021 Десять заповедей Исход 19:1-20:21

021 Десять заповедей Исход 19:1-20:21

Сегодняшнее чтение касается двух больших тем: священство и 10 заповедей. 

После странствий по пустыне народ, наконец, приходит к Синаю, как Господь и обещал Моисею (Исх. 3:12).Часть пути пройдена, но то, что предстоит (принять Закон и заключить Завет), в действительности превосходит все предыдущее.  

 

1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.

2 И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы.

3 Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:

 

Откровение дается на горе. Путешественники знают, как горы меняют наше восприятие. Уже по мере восхождения заботы  отступают, величие природы позволяет посмотреть на жизнь с другой точки зрения. В тишине гораздо отчетливее слышится глас Божий.

 

4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;

 

Орлы, когда учат своих птенцов летать, парят рядом, и поддерживают, когда те выбьются из сил. Так и Бог заботится о Своем народе, поддерживает его.

 

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,

6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.

 

В кратких и емких словах говорится о невероятно важном – призвании народа, смысле его существования, требованиях к нему.

«Будете Моим уделом» — никто иной не будет претендовать на вас, никто иной не будет господствовать над вами, вы — Мои.

«Будете у Меня царством». Если царство, то кто царь? Не люди, Сам Бог. Привычнее, чтобы государством руководили люди. Воля земного царя хоть и несовершенна, но явна в его указах и распоряжениях. Когда же Бог дает заповеди, еще нужно понять, какую когда и как применить. Невозможно жить только прошлыми пониманиями, требуется ежедневно  вслушиваться, учиться различать Его голос… Это совсем не похоже на земные институты власти и на традиционную религиозность, и сколько требуется доверия, чтобы жить так!

Это призвание остается актуальным и для новозаветной Церкви. Авторы Нового Завета видят в этом стихе еще один оттенок смысла: каждый христианин сам призван обрести царственное достоинство (1 Петр. 2:9; Откр. 1:6).

«Царство священников и народ святой». Священство – огромная тема (см. подробнее отд. статью). Священник в изначальном смысле – человек, который освящает земную материю, возвращает отпавшее Богу; через него окружающие народы узнают Единого и Истинного Бога. Для такого служения он сам должен быть отделен (свят) и непричастен нечистоте и злу. Призвание быть Божьими свидетелями для мира другими словами сформулирует Сам Господь Иисус: «Вы – свет мира».   

К сожалению,  это призвание осталось мечтой для ветхозаветного народа Божия. Видите ли вы, как это реализуется в Церкви, как это относится лично к вам?

И еще раз подчеркнем: чтобы все это осуществилось, Бог хочет одного – доверия. На первом месте — даже не заповеди. Главное – слушаться Его гласа.

 

7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.

8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу.

 

«Все, что сказал Господь, исполним». Это – главный ответ, которого ждет Господь. Его воля доступна и понятна (Втор. 30:11-14), единственное, что требуется, — понять, как она звучит применительно лично к нам,  – и исполнять ее.

 

9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу.

10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,

11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;

12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;

13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.

 

Эти повеления – не для того, чтобы убивали животных и тем более людей, как может показаться на первый взгляд. Это предостережение. Встреча с Богом может быть смертельной, если человек считает себя «вправе» на встречу, забывая о том, что это всегда милость, или если человек просто неподготовлен, не очищен так, чтобы выдержать это Присутствие (случай Надава и Авиуда — Левит, 10 гл, и восстание Корея — Числа, 16 гл).

 

14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.

15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.

16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.

17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.

18 Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;

19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.

20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.

21 И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него;

22 священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь.

 

Странный и загадочный факт: священство еще не учреждено, но уже упомянуто. Говорится ли здесь о первородных, кто на данный момент является посвященным Господу (Исх. 13:12)? Или в этом следует видеть наставление священству вообще, на будущее (в свете Лев. 10, Числ. 16)? Быть может, все объясняется проще, соединением нескольких рукописных традиций, как полагает библейская критика? Это – один из вопросов, которые невозможно решить исключительно умом, без молитвы.

 

23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее.

24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их.

25 И сошел Моисей к народу и пересказал ему.

 

Следующая глава – квинтэссенция Закона. Любознательный читатель может поразмышлять, что уникального эти заповеди внесли в мир, и правомерно ли считать, что законы Хамураппи или кодекс строителей коммунизма действительно мало чем отличаются от сказанного на Синае.

Подробный разбор этих заповедей можно найти на в отдельной публикации по 10 заповедям, здесь будут только азы понимания.

 

1 И изрек Бог все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

 

Эта заповедь о том, что у нас в жизни на первом месте: Бог – или что-то или кто-то еще; кому ты служишь и повинуешься.

 

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,

6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

 

Если человек ставит на место Бога что-то еще, его жизнь искажается, и искажается жизнь его потомства. Но Бог милостив, и исправление жизни приносит намного больше благословений.

 

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

 

Это заповедь о соответствии слов и внутренних намерений, о том, что именем Божиим нельзя пользоваться в своих целях, оно не для этого.

 

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,

10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

 

Здесь – о выделении времени для Бога, и напоминание о свободе, к которой призван каждый.

 

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

 

О родителях, вторых после Бога, с почитанием которых связано благословение. Смысл этой и последующих заповедей будет заново открыт Господом Иисусом в Нагорной проповеди.

 

13 Не убивай.

 

Напоминание о ценности, святости человеческой жизни (см. Завет с Ноем).

 

14 Не прелюбодействуй.

 

О верности и любви (в настоящем понимании), о святости брака.

 

15 Не кради.

 

О праве личной собственности.

 

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

 

Запрет сплетен, клеветы и злого умысла на ближнего.

 

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Способ стать счастливым: не сравнивать себя с другими, не жить фантазиями о будущем, благодарить за то, что уже дано. И одновременно нарушение этой заповеди открывает дверь ко всем остальным грехам.

 

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

21 И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.

 

6 thoughts on “021 Десять заповедей Исход 19:1-20:21

      1. Да, акцент в первую очередь на отношениях Бога и народа. Моисей тут показан служителем и Бога и народа, получается. Не думаю, что он себя «убирает» специально, когда ему о себе думать, нужно же все услышать, передать, сделать точно и чисто, ничего не убавив и не прибавив. У меня такое впечатление.

  1. «21 И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог». Интересный факт, что он означает? Ведь мы знаем что Бог это свет, а здесь Бог во мраке, поясните пожалуйста.

    1. Юрий, здравствуйте!
      На иконах Преображения Иисус окружен темнотой, которая сгущается по мере приближения к Нему. Но из этой тьмы исходят лучи света. Считается, это образ богопознания — чем ближе, тем таинственнее, но вместе с тем, есть свет.

Добавить комментарий