020 Переход через Чермное море Исход 13:17-14:31

020 Переход через Чермное море Исход 13:17-14:31

Сегодняшний отрывок повествует о поражении колесниц фараона в Чермном море. Существуют несколько возможных реконструкций пути и, вероятно, Чермное море – это не Красное море, а тростниковое озеро где-то к северо-востоку, один из заливов Средиземного моря. Впрочем, география является только фоном, на котором будут разворачиваться трагические и одновременно спасительные события.

 

17 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.

 

Даже кратковременные стоянки на прибрежной дороге могли бы привести к стычкам с местным населением из-за пастбищ и источников, а по дороге стояли еще сторожевые крепости. И хотя, как говорится в следующем стихе, народ вышел вооруженный, это – бывшие рабы, никогда не проходившие воинской подготовки. Они просто не ушли бы далеко.

 

18 И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской.

19 И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда.

 

Упоминание Иосифа и Моисея одновременно неслучайно. Сбывается пророчество Иосифа о Божьем посещении. А Моисей, как и Иосиф в свое время, — тот, через кого Бог спасает Израиль.

 

20 И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни.

21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.

22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа.

 

Иногда кажется: если бы мы видели бы Его Присутствие, мы жили бы совершенно иначе. Нам легче было бы воздерживаться от греха, мы ничего бы ни боялись и всегда поступали по совести.

Столп огненный и облачный – это зримое Божие Присутствие. Но помогает ли это присутствие израильтянам? Моисею оно служит укреплением, остальные, похоже, привыкли к необычному явлению, и не видят в этом Бога.

Спустя много веков, рядом с народом будет находиться Иисус, Воплощенное Присутствие. И снова, помогало ли это тем, кто находился рядом? По-разному.

Дело не в присутствии как таковом, а в способности видеть, верить, — наконец, в способности пустить это Присутствие в свое сердце и жить Им.

 

1 И сказал Господь Моисею, говоря:

2 скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.

 

Это повеление ставило Израильтян в стратегически невыгодную позицию. Они должны были возвращаться обратно (навстречу возможной погоне), и расположиться так, чтобы с одной стороны была пустыня, с другой – море, впереди – египетские крепости.

Иногда Бог может поставить нас на уязвимое место, и даже не потому, что хочет проверить нашу веру (хотя и так бывает, см. Исх.15:22-27), а из-за того, что других путей достичь цели просто нет.

 

3 И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня.

4 А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.

5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?

 

После всех чудес у фараона все равно сознание возвращается к привычному стереотипу: рабы должны работать, чтобы экономика страны процветала. Мощное государство важнее счастья конкретных людей – это логика именно фараона. И она не раз будет повторяться в истории, в том числе – и в недавнем прошлом нашего народа (ГУЛаг).

 

6 [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою;

7 и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.

8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою.

9 И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.

10 Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,

11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?

12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.

 

В словах израильтян звучит сарказм и упрек. В Египте действительно много усыпальниц; чтобы умереть, далеко ходить не нужно. Но стоит ли говорить так Моисею, которому и без того трудно? Они не плохие люди, они не питают вражды к Моисею, просто они напуганы. Страх стоит за многими неблаговидными поступками и высказываниями. В своем отчаянии они договариваются до того, что желали бы даже оставаться в рабстве. Все это похоже на знаменитый Стокгольмский синдром: люди с психологией «жертвы», рабской психологией часто не видят выхода даже там, где он есть.

 

13 Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;

14 Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.

 

Моисей – другой. Он был воспитан в свободе и достоинстве, он может и умереть по-царски. Но помимо воспитания в нем есть уверенность в Господе, и это делает его настоящим вождем народа.

 

15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,

 

Знаменательная фраза: «Что ты вопиешь ко Мне?» Моисей не произносит ни звука, но это один из лучших примеров молитвы во всей Библии. Собственно, это и есть выход.

 

16 а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;

17 Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его;

18 и узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

 

Дважды повторяется цель Бога – показать славу Свою. Если задаться вопросом, зачем это Богу, — окажется, что незачем. О Его славе проповедуют небеса, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2).Это нужно народу Израилеву, чтобы иметь уверенность, надежду. Это нужно египтянам, чтобы избавиться от пагубных иллюзий язычества.

 

19 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;

20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.

