019 Пасха Исход 12:1-12:42

019 Пасха Исход 12:1-12:42

Кто-то сказал, что без Песаха (мы будем говорить Песах, чтобы отличить от Пасхи Новозаветной) нет иудаизма. Сомневающимся в историчности Исхода можно задать простой вопрос: как они объясняют в таком случае этот праздник.  В тексте, который мы будем читать, переплетен рассказ о последних сутках израильтян в Египте и наставление последующим поколениям о том, как вспоминать это событие.

 

1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:

2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.

 

Аарон и Моисей ждут указаний о том, как действовать в настоящем, как спасти это поколение. Бог смотрит дальше, и заботится как о нынешнем поколении, так и будущих. Он хочет, чтобы избавление из рабства в Египте стало главным событием, формирующим историческую память израильского народа. Последующие поколения должны помнить: мы были рабами в Египте, но Бог освободил нас и повелел праздновать это событие.

Мы, христиане, верим, что Бог в этот момент также провидит другое, еще более значимое событие. Смерть на Кресте Возлюбленного Сына Божия случится в этот же день много веков спустя, освобождая нас от греха, проклятия и смерти. И в текст о праздновании вплетаются знаки, которые пророчески указывают на Иисуса Христа (агнец, без порока, кровь, избавление).

Указания, которые даются в связи с совершением трапезы, должны в первую очередь быть понятны тем, кому предстоит оставить Египет и идти в Землю Обетованную, поэтому начнем мы это чтение с выяснения буквального смысла.

 

3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;

4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,

6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,

7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;

8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его;

9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;

10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

 

Эта трапеза — последняя в Египте.

Чтобы идти, требуются силы, поэтому – по агнцу на семейство, если мало народа – то на несколько семей (такое совместное вкушение делает людей ближе). Барашка или козленка следует выбрать из лучшего скота, без порока, четыре дня подержать отдельно, чтобы удостовериться, что он не болен. Выбор лучшего животного роднит трапезу с жертвоприношением – Богу можно приносить только лучшее. Его следует запекать на огне, а не варить (так быстрее избавиться от остатков крови). Но никакого предварительного собственного очищения не требуется, как это будет при регулярных жертвоприношениях, – какое очищение в последние минуты, посреди вражеского стана?

Нет времени готовить тесто из закваски, ждать, пока оно поднимется – поэтому  пресный хлеб, минимум закуски, принятой у кочевников, — горькие травы.

Агнца нужно съесть полностью или предать остатки огню, не оставляя на потом (чтобы не есть испорченное и тем самым задерживать бегство).

 

11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.

 

Есть этого агнца следует быстро, будучи готовым к длительному путешествию.

Песах, название этой трапезы и праздника, означает «проходить мимо», «перескакивать». Но о чем говорит это название?

 

12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.

13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.

 

Двенадцатый стих – самый трагичный во всем повествовании. Бог пройдет по всему Египту, и с ним будет идти смерть. Но помните: это – лишь возвращение того, что начал сам фараон (убийства израильских младенцев). Рад ли Бог этому? Это тот же самый Бог, что сотворил этот мир, жизнь, человечество, Бог, радовавшийся свету, жизни. Он всячески откладывал эту казнь. Если вдуматься, Самому Богу должно быть больно. 

Но зачем кровь на косяках дверей? Разве Бог не знает, где египтянин, а где еврей? В том-то и дело, что разделение здесь проходит не по национальному признаку, — а по вере, которая проявляет себя в делах. Приготовить в пищу животных, которые почитаются как священные, и еще помазать косяк двери их кровью, на глазах у исполненных ненависти, презрения и страха соседей, — на это требуется серьезная решимость. Так египтянин, поверивший Богу, может получить избавление. Напротив, израильтянин, не решающийся публично провозгласить свою веру, недостоин иметь продолжение в народе Божием.

Это – очевидное объяснение. Но из повествования параллельно может сложиться впечатление, что сама кровь имела искупительное значение, служила таинственной защитой от истребления. Кровь Иисуса, пролитая на Кресте за грехи всех людей, будет именно такой.  

 

14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.

15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.

16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам.

17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное.

18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца;

19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых — пришлец ли то, или природный житель земли той.

20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.

