🗼
    Незрелость. Отсутствие своего контакта с Богом (личного) который был у Ноя. Получился кирпич, а из чего, забыли.
    Если понимание теряется… Стараюсь найти свою сторону.

  2. Здесь происходит элегантный переход от общей истории человечества к частной семитской. И содержит много уникальной информации.
    1. Наличие единого языка. Судя по тексту (Быт. 11:4) строители обладали информацией, что должны рассеяться. Можно предположить, что именно для этого и строили башню, чтобы образовать единый центр власти и предотвратить событие.
    2. Технология строительства подобных сооружений уже была, появилась новая мотивация. Не только создание имени, но в строительстве «высотою до небес» видны всем нам знакомые очертания — «Гагарин в космос летал — Бога не видел». Доказать, что человечество само по себе, а Бог это выдумки. Знания начинают рассматриваться человеком как собственное достижение, хотя всё новое продолжают называть «открытием», а не созиданием.
    3. Единство и технологичность человечества не приводят к обращению к Богу, и в определенной ситуации начинают этому препятствовать.
    4. Слова Бога «сойдем же и смешаем там язык их» — уникальны. Точно такое же обращение Бога к себе во множественном числе можно наблюдать только при сотворении человека. И это говорит насколько близок и любим человек Богом. При разрушении башни участвуют все ипостаси, говорить о Троичности еще рано, но не на Вы же к себе Бог обращается. Рассказчик это подчеркивает, хотя сам не осознает передаваемой информации.
    Выводы.
    Информация и технологии — сила, а направление их применения зависят как от личности, так от общества. Если они становятся препятствием на пути к богосотворчеству, то в один момент могут стать лишь «преданием старины глубокой».
    Как бы человечество ни занималось саморазрушением — Господь всё использует для его возвращения к общению. Если есть общение, то есть что то объединяющее.
    Вот вкратце то, что я думаю по заданному вопросу.

    1. Рустам, трудно удержаться от того, чтобы подходить к рассказу как к буквальной истории.
      И все же рассказы первых 11 глав — это мифы (в Лосевском смысле), т.е. некоторые реальности, обобщающие опыт человечества, но данные в конкретной форме не без вдохновения от Бога. Тогда будем аккуратнее с выводами — по п.1.
      Интересно ваше наблюдение про Троицу, и окончательные выводы.

  3. Спасибо за презентацию О. Гандуриной.
    Вавилонская башня -живой памятник с древних времён о всех наших человеческих делах, когда мы хотим прославить имя своё, а не Бога. Эта история напомнила мне отрывок из Евнгелия от Луки. «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
    (Лк. 12:16-21)»

  4. «Но в мире библейского повествования нет ✔абстрактной нравственности✔, и вопрос нужно ставить иначе: как технология влияет на отношения с Богом?» Значит ли это, что нравственность — это отношения человека с Богом? И когда речь идёт о нравственном воспитании, то оно возможно только в Боге?
    4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. Я думаю, что здесь ключевыми словами для нашего понимания является слово «себе». Интересно, сколько прошло времени со времён всемирного потопа? Все строители Вавилонской башни — это потомки Ноя. Ной строил свой ковчег по конкретным указаниям Бога. И Бог спас Ноя с его семьёй. А Вавилонскую башню люди начали строить, забыв о потопе? Забыв завет Бога с Ноем? Очень коротка человеческая память. В течение всей моей жизни я теряла взаимопонимание со многими людьми. Восстановить его потом очень сложно. Общение восстановить можно, но близкие доверительные взаимоотношения практически невозможно. Поэтому только Бог может помочь нам по нашим молитвам к нему о наших близких, восстановить прежнее понимание. Господи, помилуй нас, грешных.

    1. Людмила, в библейском Откровении, действительно, нравственность всегда включает отношения с Богом.
      Но на практике люди могут основывать нравственность на голосе совести, на традиции, просто на заповедях родителей… Достаточно ли этого? Для этого мира, возможно, да.
      Спасибо, что так живо откликнулись на тему о взаимоотношениях.

  5. Добрый день, Владимир, хочу поблагодарить Вас за труд над этой рассылкой. Ваши усилия не бесполезны, даже если после чтения не пишется комментария — отклик в сердце все равно есть, действие его продолжается и после, воспоминания о нем эпизодически возникают потом.
    К сожалению, действительно, возникают ситуации испорченных отношений, натянутых отношений, напряженного недружелюбного молчания. Бывает, что иногда в памяти всплывет какой-то эпизод отношений, и только в момент воспоминаний осознаешь, что чем-то обидел человека, тогда даже не осознавая этого. Конечно, нужно тут же идти, восстанавливать отношения. Способов этого — очень много, общее в них — одно — попытаться понять и помочь. Бывает, что даже пара слов участия несут огромную помощь. Ну а если отношения устойчиво — напряженные, трудные, отношения непонимания — главное — не ожесточаться, ждать и терпеть, принимая человека, и со временем устанавливается оптимальная дистанция .
    Эпизод с неудачной постройкой башни до небес и попыткой создания себе высокого имени, может быть, говорит о том, что даже и небольшие, и вполне внешне безобидные, нейтральные замыслы, начинания, посвященные только себе, или же не имеющие необходимости в смысле возможности обойтись уже имеющимися «простыми камнями», но реализуемые, чтобы иметь более подходящие, удобные «обожженные кирпичи» — уже сами по себе безбожны. Они появляются иногда как закономерный этап предыдущего начала, уклонения в сторону от нашего предназначения, вложенного в нас Творцом. Благодарение Господу, так заботливо разрушающему наши большие и маленькие Вавилонские башни.
    Сергей Цыпленков

Добавить комментарий