060 Беседа с самарянкой (Ин. 4:1-29)

060 Беседа с самарянкой (Ин. 4:1-29)

Евангелие от Матфея говорило нам о совершенной жизни по Закону. Евангелие от Луки – о милосердии и  любви к ближнему. Сегодняшнее Евангелие от Иоанна открывает нам тайны духовной жизни, жизни в Духе Святом. Кроме того, это – замечательный пример миссии, благовестия.

 

1 Когда же узнал Иисус о [дошедшем до] фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —

2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —

3 то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

 

С одной стороны, удивительны чуткость, такт Иисуса. Он не хочет, чтобы на духовном поприще была даже тень соревнования, чтобы кто-то мог огорчаться из-за мнимого соперничества. Жатвы так много, что каждому найдется, где потрудиться. C другой стороны, слухи о крещениях дошли до фарисеев, уже вставших в оппозицию к Господу. Чтобы не тратить время на споры с ними, не углублять противоречия, Иисус удаляется.

 

4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.

 

Действительно ли Иисусу надлежало проходить через Самарию? Обычно самарянские территории обходили, чтобы не нарываться на неприятности. Как и во многих других случаях, складывается впечатление, что Иисус идет ради того, чтобы встретиться с самарянкой, идет ради нее.

 

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

 

Шесть часов – это самый полдень. Обычно к колодцу за водой шли утром или вечером, когда нет жары. В полдень же здесь могут появиться только те, кто по каким-то причинам избегает встреч, разговоров с соседями.

 

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

 

Иисус начинает свою проповедь не с громких заявлений. Он просит пить.

Это ставит его в уязвимое положение. Его статус как мужчины, иудея перестает довлеть, о чем не преминет заметить женщина. В каком-то смысле он даже рискует своей репутацией, заговаривая с ней.

Один из праведников нашего времени заметил, что Иисус видит в самарянке не просто  «объект» проповеди, но человека. Он все знает об этой женщине с самого начала, все ее слабости, и при этом Он не чуждается ее. Напротив, Он показывает, что даже нуждается в ее помощи.

 

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

 

От простой воды Иисус переходит к воде живой. Так называли родниковую воду, но так же пророки говорили и о Духе:

«Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию Дух Мой на племя твое и благословение мое на потомков твоих» (Ис. 44:3);

«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:25-27), и др.

Когда Дух сходит на человека, он обновляется, становится новым творением. Как вода очищает от телесной нечистоты, так Дух очищает от внутренней скверны, оживляет, дает радость, силы духу человеческому, возвращает юность души. Больше и полнее об этом говорится в беседе Христа с Никодимом (Ин. 3 гл). Но это – опыт Нового Завета, опыт Церкви после Пятидесятницы, и только отдельных избранников Завета Ветхого. Самарянка пока этого не понимает, но слова Иисуса будят в ней жажду. Вся беседа – это подведение к вопросу: «Хочешь ли иной жизни?»

Можем ли мы так говорить о духовной жизни, чтобы не сбиться в нравоучения, а пробудить жажду?

 

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

 

Кажется, она начинает что-то понимать, пусть пока неясно, не сразу.

 

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

 

Когда Дух Святой вселяется в человека, Он действительно насыщает нашу пустоту, дает жизнь с избытком. Современный человек ищет духовных наставников, пытается в книгах отыскать ответы, часто только больше запутывается – а на самом деле все просто. Нужно напрямую обращаться к Богу, искать и просить о даре Духа.

Заметим уважение и доверие Иисуса к женщине. Часто не верится, что человек услышит, поверит, не рассмеется в ответ. Кажется, что не стоит лишний раз метать бисер перед свиньями и рассказывать сокровенное. А Иисус все-таки дает эту жемчужину женщине, надеясь. 

 

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

 

Характер беседы меняется. Иисус и проверяет ее, и хочет исцелить. Впрочем, Он, обращаясь к ней, все же оставляет ей свободу. И перед ней встает выбор: закрыться, или идти дальше.

 

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

 

Древние комментаторы видели в ответе женщины исповедание своего греха, современные – двусмысленность, чуть ли не флирт. Кто же прав? Господь не часто говорит «хорошо», но когда говорит, это так и есть. Она действительно хорошо, честно сказала. Это — ее исповедь.

На самом деле, здесь происходит чудо. Открыв свой грех Богу, она исцеляется от вины и стыда. И это открывает дорогу к большему Откровению.

 

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

 

Все-таки какая удивительная эта самарянка. Она встречает пророка, и о чем она его спрашивает? Не о каких-то земных вещах, а о том, где и как лучше служить Богу. Внутри нее, оказывается, живет глубокое стремление служить Ему. Блаженный Августин верил, что такое стремление живет в каждом человеке. Просто мы не всегда способны обратиться к этой глубине…

 

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

 

Для иудеев и самарян успех в молитве был связан с тем, где именно, насколько точно и правильно ты приносишь жертвы, читаешь благословения. Во многом это свойственно и современному благочестию в Православии. Но Иисус говорит о том, что наступает время другого богопочитания. Уже само то, что встреча самарянки с Иисусом происходит у колодца, говорит о возможности Встречи где угодно, только бы сердце было готово. Не только человек ищет Бога. Бог первым ищет встречи с человеком.

