057 Нагорная проповедь, 2 часть (Мф. 6:1-7:29)

057 Нагорная проповедь, 2 часть (Мф. 6:1-7:29)

Сегодня мы услышим вторую часть Нагорной проповеди (первая здесь). Если первая часть касалась блаженств и того, как жить по ним, то вторая своим центром имеет учение о милостыне, молитве и посте. Милостыня – это отношение к ближнему. Молитва –  отношение к Богу. И пост – отношение к себе.

Господь даже не обсуждает, нужно ли все это – очевидно, что нужно, это суть духовной жизни человека. Но в каждом из этих измерений человека подстерегает опасность — тщеславие. Даже если мы живем по заповедям, но делаем это не ради Бога, а с оглядкой на людей, их мнение, — наше благочестие немногого стоит… 

 

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 

Милостыня в Ветхом Завете – не просто желание сердца, это заповедь Божия, условие праведной жизни (и в ст. 1 правильнее читать «не творите праведности вашей»). Во многих законах Пятикнижия указывается, что праведник должен оставлять для бедных часть урожая, давать в долг без процентов, выделять на бедных десятину третьего и шестого года…

Если у тебя нет денег, помоги физически, удели время или молись о человеке – будут говорить отцы пустыни.

Стараться так жить может показаться уже великой праведностью, но для члена народа Божия это норма, естественно. Иисус даже не обсуждает, надо или не надо подавать (вообще-то милостыня от сердца делает человека счастливым, как сказано: «блаженее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35)).

Другое дело, что можно начать вести учет своим добрым делам, и делать их напоказ, даже иметь вокруг себя группу людей, прославляющих твою щедрость (так строились отношения патрон-клиент в греко-римском мире, так сегодня занимаются благотворительностью некоторые известные люди). В таком случае не жди награды от Бога, ты уже получил свою славу от людей.

Если же ты исполняешь заповедь ради Бога, это не останется незамеченным. Любое, даже самое малое дело любви, Бог видит.

Заметим, в древних рукописях нет никакого «явно» (и здесь, и далее по тексту). Отец просто воздаст тебе – как, когда – не уточняется. Будем выше того, чтобы пытаться мелочно высчитывать, за что нам воздалось, — но при этом не будем упускать возможность благодарить за любую милость Божию. 

 

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 

Молитва для жизни с Богом – как дыхание. Норма во времена Иисуса – молиться минимум дважды в день, утром и вечером, а апостол Павел скажет: «молитесь непрестанно».

Но можно молиться ради встречи с Богом, потому что только так ты и живешь, а можно – чтобы показать свое благочестие другим. Лицемерами называли театральных актеров, которые надевали маски. Будь подлинным, не играй в благочестие перед другими, даже не выставляй свою духовную жизнь напоказ, – говорит Иисус.

 

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

 

В языческих культурах приняты продолжительные молитвы-призывания божеств, чем сложнее и величественнее, тем лучше. Но молитва в доверии – это простая молитва. Здесь можно вспомнить случай Илии и пророков Ваала (3 Цар. 18:21-39): жрецы Ваала взывают весь день, мучают себя, — а Илия просто обращается к Богу с одной единственной фразой, и получает просимое.

Конечно, мы знаем и продолжительные молитвы – Авраама (Быт. 18:22-33), Давида и Соломона (псалмы), Даниила (Дан. 9), самого Иисуса (Лк. 6:12, Ин. 14-17 гл., Мф. 25:-36-45). Но продолжительность этих молитв – либо оттого, что их авторы изливают свое сердце пред Богом, либо оттого, что находятся в диалоге с Ним – а вовсе не оттого, что пытаются повлиять на Бога и произвести впечатление на людей цветастыми фразами.

И далее Иисус дает ученикам образец молитвы, которая получила название «Молитвы Господней», или просто «Отче наш».

 

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

 

Все начинается не с просьб, не с покаяния – а с прославления Бога. Желание сердца истинно молящегося — чтобы в центре жизни каждого человека был Бог и только Он, чтобы Его знали по имени и к Нему обращались с благоговением. О, если бы наша жизнь была такой, чтобы Его Имя святилось! Это мотивы, присутствующие уже в древнейшей молитве иудаизма – каддише.

