009 Соперничество Иакова и Исава 27:1-28:22

009 Соперничество Иакова и Исава 27:1-28:22

Сегодняшний отрывок из 100 ключевых текстов Библии будет посвящен теме благословения. Мы увидим соперничество за отцовское благословение двух братьев-близнецов, сыновей Исаака. Сегодня благословением принято либо пренебрегать, либо понимать его чуть ли не магически. В ходе чтения мы постепенно будем прояснять, каков настоящий смысл благословения.

 

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

 

Благословение – это не просто слова. Это напутствие, завещание и пророчество, обращенное к сыну, но главное – это молитва к Богу. Благословение – это о том, кто продолжит род Авраама, кто продолжит служение истинному Богу.

 

5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

9 пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

 

Мать толкает младшего сына на то, чтобы получить благословение вместо старшего. Ранее сказано, что она больше любит Иакова – но это не объяснение для такого поступка. Ревекка показала себя мудрой уже с замужества. Она предпочла Исаака, ничего не зная о нем, кроме одного: в его семье на первом месте – Бог. Она с рождения наблюдала за сыновьями, примечала знаки, данные при рождении, но не пропустила и того, как легко Исав отказался от своего первородства за миску чечевичной похлебки, как неразумно он поступил, выбрав себе жену из язычниц (Авраам бы это точно не одобрил!). Исав попросту недостоин благословения, предполагающего близкое богообщение – да и не нужно оно ему…

 

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

 

Иаков сомневается, но мать готова взять вину на себя, настолько важным кажется ей это дело.

 

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

 

Кто поверит, что можно спутать человека и козленка? Либо Бог закрыл глаза Исааку, либо он не очень огорчен тем, что происходит. Один из древних комментаторов говорит о том, что у такого мужа могло притупиться телесное зрение, но духовное оставалось при нем. Просто Исаак не отличается решительностью. Вряд ли он решился бы нарушить обычай благословлять первенца, даже понимая, что Исав – не лучший выбор.

 

25 [Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;

28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!

 

Благословение — о том, чтобы Сам Бог благословил сына. Чтобы еды (всего, что нужно для жизни) было довольно, чтобы господствовать, а не быть рабом, не терять свободы.

Благословение – это очень важно, и оно может быть весьма разнообразным. Более подробно о благословении вы можете прочесть здесь.

Конечно, это ставит вопросы перед нами. А я чувствую ли себя благословенным Богом, родителями? Молюсь ли я о таком благословении, живу ли так, чтобы наследовать его? И сам я не забываю ли благословлять Бога, жену, детей?

 

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

 

Исаак не собирается отменять благословения Иакова. Видимо, он понимал, что делает, не мог же он оставить благословение на неизвестно ком. Но у него появилась надежда. Только что он собирался умирать, но теперь проживет еще двадцать с лишним лет.

 

34 Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения?

 

На этих словах Исаак успокоился. Ведь он благословил первенца, как и полагалось. Но Исава все равно жаль…

 

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

 

Это благословение-пророчество действительно осуществилось в истории. Потомки Исава жили в Едоме и звались идумеями. Давид подчинил Едом, но царствование над ним не продлилось и 150 лет. Между прочим, династия Ирода была идумейской.

 

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

 

С одной стороны, мы можем видеть здесь просто силу гнева Исава и в чем-то сочувствовать ему.

Но правильнее читать это в свете завета с Ноем. Исав готов сознательно его нарушить — убить родного брата. Кто мешает ему просить самому благословения у Бога (как это потом будет делать, к примеру, Давид или Соломон)?

Но что думает Бог, Исаву не интересно. Ему вообще не интересно благословение Авраама (ведь оно, на самом деле, не прозвучало!!!), только благословение, связанное с материальными благами. Выбор Ревекки  был правильным.

 

42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;

43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,

44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,

45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?

 

Ревекка снова доказывает свою мудрость. Выяснение отношений в гневе редко приводит к доброму результату.

 

46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;

2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;

3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов,

4 и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5 И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

 

Насколько деликатна Ревекка в отношениях с Исааком! Она ведь могла прямо сказать мужу: пошли сына в безопасное место. Но она представляет дело так, что сам Исаак посылает Иакова к родственникам жены.

Вместе с тем, сам Исаак окончательно определился с выбором наследника. Только здесь (!), наконец, звучит благословение Авраама. Теперь важно, чтобы наследник мог передать веру отцов дальше, и здесь критически важен вопрос брака. Религиозные понятия ребенок впитывает с молоком матери. Если мать язычница, то кем вырастет сын? 

 

6 Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских;

7 и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;

9 и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх [других] жен своих.

 

Эх, ничему-то ты не научился, Исав. Что еще можно сказать!

 

10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,

11 и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;

14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;

15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.

20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —

22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

 

Получить благословение от отца важно, но гораздо важнее — благословение Самого Бога. Здесь это происходит, но происходит и еще одна важная вещь: Иаков лично входит в Завет (или, можно сказать, Бог обновляет Свой завет с новым поколением). Недостаточно быть просто в «Завете отцов». Когда-то должен состояться личный разговор человека с Богом, должны быть даны личные обеты, услышано личное благословение.

