А. Черняк. Lectio Divina. Расшифровка лекции

А. Черняк. Lectio Divina. Расшифровка лекции

Андрей ЧернякЛюбите ли вы Библию? Любите ли вы Ее так, как люблю Ее я? А как вы Ее любите? Скажите, что вы с ней делаете, когда любите? Любите читать – прекрасно! Скажите, пожалуйста,  как вы Ее читаете? Из ответов понятно, что мы Ее читаем по-разному. Вот об этом собственно, я и хочу немножко поговорить, чтобы вы немножечко осмыслили то, как именно происходит у вас контакт с Библией. Здесь есть некоторые рациональные вещи, о которых просто можно поговорить. Обратите внимание на такую табличичку.

Чтение Библии

Личное Литургическое Групповое
Медитативное (размышление)  

1

 

2

 

3

Контемплативное (молитва)  

4

 

5

 

6

На самом деле мы встречаемся с Библией, как правило, в трех контекстах – вот они по горизонтальке отложены.  Это личное чтение Библии, литургическое чтение Библии, т.е. чтение во время богослужения и групповое чтение. Когда я читаю сам, когда читает церковь, и когда читают в группе. Есть две разные нацеленности, две разных интенции, что ли, при чтении Писания. Их можно назвать медитативным и контемплативным, если пользоваться латинскими терминами.  Ключевое слово для первого чтения – это размышление. Мы говорили, что мы читаем медленно и размышляем, а ключевое слово для второго чтения – это молитва. У нас получается тем самым 6 вариантов чтения, и вот о них я хочу с вами немножко поговорить. Пока все очень просто и по полочкам. Ну, давайте займемся сначала личным чтением, в самом обычном, размышляя. Как бы вы сказали, как бы вы попробовали сформулировать – а зачем это, а в чем задача вот такого личного чтения Писания? Ну, допустим, мы читаем Библию, вопрос – а какая перед нами задача, чего мы хотим сделать, что понять?

1.Личное  медитативное чтение

Задача:   Понять, что Бог говорит мне через этот отрывок, чтобы принять решение.

Порядок:   1) молитва

2) чтение

3) наблюдение

4) размышление

5) решение

6) молитва

7) исполнение, свидетельство

Мы же читаем не всю Библию сразу, у нас какой-то отрывочек на сегодняшний день. Задача – понять, что Бог говорит мне через этот отрывок, чтобы принять какое-то решение, соответствующее тому, что Бог говорит. Мне здесь кажется очень, очень важным вот это вот —  чтобы принять решение. Потому, что просто из интереса, и просто, чтоб нам понять – это не работает, потому, что вообще говоря, эта книга написана не для того, чтобы удовлетворять наше любопытство, а как говорил Ломоносов, эта книга, в которой Бог  открыл нам свою волю, т.е. чего Он, собственно говоря, хочет от нас. Потому что, действительно, Он все время чего-то от нас хочет, потому что, почему-то вот такие, какие мы есть, в общем — то не такие как, какими он нас задумал. Т.е. нам есть куда меняться – с Его точки зрения. Даже, если мы этого не знаем, тем не менее, это так и есть. И поэтому задача чтения не просто в том, чтобы понять, что здесь написано и какие смыслы вообще есть в этом отрывке, а понять, насколько это связано с моей жизнью. И тогда, если у нас есть такая задача, то можно выделить некоторые стадии в том, как мы подходим к тексту, как мы с ним работаем. Кто-то уже знает, что я координатор Общества друзей Священного Писания и движения Scripture Union, которое  существует 150 лет в мире и в этом движении наработаны некоторые принципы чтения Библии, особенно речь идет именно о личном чтении. Я эти принципы узнал, я очень проникся ими, возрадовался, но еще больше я возрадовался, когда обнаружил, что ровненько эти же принципы и примерно в том же порядке изложены у Тихона Задонского. Так что, это действительно то, что Бог подсказывает, как именно  с Его словом  человеку стоит работать.

