013 В Египет за хлебом Бытие 42:1-42:38

013 В Египет за хлебом Бытие 42:1-42:38

1 И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите?

2 И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть.

3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте,

4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды.

 

Вениамин – второй сын от Рахили, единственное, что осталось у Иакова от любимой жены. Подозревает ли Иаков своих сыновей? Не могла такая тайна не наложить отпечаток на открытость в отношениях отца и сыновей.

 

5 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод.

6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли.

 

Совпадение ли, что они приходят именно туда, где находится Иосиф?

Осуществляется то, о чем Иосиф видел в снах.

 

7 И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи.

8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.

 

Иосиф сурово говорит с братьями не потому, что не любит их или не простил, а потому, что он не знает, можно ли им доверять. Настоящее раскаяние – когда человек в аналогичной ситуации не совершает прежнего греха. Мириться с людьми, которые не покаялись и могут заново предать – неразумно (подробнее о прощении, покаянии и примирении см. лекцию на Предании).

И он решает устроить им проверку. В этом он показывает себя настоящим драматургом.

 

9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.

10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи;

11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.

 

А ведь они правы: они все дети одного человека!

 

12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.

13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.

14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи;

15 вот как вы будете испытаны: [клянусь] жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш;

16 пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, [то клянусь] жизнью фараона, что вы соглядатаи.

17 И отдал их под стражу на три дня.

 

Как он сам был во рве, так теперь он устраивает обстоятельства так, чтобы у них было время подумать. Причем как они считали его доносчиком отцу, так теперь сами обвинены в шпионаже.

 

18 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога:

 

Из милости, чтобы они не терзались от чрезмерной тревоги, он говорит им о своей вере в Бога.

 

19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;

20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали.

 

И снова он напоминает им о брате, которого они отдали в рабство.

 

21 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие.

22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.

 

Может быть, они раньше и каялись внутри себя. Но теперь они признают свою вину публично.

 

23 А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик.

24 И отошел от них, и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.

 

Услышав, что Рувим, старший, невиновен, Иосиф берет в заложники Симеона, второго по старшинству.

 

25 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними.

26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.

27 И открыл один [из них] мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро свое в отверстии мешка его,

28 и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?

 

И снова они вспоминают о серебре, вырученном за Иосифа.

 

29 И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему все случившееся с ними, говоря:

30 начальствующий над тою землею говорил с нами сурово и принял нас за соглядатаев земли той.

31 И сказали мы ему: мы люди честные; мы не бывали соглядатаями;

32 нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской.

33 И сказал нам начальствующий над тою землею: вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите,

34 и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле.

35 Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались.

 

О чем они забыли? О том, что правитель сам боится Бога.

 

36 И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — все это на меня!

37 И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.

 

Рувим добр, но неразумен. Какая польза Иакову в том, чтобы убить внуков взамен пропавших сыновей? И где гарантия, что у Рувима получится – ведь уже два сына исчезли под его присмотром? Не надо только считать Рувима неудачником. Есть серьезная причина, по которой Бог не благословляет его (см. Быт. 35:22). Это последний раз, когда Рувим выступает как глава племени.

 

38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.

6 thoughts on “013 В Египет за хлебом Бытие 42:1-42:38

  1. По моему, Рувим это ВДА…(взрослый ребёнок из дисфункциональной семьи). У него чувство вины за то, что он не модет изменить. И, эта вина настолько сильная, что он готов заплатить даже такую цену, чтобы от нее освободиться. Вот почему он предлагает Иакову порешить внуков. Опять же, это эгоизм, по отношению и к Иакову, и своим детям. И, нет контакта с Богом у него. Все сам. В отличие от Иосифа. Мне жалко стало Рувима.

  2. Наталья,
    я понимаю, что вам жаль Рувима. Пеоследний его вопль — не от радости, а от отчаяния, это правда.
    Но не вижу причин видеть в этой семье дисфункциональность. Характерных признаков нет. Есть искушение — проецировать на Библию что-то свое, вчитывать в нее то, чего нет. Надо просто об этом помнить.
    Вина у братьев присутствует, но Рувим, похоже, как раз не считает себя виноватым, он упрекает братьев (ст. 22).
    У него есть настоящая вина — он переспал с рабынями отца (Быт. 35:22). Но нигде в тексте не видно, чтобы он каялся за это.