 

Это двоякое видение Бога повторяется и в истории. Одни видят Его как Источник жизни, подлинной реальности, справедливого, милостивого, любящего, заботливого. Другие – как выдумку, манипуляцию, средство эксплуатации, жестокого и безразличного. А что вам помогает видеть в правильном свете?

 

21 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

 

В этом стихе – объяснение чуда. С одной стороны, это жест Моисея (в первую очередь, для людей, чтобы показать неслучайность происходящего), с другой – ветер, всю ночь отгонявший воду и открывший брод. В таком случае «воды стали стеной» –  вероятно, поэтическое описание, и указание на то, что воды не переходили определенной границы; нет нужды видеть в этом голливудский спецэффект в стиле «Принца Египта».

 

22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

23 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;

25 и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне:

побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

 

Египтяне в замешательстве, стоит ли дальше преследовать. Тяжелые колесницы начинают вязнуть, и становится очевидным, что погоня – неверное решение.

 

26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

27 И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.

28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и по левую сторону.

30 И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря.

31 И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь.

 

Эта песнь, приведенная в следующей главе, прочно вошла в богослужение как иудейское, так и христианское, и стала лейтмотивом красивейшей первой песни канона. Для иудеев это событие стало переходом из рабства к окончательной свободе. Позднее христианская традиция будет смотреть на крещение как на аналог такого перехода — от духовной смерти — к подлинной, настоящей жизни.

 

Мы говорили здесь о многих качествах, способностях верующего:

  •  видеть Присутствие Божие в своей жизни;
  • пустить это Присутствие вовнутрь себя, уметь отыскивать этот остров покоя, мира в глубине сердца;
  • признавать страхи, но не действовать по ним;
  • ощущать себя свободным, ценить достоинство своей личности;
  • верить, что у Господа есть решения, и прежде всего другого молиться Ему в любых трудностях,
  • благодарить и искренне выражать это пред Богом.

Что из вышеперечисленного более всего актуально для вас сейчас? 

 

Мы уже прошли с вами 20 отрывков. Я буду вам благодарен, если вы поделитесь в комментариях, какой способ комментирования  вам кажется наиболее удачным (вопросы, рассуждения, недоговоренности, справки, и пр.) Хватает ли пояснений? Читаете ли вы приводимые в тексте ссылки, понятны ли связи с ними? Может быть, у вас есть какие-то особые пожелания? По возможности я постараюсь учесть все, что вы напишете!

8 thoughts on “020 Переход через Чермное море Исход 13:17-14:31

  1. 1. Для меня очень актуален данный тезис — «пустить это Присутствие вовнутрь себя, уметь отыскивать этот остров покоя, мира в глубине сердца», я понимаю это как непрерывный молитвенный диалог с Господом, но чаще цепляюсь за какие-то внешние вещи и теряется этот внутренний диалог, остаеться лишь благодарить за любой опыт общения с ним.

    2. «Признавать страхи, но не действовать по ним».Значит ли , что признавать свой страх это не терять контроль над собой? Возможно ли трансформировать такой страх в «Страх Господень», или это несовместимые вещи, хотя мне очень нравится как в библия говорит нам о таком страхе (Притч.14:27)Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти,(Сир.1:11-12)Страх Господень — слава и честь, и веселие и венец радости.Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие.

  2. Сейчас важно ощущать свободу и ценить достоинство своей личности. Бог меня благословляет, помогает, заботится. Чтобы это принимать, нужно верить в себя и Ему. Мне нравится в еврейском народе то, что у них с детства человек слышит и ощущает, что его и его народ Бог благословляет.
    Ещё в этом отрывке, когда речь идёт о том, что Господь поставил еврейский народ в уязвимую позицию чтобы показать египтянам, что Он — Бог, мне кажется, урок в том, что Бог может действовать, учить кого-то через нашу жизнь. Все люди — Его дети.

    1. Можно, вероятно, видеть здесь пример послушания, но мне как-то не близка мысль о сугубой дидактичности. Больше понятно, что в принципе опасно откладывать, когда Бог говорит сделать быстро(бегство из Содома, освобождение рабов-евреев).

  3. У меня ассоциации с потопом. Но, есть разница. Египтяне все время обманываются о Боге. И, я вижу настойчивость Бога, «и египтяне узнают что Я Господь. Я Господь.» Людям допотопным, видимо, не надо было такое доказывать. Они, похоже, знали. Он настаивает, для египтян, что Он, именно Он, Господь. Интересно, во что сейчас верят египтяне…)

Добавить комментарий