Бог – уже не просто Творец и Господин. Он Отец, точнее даже – папа («авва» на арамейском). Это обращение уже заключает в себе все, — говорит Златоуст, — и прощение, и оправдание, и искупление, и наследие, и дарование Духа… 

Подумать только, у каждого из нас — достоинство царских сыновей! Это — внутреннее ощущение нового Адама, человека из Пс. 8.

В вертикальном плане это означает, что ни один грех по неосторожности, слабости не может нас лишить достоинства чад Божиих, общения с Отцом (про сознательные грехи — иной разговор). 

В горизонтальном плане это означает, что, как бы мы не отличались социально, мы — братья друг другу, ни один не выше другого. Если мы ощущаем себя так, ощущаем это внутреннее достоинство, никто не в силах нас оскорбить или унизить — вспомните дворян в советское время. Но также ни один не должен по отношению к другому свысока смотреть, оскорбительно говорить или вести себя…  Это про аристократизм духа, духовное дворянство.

При этом молитва идет от коллективного «мы». Бог – отец всех верующих; невозможно молиться этой молитвой, и при этом находиться в отчуждении, вражде с кем-либо, противопоставлять себя другому.

 

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

 

Да установится Твоя власть, да исправится этот мир. 

Мы ощущаем Царство, когда нас касается Дух Святой, и когда мы отдаем Богу свою волю, послушны Ему – подобно тому, как ангелы на небесах послушны Богу. Но это прошение устремлено и в будущее — мы здесь также молимся о втором и славном Его Пришествии.

 

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

 

Хлеб – образ всего, что нам действительно нужно для жизни в этом мире: и пищи, и отношений, и самого Слова Божия.

На сей день – т.е. не больше и не меньше: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Прит. 30:8).

Слово «эпиусиос», которое у нас переведено как «насущный», трудно для толкования. Возможно, правильнее его было бы перевести как «надсущный», «сверхсущный» или «хлеб завтрашнего дня». В таком случае это звучит как просьба о ежедневном Причастии и даровании хлеба грядущего Царствия (включение нас в пир Царства).

 

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

 

Молитва учит трезвости: пока мы не в Царстве, мы грешим, и должны каяться. Прощение зависит от того, простили ли мы сами.

 

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

 

Последним прошением Господь учит не полагаться лишь на себя, но просить Бога сохранить нас от искушений и действий злой силы. Искушением может стать абсолютно все: и радость, в которой человек забывает о Боге, и болезнь, в которой начинает унывать и роптать, и недобрые люди, заставляющие усомниться в благости Божией, и ситуации, провоцирующие на грех…

И все же завершающий аккорд – утверждающий, обнадеживающий. Только Богу принадлежит Царство, и сила, и слава – всегда, во веки веков.

 

Если желаете, можете прослушать (и даже выучить), как эта молитва звучит на древнееврейском, древнегреческом языках и латыни.

Также вы можете посмотреть, как размышлял над этой молитвой Георгий Великанов, наш современник и невероятно светлый человек.

 

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

 

Снова повторяется про необходимость прощения. Значит, это очень важно. Возможно, это ответ на не прозвучавший вопрос, а что все-таки необходимо для того, чтобы Бог просил нам грехи: жертвы, добрые дела? Иисус снова повторяет: простить другим. Кто знает, что такое община, братство, также знает, как легко это можно разрушить накоплением обид, непрощением. Если в моем сердце живет вражда к ближнему, она неминуемо станет стеной и с Богом. Там, где есть непрощение, не будет Церкви, и личное богообщение истощится.

Тем, кому прощение дается нелегко, рекомендуем посмотреть видеолекцию о прощении

 

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 

Наконец, пост. В древности люди нередко брали пост по случаю – перед принятием важного решения, в трудной ситуации, ради усиления молитвы. Мы видим эту практику в жизни Самого Иисуса, общины учеников, апостола Павла. Но можно было это сделать тайно, а можно – явно. Можно лицемерить вдвойне, говорит Златоуст, — вообще не поститься, но при этом носить скорбные лица. Владимир Соловьев в своей замечательной книге «Духовные основы жизни» рассматривает пост в трех смыслах: в духовном (ограничить свою жажду господствовать, быть готовым служить), в интеллектуальном (ввести интеллект в границы нравственной жизни), в чувственном, пищевом (жить, не отнимая жизни у других). 

