006 Призвание Авраама. Бытие 12:1-20

006 Призвание Авраама. Бытие 12:1-20

Если предыдущие рассказы говорили с нами на языке мифа, то с Авраамом мы встаем на почву истории. Это история встречи, узнавания Бога, отношений с Ним. Вероятно, Аврам (именно так зовут его изначально, до завета) по-своему молился высшим силам и раньше. Но именно в сегодняшнем эпизоде он слышит голос Божий, Бог Сам говорит к нему.  

 

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;

2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;

3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

 

Авраму 75 лет, он уже старик. И вдруг он слышит повеление отделиться от семьи (т.е. уйти от защиты клана) и пойти неизвестно куда.

В такой ситуации у человека помимо «Да» есть несколько вариантов поведения.

  • Отказаться: «Я уже немолод, куда мне начинать все с чистого листа?» или «У меня здесь свои довольно важные дела и обязанности».
  • Усомниться: «Не повредился ли я умом?», «А вдруг это мне советуют враждебные силы?»
  • Пойти, но начать роптать: «Боги только и могут, что обещать!»
  • Не услышать: «Мне все только показалось».

Мог ли он выбрать такой вариант поведения? Да. Все эти варианты взяты из Библии, люди и так отвечают на призыв Божий. Но не Аврам.

 

5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.

7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему.

 

Аврам приходит в Ханаан из Харрана. Пешком порядка 700 км (если знать, куда идешь), нужно искать водоемы и места для выпаса скота, договариваться с местным населением, руководить людьми … Что движет Аврамом? Обетование.

 

Бог обещал Авраму и несколько раз повторяет, что Он произведет от него великий народ (в этом мире еще нет идеи воскресения, продолжение себя видится в детях).

Также потомству Аврама будет дана земля «хорошая и пространная, где течет молоко и мед».

Сам Аврам будет благословен – по древним представлениям, сделается здоровым, богатым, сильным, успешным (Второзаконие, 28 глава). Его имя будет известно и прославляемо, он принесет благословение, а окружающие пожнут благословение или проклятие в зависимости от отношения к нему.

Если в истории о Вавилонской башне люди хотели сделать себе имя, то здесь Бог обещает имя своему избраннику (и кто скажет, что это не осуществилось?)

Евреи, потомки Авраама, действительно стали народом, обогатившим цивилизацию. Но еще важнее, что в этом народе явился Иисус, Спаситель мира.

А как вы относитесь к Аврааму и его потомкам, благословляете или клянете?

 

8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.

 

Везде, останавливаясь, Аврам ставит жертвенники, чтобы почтить Бога – из благоговения, благодарности.

 

9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.

10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.

11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;

12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;

13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.

 

В древности было принято считать, что праведники всегда поступают мудро и безупречно. Так и толковали неудобные места. Сегодня мы уже не можем так читать эти тексты, мы видим несовершенство праведников. И в этом – надежда: они начинали так, как мы, у них тоже не все получалось сразу, но они не отступили.

Некоторые сегодняшние толкователи усматривают несовершенство веры Аврама уже в том, что он ушел в Египет, не дожидаясь, что Господь о нем позаботится – и это-то и стало причиной дальнейших трудностей. Но ведь он призывал имя Божье – мог ли Бог не вразумить его?

Вероятнее, проблема Аврама в том, что он мыслит о Боге как его современники. В то время считалось, что боги сильнее людей, но у каждого из них – своя территория. У Аврама – свой Бог, но в Египте – свои. Аврам надеется своей маленькой хитростью  решить дело: если и будут свататься к Саре, всегда можно потянуть время, а там и голод кончится. Но человеческая хитрость сыграла с ним злую шутку.  

 

14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;

15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.

16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.

 

Из того, что мы знаем об Авраме и Саре, видится, что здесь сарказм. Ему было «хорошо ради нее», но так ли было хорошо? Авраму не позавидуешь.  

 

17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.

18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?

19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.

 

Аврам убеждается в том, что Бог – это Бог над всеми людьми, и Он может действовать в любом месте. Благодаря вмешательству Божию все закончилось хорошо, и Аврам даже обогатился.  

 

20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.

 

Возможно, Бог никогда не говорил с вами, как говорил с Аврамом. Тогда вы можете молиться, ждать.

Но, быть может, Он все же обращался к вам? (Пусть не так, как к Авраму, а через Писание, через обстоятельства жизни, через людей, в которых вы услышали что-то большее, чем просто человеческое слово?)

Остались ли вы верны этому призыву?

Продолжаете ли жить этим и верить в обещанное?  

11 thoughts on “006 Призвание Авраама. Бытие 12:1-20

  1. Вопрос «А как вы относитесь к Аврааму и его потомкам?» для меня звучит странно.