Поклонение в Духе и истине можно понять по-разному:

  • Важно внутреннее состояние, а не место поклонения; национальные, территориальные границы должны уйти в прошлое.
  • Это духовное поклонение, в сердце, жертва своей жизнью («предоставьте тела ваши в жертву святую», – скажет ап. Павел), а не внешние символы – обрезание, животные жертвы.
  • Это поклонение в Духе Святом, живая, теплая молитва от сердца, а не просто формально-религиозное действие.
  • Это поклонение в истинном духе, а не лицемерии, в правде, даже покаянной, а не в фальшивом самообмане,
  • Это поклонение, которое выражает себя в духе любви, принятия друг друга перед Богом, в общей хвале,
  • Это поклонение, когда человек дает Духу пространство для того, чтобы действовать в себе и других, прислушивается к Нему, ищет Его водительства.

 

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

 

На самом деле, самарянка является первой в Евангельской истории, кто узнал в Иисусе Мессию. Это произошло ранее исповедания Петра! Можно, конечно, рассуждать о том, что у самарян были более верные представления о мессианстве (они не рассматривали Мессию в национал-патриотическом ключе, а видели в Нем великого пророка). Но, кажется, текст показывает, что дело здесь, скорее, в открытости и доверии этой конкретной женщины.

 

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

 

Женщина изменилась настолько, что ей уже не важно, что думают другие. Она может напомнить о своей прошлой жизни – только бы и другие открыли для себя Того, Кого она узнала и полюбила.

 

Попробуйте заново проследить, каким предстает Иисус как благовестник в этом отрывке. Чему можно от Него научиться?

Как вам кажется, почему именно самарянке Иисус являет Себя как Мессию, и что ее заставляет думать, что Он – Мессия: Его речи, Его знание о ней, Его принятие ее несмотря на ее статус?

Что для вас значит «поклонение в духе и истине», как это происходит в вашей жизни?

 

Благодарю участников молитвенных чтений в нашем Колледже за совместное чтение этого отрывка, значительно обогатившее мое понимание текста.

5 thoughts on “060 Беседа с самарянкой (Ин. 4:1-29)

  1. Спасибо , Владимир! Замечательный комментарий. Позвольте мне выписать цитату из одного дневника:
    » Господь сказал мне что нельзя приобрести любви к людям прежде веры и надежды.
    -Что даёт нам вера в человека? — спросил я.
    — Вера в человека даёт силы и смелость проповедовать Слово Божее — ответил Господь.
    — Что даёт нам надежда?
    — Надежда даёт силы ждать, не давя на человека. Ждать пока он обратится к покаянию.
    — Что даёт нам любовь?- снова спросил я.
    — Возможно ли постичь непостижимое? — ответил Господь.
    — Но как развить в себе веру в человека?
    — Как постом приучаем себя к воздержанию, так проповедью Слова Божьего возгреваем в себе веру в человека. Впрочем и это дар Божий, но дар трудящемуся- ответил Господь.

  2. «7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» , Обрати на меня свое внимание, Я пришел к тебе не зависимо не от чего, ты нужна Мне

    Иисус предстает как благовестник:
    — кротостью своей он показывает , что Он нуждается в человеке не зависимо от того кто он. Ему важен сам человек.
    — Он не навязывает Себя и не убеждает , но готов дать самое главное любому поверившему в Него. И при этом поддерживает интригу в великом Своем даре. А это провоцирует задумываться, обращающегося с подготовленным сердцем, и ищущего Бога, о служении Ему, а не земных делах.
    — Он не рисует фантастических картинок и не удивляет чудесами не давит на жалость, и не «играет» слабостями. Он просто предлагает жизнь вечную. Может в этом интрига?( Мы привыкли к: «Будь проще люди к тебе потянуться, Учись хорошо ,далеко взлетишь, Слушайся старших они дурного не посоветуют и т.д.») А тут принципиально новое — «Хочешь иметь жизнь вечную?»
    — Он не просто готов подарить важное, а убеждается в те ли руки это попадет, принесет ли это плоды.
    — Он не рекламирует Себя и не просит говорить о Себе, но те кто поверил сами начинают говорить другим, потому что не могут скрыть уже начавшиеся перемены. Переполняющая их радость изливается на других.
    «Можем ли мы так говорить о духовной жизни, чтобы не сбиться в нравоучения, а пробудить жажду?» Навряд ли, пока не будет в жизни настоящего духовного опыта , а не одних только понятий и Дух Владычний не утвердится в ны.
    «Что для вас значит «поклонение в духе и истине», как это происходит в вашей жизни?» После углубленных чтений о Нагорной проповеди значение это больше укоренилось с понятием нищий духом и в этом считаю истина. Благодарю Вас Владимир, Дай Вам Бог терпения , духовных и телесных сил в деле Вашем угодном Господу.

Добавить комментарий