А что для вас – пост, зачем вы поститесь?

 

Следующие поучения – об отношении к богатству и собственности.

Вопреки духу нашего времени, который ориентирует нас на соревновательность, постоянное умножение имущества, уверенность в жизни благодаря накоплениям, Иисус как бы говорит: умей различать, где подлинное богатство (ст.19-21), смотри, не завидуй богатству другого, не давай зависти и жажде богатства стать в центре твоей жизни (ст. 22-24). Да и вообще, не переживай сверх меры, даже в самом необходимом учись полагаться на Бога (ст. 25-34). 

Это поучение — не от того, что христиане сами о себе низкого мнения как грешники и недостойны хорошо зарабатывать. Напротив, именно потому, что христиане имеют такое высокое достоинство сыновей Божиих, они могут не заботиться (точнее, беспокоиться, чрезмерно переживать) о материальной стороне жизни — Бог о них позаботится.

 

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;

23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

 

Что составляет центр вашей жизни, на что настроено ваше сердце?

Как вы относитесь к преуспеванию других людей?

Боитесь ли вы бедности, часто ли тревожитесь о будущем?

 

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

 

Конечно, это не поучение о тунеядстве и легкомысленности. Трудиться, строить планы, откладывать на будущее — важно. Все, сказанное в книге Притч о разумном ведении хозяйства, все примеры праотцев остаются актуальными и в новозаветное время. Но насколько мы при этом доверяем Богу? На что мы надеемся — на богатство или на Бога? Господи, помоги нам все наши заботы и тревоги передать Тебе, направь наш ум и сердце, все наши силы к тому, чтобы познать Тебя и исполнить волю Твою. 

 

В седьмой главе собраны различные поучения, и открывается все поучением о неосуждении ближнего.

 

1 Не судите, да не судимы будете,

2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.

 

Мы читали про прощение. Здесь – его противоположность, осуждение.

Если прощение распространяет исцеление, то осуждение заразно. Если ты осуждаешь, то и тебя будут осуждать. Это правда работает.

Иисус не говорит, что нужно пустить все на самотек (в Писании есть много об обличении), но исправление этого мира он призывает начинать с себя.

 

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

 

Это краткое поучение, возможно, примыкает к предыдущему. Пытаясь обличить или вразумить кого-то, подумай, тот ли это человек, который сможет правильно понять. Остерегайся, чтобы не дать повода глумиться над святыми словами, и самому не попасть под град издевательств. В некотором смысле это соответствует поучению: «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).

 

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

 

И снова Иисус говорит о доверии Богу, о том, чтобы не стесняться, не бояться, не унывать, а с настойчивостью и уверенностью приступать к Богу с молитвой о том, что для нас важно.

Молитесь ли вы о том, что для вас действительно важно, просите?

А как же неотвеченные молитвы? — спросят некоторые. Голос скепсиса подтачивает веру. Вы вправду молились? Иногда мы просто не хотим слышать ответа. Иногда мы постфактум можем сказать, что наша воля – не благо для нас, поэтому Бог не торопился ее исполнить. Но ведь не всегда… Вопросы остаются. Да что говорить, если молитва Самого Иисуса в Гефсимании осталась без положительного ответа.

И все же главный принцип – продолжать верить.

 

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

 

Фактически, это «золотое правило» суммирует все сказанное ранее. Попробуйте хотя бы один день в жизни сознательно прожить, в каждой ситуации руководствуясь им, — интересно, что получится.

 

А завершается Нагорная проповедь предупреждениями. Предупреждения об узком пути (ст. 13-14), о лжепророках (ст. 15-20), о совмещении духовной жизни с беззаконием (ст. 21-23), и о надежном строительстве дома на камне (ст. 24-29).

 

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

 

Что для вас является таким узким путем?

 

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20 Итак по плодам их узнаете их.