 

Здесь  – наставление уже для последующих лет. Человек в суете дней склонен забывать о значимых событиях. Празднование Песаха – это такое выныривание из суеты, возвращение свободы. Оно должно продолжаться семь дней (на этот период прекращается всякая, любая работа), и сопровождаться священным собранием в начале и конце недели. Пресный хлеб будет живым напоминанием о том, в каких условиях происходил исход (см. конец сегодняшнего отрывка, ст.39). Те же, кто не соблюдает этого, сами отрезают себя (так правильнее перевести «истреблена») от избранного народа.   

 

21 И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;

22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.

23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.

24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки.

25 Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение.

26 И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?

27 скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.

 

Инструкции, которые передает Моисей народу, включают и образ будущего: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам…» Это поддерживало надежду.

 

28 И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.

29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.

30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.

31 И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы;

32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.

 

Только десятая казнь, наконец, сокрушает сердце фараона. Увы! Иногда человек осознает что-то слишком поздно, когда уже нет возможности ничего исправить…

 

33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем.

34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их.

35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.

36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.

 

В третий раз в повествовании мы встречаем этот эпизод с драгоценностями, и мы уже обсуждали справедливость этого ранее. Но на этот раз в тексте есть интересная особенность. Глагол «просить» означает также просьбу о подарке. Зачем было просить подарки у египтян? Кто-то давал, только чтобы избавиться от источника опасности. Кто-то, понимая, что имущество уходящих перейдет к нему. Но кто-то давал и чистосердечно, понимая, что Египет был несправедлив к пришельцам.  Бог устроил так, чтобы израильтяне уходили, не  затаив злобу, гнушаясь египтянами, а с чистым и успокоенным сердцем (см. Втор. 23:8, 15:13-15).

 

37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;

38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.

 

Цифра в 600 тысяч мужчин с женщинами и детьми сомнительна; возможно, что нужно перевести вместо тысяч – 600 отрядов. Важно другое: вместе с ними вышли те, кто поверил в Бога Израилева – из других народов и племен.

 

39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.

40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.

41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью.

42 Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их.

 

Христиане в первые века сочетали празднование Песаха и Пасхи Христовой. Но по мере роста взаимной неприязни эта традиция ушла, и было принято счисление Пасхи, принципиально не совпадающее с иудейской. Сам Песах стал рассматриваться исключительно как прообраз, тень событий Нового Завета, деталям повествования был придан аллегорически-назидательный характер, а смысл, который Сам Бог вложил в это празднование (напоминание о свободе, действии Бога в истории) – оказался утраченным.

А о чем лично вам говорит сегодняшний отрывок? Будет лучше, если вы поделитесь своими мыслями прямо в блоге, а не в соцсетях — это позволит не потерять их для будущих читателей.

10 thoughts on “019 Пасха Исход 12:1-12:42

  1. Пожалуй, сомневающиеся в историчности Песаха скажут, что праздник установлен политическим решением на основании мифа. Но само повествование включает заботу о том, чтобы потомки не забыли об этом событии. Для художественного текста это было бы странно.

    1. Жанна,

      вы правы, некоторые делали за компанию, не вполне понимая, что это от них потребует.
      Потом именно эти «пришельцы» начинают обнаруживать прихоти в пустыне — переводя на русский, требовать чего-то особенного, высказывать недовольство тем, что уже дано.

    1. Андрей,

      безусловно, Христос на Кресте победил грех, проклятие и смерть, и освободил человечество для обновленной жизни в праведности.

      Но нельзя свободу понимать исключительно духовно. Духовное понимание должно следовать ЗА буквальным.

      Начиная с Исхода свобода — понятие конкретное: свобода от рабства.
      В законы Пятикнижия вложено много возможностей освободиться от рабства, стать свободным человеком.
      Это привело к тому, что ко времени Нового Завета у иудеев рабство как социальный институт ушло в прошлое.

      А вот в истории христианской Церкви, где Исход стал читаться с определенных пор аллегорически,
      еще 19, а то и 20 веков христианские народы терпели внутри себя рабство (крепостное право — одна из разновидностей), и редко кто возвышал против него голос.

  2. Но служение Богу -это тоже рабство. Поскольку я — раб Божий. Без Бога ничего путного совершить не могу. Здесь имеется в виду именно рабство одного народа у другого, рабство души человеческой перед своими страстями и грехами. Свобода от греха — недостижимая цель для человека.

Добавить комментарий