Итак, первый пункт – это не просто книга, а это Слово Божие. И если это так, если мы верим, что Библия написана по вдохновению Божьему, Духом Святым, то это значит, что и прочитать ее можно только Духом Святым. И поэтому, первое, с чего начинается чтение, это не с того, что мы книжку открываем, а с того, что мы молимся. Первое, что  делаем – это молитва. Молитва очень простая, собственно смысл ее понятен – призывание Духа Святого, чтобы это дело, которое я сейчас буду делать, было не без пользы, не без смысла. Носитель смысла в нас – Дух, действие смысловое в нас совершается Духом Святым, поэтому мы обращаемся к Нему, именно за тем, чтобы Он был руководителем в этом процессе.

После этого мы открываем тот отрывок, который есть и мы его читаем не торопясь, можно два раза. Самое важное здесь —  не сразу понимать. Вот это наше обычное дело, когда мы читаем любую книжку, мы еще слово  до конца не дочитали, а мы уже поняли, о чем говорит вся фраза, это наше обычное скорочтение. Вот здесь нужно попробовать себя усмирить маленечко и не торопиться понимать. Потому, что, если мы сразу начинаем понимать, мы реагируем, мы реагируем на какой-то верхний слой, очень поверхностный слой того, что нам в первую очередь  бросается в глаза, и это закрывает от нас, все, что за этим дальше следует, что  собственно говоря, Бог хотел нам сказать. Не торопиться!  Потому, что, что еще важно — в этом случае наша реакция идет не от того, что Бог говорит, а от того, что сидит в нас, это мы реагируем на свое собственное состояние. Мы начинаем себя, свою ситуацию вписывать в Библию. Мы подходим к отрывку с тем, что у меня есть определенные вопросы, и я пытаюсь найти на них ответы, вот в том отрывке, который у меня сейчас. А Бог, может, мне хочет сказать совсем  что-то другое. Понимаете, Он действительно суверенен, Он, действительно свободен, и если мы Его таким не полагаем, то мы в каком-то смысле люди неверующие. Он свободен, и мы приходим к Нему с тем, чтобы Он нам сказал, что Он хочет, а не я хочу, чтобы Он мне ответил на мой вопрос.

Так вот, для того, чтобы от этого отойти в сторону, от этого своего желания, попытки Его заставить что-то нужное мне сказать, есть некоторая методика. Состоит она в том, что в первую очередь себя нужно немножечко убрать и идти от текста. Начать с наблюдения над текстом —  не с себя и не с понимания, а с наблюдения, с наблюдения над текстом. Что это такое, какой жанр, кто к кому обращается, когда написано, в какой ситуации, какие слова используются, какие слова мне знакомы, какие не знакомы, каких здесь слов  больше всего, а каких меньше всего, допустим. Что здесь говорится, упоминается ли здесь Бог в этом отрывке вообще. Есть такие большие куски  Библии, где Бог вообще не упоминается, вот, а если не упоминается, это тоже информация к размышлению, но это информация к последующему размышлению. Прежде всего – вот это вот наблюдение, наблюдение. А если говориться о Боге, то о какой Ипостаси говориться, может, действительно там в одном отрывке упоминаются и Отец, и Сын и Дух Святой. А может, просто говорится о Боге, а может говориться об Иисусе – просто вот такие вот наблюдения, с чем, собственно в тексте мы имеем дело. И если мы некоторое время на это дело потратим, то мы обнаружим, что мы себя убрали,  мы идем уже от текста, мы уже дальше начинаем работать с пониманием, вот на стадии размышления, уже не с собой и своими животрепещущими вопросами, а именно с тем, что мы обнаружили на первой стадии, на стадии наблюдения.