    Про Сару непонятно. Может быть, стоит говорить о месте женщины в архаичном обществе? Или о том, что Сара настолько особенная, что ее берут в горем?

    1. Интересно, о чем ты все-таки подумал, прочитав этот вопрос? Идея в том, что те, кто всерьез относятся к Библии, и к вот этому стиху, не могут быть антисемитами.

      С Сарой неоднозначно. У нее есть свой голос, и еще какой! Женщины в повествованиях Бытия выглядят более свободными, чем в талмудическую эпоху, например. Чего только стоит последняя глава Притч! А об особенности Сары — да, мидраш говорит о том, что Сара лучше ячменя, пшеницы, серебра, золота, драгоценных камней и жемчуга. Но я не вижу в тексте оснований для такого толкования. Мидраши хорошо приводить, когда люди устали от «твердой пищи», а у нас не такие объемы, чтобы устать.
      О женщине я думаю говорить, когда дойдем до Благовещения.

  2. Вера Авраама в действии. Он так глубоко и серьезно услышал Бога, что встал на такой путь. С одной стороны, была такая глубина этого переживания, которая, мне кажется, и позволила не поддаться сомнениям, страхам, лени. А с другой стороны — активное действие с самого начала и всю дорогу. И ещё в этом отрывке видно, что Авраам потом всегда ищет общения с Богом, и Он ему является, т.е. отношения развиваются. Кто знает, может быть самым сложным был не первоначальный шаг Авраама, а не повернуть назад, остаться на пути.
    Интересно, что верующий Авраам не только сам получает благословение, но и становится «в благословение». Действительно, когда с верующими людьми, которые стараются жить по заповедям, общаешься, они меняют что-то во мне. С ними хорошо.

  3. У меня был врач, который следовал призыву Бога. И, даже не один, вспоминается, еще хирург, который спас жизнь родственнику, я с ним рядом сидела, и чувствововала, хорошо и спокойно, хотя и обстоятельства не располагали, и место было не самым спокойным.
    К Аврааму и его потомкам хорошо отношусь, у них часто можно найти здравомыслие по жизни, простое. Без накрученной вокруг лишней мистики. В творчестве, или высказываниях даже в сети. Лично не знакома.

  4. > Это история встречи, узнавания Бога, отношений с Ним.

    Лет 10 назад мы со Светой проводили занятие в подростковом собрании по истории Авраама. И я разбирался с символикой названий мест, через которые он проходит. К сожалению, сейчас уже не помню и не нашёл сходу качественного разбора этих вещей. Но одно то, что Аврам ставит жертвенник между Гаем (развалинами) и Вефилем (домом Бога), наталкивает на мысль, что в этих названиях состояние Аврама на пути к Богу. Постараюсь разобраться ещё раз или найти какой-то подходящий текст.

  5. > Остались ли вы верны этому призыву? Продолжаете ли жить этим и верить в обещанное?

    Обещанное мне я осознавал долго, не сразу увидел, что оно исполняется. Не скажу, что я был достаточно верен призыву, скорее, был наблюдателем того, что делает Бог.

  6. Если всего прожил Аврам-Авраам 175 лет, старик ли он в 75? Когда я читаю этот отрывок, у меня создаётся ощущение от него как мужчины в расцвете сил, управляющего большим хозяйством, с очень привлекательной женой к тому же:)

    1. Замечание интересное! Возможно, Авраам и действительно был полным сил человеком.

      Вместе с тем, долголетие на языке Библии означает не природную силу, а Божье благословение. Это видно на допотопной истории, где числа символические: чем сильнее человечество падает, тем меньше годы жизни.
      Как быстро умирают сегодня мужчины, выходящие на пенсию, если не видят цели в своем существовании! Возможно, если бы Авраам не чувствовал стоявшей перед ним задачи (участвовать в воплощении Божьего замысла), его жизнь окончилась бы гораздо раньше. И ведь само общение с Богом, очищающим и обновляющим дух человека, безусловно, продлевало его жизнь.

  7. “Да. Все эти варианты взяты из Библии, люди и так отвечают на призыв Божий” Да и мы сами поступаем именно так. Я попытался найти еще варианты , но у меня не получилось, только производные от этих.
    «Что движет Аврамом? Обетование.» Мне интересно , почему так важно для Аврама Обетование.? Разве ему чего то не хватало? «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» Зачем ему на склоне лет такие почести, что ему со всем этим делать?. Казалось бы огромное искушение для тчеславия, тем более для человека приклонных лет, когда в этом возрасте имеют место возрастные фобии( болезненное желание повышенного к себе внимания и т.д). По- моему им движет желание исполнить Волю Бога и вера что ничего плохого не случиться
    «…..мы видим несовершенство праведников» Аврам даже забывает об Обетовании, благославлении Бога, страх за свою жизнь ослабляют его веру, но это путь который ему надо пройти.

Добавить комментарий