010 Примирение братьев Бытие 32:1-33:20

010 Примирение братьев Бытие 32:1-33:20

Иаков пришел к тестю своему Лавану и работал на него. Тот хитростью вынудил его вместо семи лет трудиться двадцать один год, пытаясь нажиться на нем. Иаков пожинал то, что посеял в отношении своего брата Исава. Впрочем, за это время у него появилось 12 детей (круглое число – образ полноты благословения), и не без собственной хитрости он разбогател.

И вот он возвращается на родную землю.

 

1 А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии.

2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.

 

Это ополчение было послано, чтобы укрепить Иакова, показать, что он идет не один, с ним – Божья защита (похожий эпизод произошел с Елисеем, см. 4 Царств, 6:17).

 

3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;

5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить [о себе] господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.

 

Иаков посылает людей, чтобы разведать, как отнесется к нему Исав, помнит ли обиду. Хотел ли он подлинного примирения, или только заботился о своей безопасности?

 

6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.

8 И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись.

 

Ситуация становится непредсказуемой. Иаков предпринимает усилия, чтобы минимизировать риски, и одновременно обращается к Богу.

 

9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!

10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.

11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми.

12 Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества.

 

Эта молитва может быть образцом и нашей молитвы.

Здесь видно напоминание Богу о тех, чьей вере подражает Иаков, и о том, что он действует по Божьему повелению (9) Исповедание собственного недостоинства – а фактически, благодарность Богу (10), раскрытие Богу своих страхов и просьба избавления (11), выражение надежды, упования на Слово Божие (12).

 

13 И ночевал там [Иаков] в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему:

14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов,

15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов.

 

Это богатство и сейчас поражает — оно должно было поразить и Исава.

 

16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада.

17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это [стадо] пред тобою?

18 то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами.

19 То же приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его;

20 и скажите: вот, и раб твой Иаков за нами. Ибо он сказал [сам в себе]: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня.

 

Иаков дипломатично хочет задобрить брата. Если Исав принимает подарки, ему уже гневаться неудобно. С другой стороны, подарок – как лакмусовая бумага: если он не принят, настрой Исава также ясен. Библейская мудрость говорит о том, что подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость (Притч. 21:14). Иаков, кажется, первый, кто этим активно пользуется, и не тайно, я явно.

А как действуете вы, когда ищете примирения?

 

21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.

22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд;

23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было].

24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;

 

Почему Иаков остался один? Переведя женщин и детей, он как бы прикрывается ими. Он до сих пор не уверен, боится встречи.

 

И вдруг – Некто вступает с ним в схватку.

Тут уже не до страха будущего. Смерть по-настоящему близка. Бог проводит своих избранников через опыт близкой смерти (ср. случай с Моисеем, Исход, 4:24-26), чтобы избавить не только от страха, но и озабоченности собой, от концентрации на себе – чтобы они забыли о себе, жили для других, и боялись только Бога.

 

25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

 

Может, чтобы Иаков удостоверился: это не фантазия. Возможно, и бедро не случайно – с поврежденным бедром далеко не убежишь.

 

26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

 

Битва происходит ночью, Иаков не видит, с Кем он борется. Но наступает рассвет, и можно действительно умереть, потому что невозможно увидеть увидеть лицо Божье и остаться в живых (Исход 33:20).

В процессе этой борьбы Иаков уже стал другим человеком. Он не только не трусит, но мужественно борется за благословение.

 

27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

 

Перемена имени свидетельствует о перемене в личности.

 

29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.

30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.

31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.

32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Иакова.

 

Этиологии (рассказы о том, почему что-то называется так-то, или существует обычай делать то-то) есть у многих народов. Но в библейской истории такие этиологии служат маяками памяти, дополнительным напоминанием о Боге и делах Его.

 

1 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок.

2 И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.

3 А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

 

Иаков – действительно теперь другой человек. Он готов собой пожертвовать. То, что он кланяется семь раз (число полноты), показывает, что он кланяется по-настоящему, признавая свою неправду. Он действительно искренне просит прощения.

 

4 И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали.

 

Картина настолько полного примирения, что в дальнейшем она послужит Господу материалом для притчи о блудном сыне.

 

5 И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? [Иаков] сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему.

6 И подошли служанки и дети их и поклонились;

7 подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.

8 И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего.

9 Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя.

10 Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне;

 

Иаков увидел не гнев брата, а лик Божий. Он стал видеть людей иначе.

 

11 прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его, и тот взял

 

То, что раньше украл (благословение), — теперь возвращает.

 

12 и сказал: поднимемся и пойдем; и я пойду пред тобою.

13 Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот;

14 пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир.

15 Исав сказал: оставлю я с тобою [несколько] из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего!

16 И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир.

17 А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.

 

Иаков не мог пойти с братом по двум причинам. Первая: неизбежно возникнет вопрос о том, кто главнее. Вторая, более важная: ему надо не в горы Сеира (Едом), а пересечь Иордан и поселиться на Земле Обетованной.

 

18 Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом.

19 И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет.

20 И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева.

 

 

 

5 thoughts on “010 Примирение братьев Бытие 32:1-33:20

  1. Мне кажется повреждение бедра у Иакова в эпизоде борьбы с Богом имеет одним из смыслов то, что это стало как бы элементом договора между им и Богом, который озвучил Бог. С одной стороны, всегда хромая, т е ходя не свободно, уже не будешь иметь отменной телесности, очень здорового, бодрого тела, а ведь ходьба — это одно из самых насущных, важных и необходимых действий человека ( вспомним тех, кто каким то образом лишен возможности нормально передвигаться — переживаемое ими, или нет состояние явного физического ограничения), а поэтому сам образ мыслей и самоосознания Иакова и само состояние тела будут как-то предохранять его от будущих возможных различных уклонений в сторону чрезмерной телесной бодрости, превалирования телесного, чувства плоти, стремления к переживанию большего физического совершенства и переживаний, связанных с этим. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию духовной составляющей личности его, даже, быть может, вообще приводить к мыслям о бренности всей этой жизни, А так же это станет постоянным источником напоминания об этой встрече с Богом, ведь о своей неизлечимой хромоте уже не забудешь никогда, о ней знаешь всегда, даже как бы «забыв» в суете дней, а опосредованно через нее имеешь постоянную память о Боге, действующую в любых обстоятельствах, задающую главное направление мыслей, слов и дел.

  2. Все мы — дети Божии. В каждом из нас в той или иной мере присутствует Бог, Бог -это любовь. Надо мириться с теми, кого однажды обидели. А лучше никого не обижать. Тогда и Бог простит нас за все грехи наши. Мне очень понравился отрывок, как Иаков боролся ночью один с Некто. Самое трудное — бороться с собой. Видимо, Иакову надо было принять какое-то очень важное решение, сделать выбор. И если он вышел из борьбы победителем, значит, он сделал выбор по совести.

Добавить комментарий