 

Как вы обычно оцениваете учителей жизни, проповедников? Благодаря общению с кем в вас становится больше терпения, любви, смелости, мира?

 

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

 

Получается, что пророчества, чудеса и другие духовные проявления не являются гарантией спасения? Что же является?

 

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

 

Видели ли вы кого-то, кто действительно так живет? Каков конец их жизни? Стремитесь ли вы быть рядом с этими людьми?

Перечитайте Нагорную проповедь.

В чем ваша жизнь уже согласна с Нагорной проповедью, и за исполнение чего вы уже можете благодарить Господа?

Что для вас трудно принять, требует обдумывания, является вызовом, обличает?

Какой следующий шаг для строительства дома вашей жизни ожидает от вас Бог?

 

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

 

Это действительно удивительный по своей глубине и важности текст. Конечно, если его просто пробежать глазами, многого не увидеть. Необходимо приложить к нему силы сердца. Давайте еще не раз будем к нему возвращаться.

11 thoughts on “057 Нагорная проповедь, 2 часть (Мф. 6:1-7:29)

  1. Если заповеди блаженства это восхождение по лестнице добродетелей, то Отце наш это тоже лестница, но сверху вниз. И прослеживаются не всегда четкие, но все же явные параллели между блаженствами и прошениями молитвы Господней, если начать читать ее наоборот — с последних прошений до начала. Получается зеркальная симметрия в центре которой Небо и Господь. Такая симметрия характерна для очень многих текстов Священного Писания.

  2. Да, Владимир, как раз под влиянием этой статьи написан комментарий. Ещё понравилось его замечание насчёт поверхностного отношения к Молитве Господней. Действительно, слова» с Трисвятого по Отче наш» порой воспринимаются как какой то переходный момент от одной молитвы к другой, от одной части службы к следующей.

  3. Было бы интересно обсудить на вебинаре вопрос о Молитве Господней. Мне тоже, как и многим другим, она не всегда и не вполне понятна. И читаем мы ее в той последовательности как дал нам Господь, хотя понять ее лучше если начать с конца. Как это совместить в одной голове? Как научить себя глубже и внимательнее воспринимать эту молитву на богослужении? в своей личной молитве? Как быть , если не дорос до этой молитвы? Если совесть не позволяет полностью применить эту молитву к своей настоящей жизни?

  4. Да, этот текст обозначил больной вопрос о доверии Богу. Сколько раз по прошествии какой либо ситуации, преддверие которой повергало меня в томительные переживания разной степени тревожности, я убеждался, что выход находился, конечно, не сам собой, а как результат усилий, но никогда не было, так. чтобы положение осталось очень плохим и безвыходным. И. хотя умом понимаешь, что чрезмерное переживание и надежда на свои расчет и свои действия могут только отдалить от Бога и от доверия к Нему, все равно остается какая то степень недоверия.
    Хотя, с другой стороны, нам сказано не искушать Господа, с тем,чтобы не желать чудесной помощи там, где нужно прилагать свои усилия настолько, насколько это требуется. Видимо, в реальных жизненных ситуациях, какими бы тяжелыми они не были, нужно стремиться делать все необходимое до конца не опуская рук, в то же время пытаясь сохранить живое доверие, понимание, что Господь никогда не оставляет. Реальная вера достигается только усилиями жить по вере, доверяя.

  5. У меня возник вопрос о молитве. С одной стороны, Иисус Христос говорит, что для Бога достаточно молитвы Отче наш и никаких лишних слов больше не надо,
    » ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». С другой стороны, говорит, что можно просить обо всем, в чем нуждаешься ,»тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.» Как это совместить? Достаточно ли для просьб к Богу молитвы Отче наш или просьбы нужно всетаки конкретизировать?

  6. Владимир,большое спасибо за вебинар по Нагорной проповеди, честно говоря,не ожидала,что будут рассматриваться вопросы,которые волнуют лично меня. Например,я тоже имею опыт,когда ссоришься с человеком и внутренне его не прощаешь,молитва уже не так утешает. Или в точку про плач,что он не всегда от Бога,а нужно различать,что ты просто себя жалеешь. Спасибо вам за честность и искренность.

Добавить комментарий