    1. А, это меняет дело. Я просто про рабынь не в курсе. Тогда проекция? Понимаете, у работы с психологом (а я очень продвинутый клиент) есть тоже свои побочки… Прошу прощения, за некомпетентные заявления. Мне очень интересно по отрывкам читать Библию. И, если что то приходит, я пишу. Раз есть возможность быть высказанной. Так вот что Рувим скосячил. Видно, не очень это много принесло ему радости. Живые они, настоящие, эти братья.

  3. Знаменитый Паскаль писал о Иосифе так: » Иосиф является прообразом Иисуса Христа. Любимый сын отца, он был послан к саоим братьям и, будучи безвинным, был продан ими за двадцать серебреников, а в результате всего этого стал их господином.»
    Действительно, можно провести такую параллель. Иосиф был избран Богом для осуществления Своих планов. Бог хотел создать многочисленный народ, для осуществления через него спасения всего человечества. Иосиф был молод, и по сравнению со своими братьями, чист и немного наивен. Сказано, что он говорил отцу о худых делах братьев. Может показаться, что это плохо, но видеть как творится грех и молчать, пожалуй, не лучше. Возможно, Иосиф хотел, чтобы отец как-то повлиял на них и они осознали, что ведут себя плохо. По своей наивности, он рассказывал о своих снах, чем вызвал их зависть и ненависть. Они решили от него избавиться. Бог использовал эту ситуацию. Он знал, что надвигается голод и Ему нужно было спасти Свой народ от вымирания. В Египте, Бог не оставляет Иосифа, и из всех трудностей помогает ему выйти с честью. От Бога у него и дар истолкования снов. Иосиф занимает, к моменту наступления голода, высокое положение в Египте. Он способствует тому, чтобы фараон разрешил остаться в Египте его семье, пришедшей за хлебом. Теперь у избранного народа есть своя земля в Египте, где они могут спокойно жить и уножаться численно. Когда приходит время, Бог выводит из Египта Свой народ в землю обетованную, текущую молоком и медом. Таким образом, через Иосифа происходит спасение избранного народа. Даже имя, которое получил Иосиф в Египте — Цафнаф-панеах означает » спаситель жизни». Иисус Христос пришел на землю, страдал, был предан за 30 серебреников, Его убил, но Бог Его не оставил и через Него осуществил план спасения человечества. Христос воскрес и сделался нашим Господом. Он основал на земле Свою церковь. Теперь верующие, живущие среди нечестивого мира, как евреи в Египте, имеют свое место-это церковь, их убежище в мире. Здесь они расширяют свое влияние на мир, привлекая из него людей ко Христу. Церковь растет численно. И когда войдет в нее полное количество язычников, Бог осуществит новый исход. Исход Церкви из мира греха в обещенное Царство Божие. И будет Новая земля и Новое небо на которых обитает правда. Мытарства Иосифа в Египте — это образ мытарств в этом мире церкви Христа. Она проходит многие испытания, гонения, но Бог не оставляет ее и доведет до победного конца. А церковь Хрисьа — это люди, это мы все с вами. Мы проходим в жизни различные испытания, но имея веру, выходим из них с помощью Божьей победителями. И даже, если мы гибнем, Бог обещает нам венец жизни. Победившие, выстоявшие во всех жизненных испытаниях, будут стоять на стеклянном море перед троном Божием в белых одеждах праведности. Главное не терять веру и быть верным до смерти.

  4. «И он решает устроить им проверку. В этом он показывает себя настоящим драматургом» А мне далеко не симпатична его драматургия. Он не мог не понимать насколько опасна могла бы стать его проверка не только для братьев, но и для любимого отца. Это же надо спланировать такую комбинацию ради того чтобы убедиться — изменились ли братья. А «скупая мужская слеза» после их абсолютно чистосердечного раскаяния разве она не должна была заставить его окончить этот спектакль. Так нет же мы хотим «научить», что бы люди хоть немного побыли в нашей шкуре, ощутили все что пришлось пережить мне. А на каждом этапе еще и подсказка как в квесте, чтобы вспомнили, пострадали и оценили. Ветхий Завет одним словом, что не редкость и у нас. Храни всех Господь.

Добавить комментарий