Кроме того, это еще не конец истории. Как Иаков обманул своего брата, так его не раз обманет его дядя. И даже это не  будет концом истории. Невозможно быть человеком Божиим, не примирившись с братом.

 

9 thoughts on “009 Соперничество Иакова и Исава 27:1-28:22

  1. У нас состоялся интересный диалог с Т.Л.А.

    — Читала подобные толкования не раз, не убеждают. Как и то, что жениться на язычницах — грех.

    — А что именно не убеждает? Я бы сказал, что жениться на язычницах — не грех, но это небезопасно (Соломон). В Библии есть линия, что язычницы, принявшие истинного Бога, не хуже израильтянок, и не надо их обижать. (книга Руфи, и Малахия 2:16, в Синодальном переведено прямо противоположно смыслу — там нет никакого отпусти! а поведение Неемии осуждается, места найти не смог). В любом случае, механически переносить те понятия на наше время некорректно, раз уже Павел высказался за то, что в браке неверующий освящается верующим.

    — Я здесь все равно вижу не очень красивый обман со стороны Иакова и Ревекки. Это хитроумие, ценимое в древности, но не более того. Не очень приятно, что Бог это попускает и одобряет. Отсюда следует вывод, что цель оправдывает средства, а побежденный виноват сам. Я бы на это смотрела как на ветхие обычаи, которые переросло человечество.

    — Да, согласен, обман есть, и это некрасиво. Поэтому, мне кажется, Иаков у так «повезет» с Лаваном, который тоже его будет обманывать дважды — и Бог никак не наказывает Лавана. И сыновья ведь его будут обманывать относительно Иосифа… Что посеешь, то и пожнешь. Я бы с Иаковом в этот период дружить не стал. Иаков становится новым человеком только после борьбы с Ангелом Яхве, а до этого он типичнейший авантюрно-героический тип.

    — Мне кажется, тут какой-то миф в основе, который и в случае с Одиссеем, спасающимся от Полифема под брюхом овцы. И тот тоже положительный в целом герой, но часто малосимпатичный. Стратегии выживания древнего человека. Иаков прав не потому, что поступает хорошо, а потому что он один из родоначальников народа.

    — Да текст Библии часто — на грани с идеологией. Меня такие моменты смущают. В таких случаях я стараюсь как-то искать другие пути рассмотрения текста. Скажем, к сегодняшнему отрывку я подходил с мыслью о том, что Ревекка в принципе крутит семьей, как хочет. А пока вчитывался, как-то увиделось иначе — про ее замужество, про знаки, про легкомысленность Исава.

    — Конечно, на легкость отказа Исава от первородства указать можно, но для современного человека недостоинство противника не должно быть поводом нарушать закон.

  2. Современные покруче излукавились, там хитрости, простите, еще простенькие. Современному человеку пойди дойди ещё до себя настоящего. Новые техлогии’с во всём. Я так думаю. А там простые ещё люди, очень добрые. Я не считаю, что человечество чего то такое «переросло». Это самообман человечества. Бог сотворил, с ними, восполняя несовершенство Своей мудростью. По моему, вот что происходило. Они ошибались, косячили, а Бог восполнял, дополнял их решения до Своего замысла, не «попуская», а давая им самим что то сделать.

    1. Наталья,
      согласен с тем, что Бог всегда восполняет несовершенство людей.

      Но Вы как будто отстаиваете мнение, что тогда были люди лучше, чем сейчас, эдакий золотой век. Позвольте поспорить, не были.
      Вы говорите, что тогда люди были простыми и настоящими, а сейчас из-за технологий изменились — а как оценивать Ирода, желающего убить Иоанна Крестителя, но опечалившегося из-за просьбы Саломеи? Где он настоящий? И в Библии много таких примеров. Лукавство было и тогда, и сейчас. Технологии позволяют обманывать большее количество людей и делать это методичнее, но люди все те же.
      И уже история Каина и Авеля показывает, что с добротой у древних тоже не в порядке — не говоря уже о кровожадном Ламехе (мы о нем не читали, но вы сами можете посмотреть, Быт. 4:23).

      Когда-то преп. Амвросию Оптинскому задавали вопрос, есть ли нравственный прогресс. Он ответил, что в человечестве нет ни прогресса, ни регресса, а изменения могут быть только в личной жизни человека.
      Всего доброго вам!

  3. Интересно, что мешало Исааку благословить обоих сыновей, другой сын разве не мог служить Богу? Мне понравилась мысль о том что Исаак понимает, что выбор Исав- не лучший, и возможно даже в душе рад принять как Волю Божию подмену Иаковом, идет ей на встречу(просто вида не показывает), не смотря на традиции. Обращает на себя внимание тот факт, что Исаак поверил своим ощущениям, а не слуху, значит ощущать своей кожей достовернее чем верить на слух. Видимо и у нас так, пока на себе не прочувствуем чему либо верим очень слабо, сомневаемся.
    P.S. Ссылка на благословение- «прочесть здесь.» почему то не работает, хотелось бы больше об этом узнать.

Добавить комментарий