Понятно, что здесь нужна какая-то фоновая информация, конечно же. Когда мы читаем Библию самый первый раз – это достаточно трудно все делать. Но, если мы читаем не первый раз, то у нас уже есть фоновая информация. Мы знаем что-то попутно из каких – то комментариев, которые когда-то читали, люди нам что-то говорили, мы не первый раз этот отрывок читаем, мы знаем, в каком месте это находится потому, что мы читаем более или менее последовательно, допустим. Мы вчера что-то уже читали, мы можем сопоставить это с тем, что мы прочитали вчера, т.е. дальше начинается размышление, прежде всего с рассмотрения независящего от нас контекста – какое место это занимает в Библии, в той ситуации, которая описана в Библии, кто к кому обращается, каков контекст появления этого текста. Не контекст потребления мною этого текста, а контекст появления этого текста. Как написано в одном замечательном документе: « Знать этот контекст абсолютно мы никогда не можем, но знать его достаточно можем». Здесь могут нам в принципе пригодиться, еще раз говорю, какие-то комментарии, объяснения, но лучше не сейчас их брать, а заранее, чтобы они в нас лежали некоторым фоновым знанием. И вот к этому фоновому знанию мы здесь можем обращаться, и что-то понимать, начинать размышлять, вот именно в этом порядке, идя от текста к ситуации, в какой этот текст появлялся, когда меня еще на свете не было, и тогда попытаться понять,  что через этот отрывок Бог в той ситуации говорит людям. Понимаете, в том, что Он говорил, обязательно есть какие-то  вот тогдашние сиюминутные моменты. Есть те вещи, которые соответствуют тому историческому контексту.

Но поскольку, это слово Божие, то в Нем всегда есть некий вечный момент. В любом достаточно приличного размера отрывке Библии, вообще говоря, содержится вся Благая Весть, поэтому вечное что-то, вечный смысл обязательно в этом отрывке тоже содержится. И для нас важно вычленить на следующей стадии размышления из того исторического контекста, в котором этот текст появлялся, в котором этот текст тогда воспринимался, вычленить смысл того, что именно  Бог хочет сказать, вот тогда, тем людям, обращаясь к тем людям через кого, слово Божие обращенное к тем людям. И мы извлекаем, насколько мы на это способны в этот момент, некое вечное послание, и тем самым — это вот наш улов, наш улов на сегодняшний день. Не думайте, что каждый раз, когда мы читаем один и тот же текст, мы извлекаем один и тот же улов. Бог показывает, что это не так, каждый раз мы извлекаем что-то новое. Почему, я могу объяснить, но лучше не буду этого делать, это и так, в общем понятно.

Теперь, когда мы этот смысл извлекли, вот тут теперь уже появляюсь я – а что этот смысл означает в моей жизни, вот в той жизни, в какой я сейчас нахожусь. Теперь мы начинаем погружать этот смысл в контекст моей собственной жизни. Еще раз, понимаете? Не вот моя жизнь – говори сюда, отвечай на мои вопросы, нет. Вот Бог говорит, что это означает для моей жизни, мы идем от Него. И если мы действительно эту стадию прорабатываем, если мы действительно некоторый смысл прикладываем к своей конкретной сегодняшней, именно сегодняшней, а не завтрашней ситуации, то тогда на выходе из этого получается некоторое решение. Всегда оказывается, что у Бога что-то очень важное по поводу моей жизни тем самым есть. Но  оно всегда означает некоторый отклик, решимость что-то сделать, решимость измениться, решимость на какое-то движение в своей жизни. И вот это решение нужно извлечь и нужно его осмыслить – это пятый шаг – решение.

Итак, некоторое решение мы нашли, решение приняли, ну  все, значит, пошел и работай. Нет! Следующий шаг – молитва. Какая молитва? Ну, прежде всего, конечно —  спасибо. В первую очередь благодарение за то, что вот что-то такое произошло, Ты мне что-то сказал. Но это еще не все. Понимаете, ну, да, я принял решение, но я ведь мог ошибиться? Да запросто, да? Я мог ошибиться. Поэтому молитва звучит внутренне и звучит примерно так: «Господи, Ты видишь, вот я принял такое решение, если Ты считаешь, что я правильно Тебя понял, я принял правильное решение, то дай мне, пожалуйста, силы, чтобы я это смог выполнить, потому, что без Тебя ничего хорошего я сделать не могу. Но если я ошибся, то я тебя очень прошу, не давай мне силы на исполнение этого». Вот собственно и все, потому, что, да, конечно, я понял, я решил, но последнее слово должно остаться за Богом. Я доверяю Ему, я приношу свое решение в Его руки вот этой самой молитвой, а дальше иду выполнять с уверенностью в том, что если правильно, то Бог дает силы, а если не правильно, то Бог не дает силы, и все. Но это именно на сегодняшний день! Это очень важно – это не с понедельника начнем, а это решение на сегодняшний день. Почему?  А потому, что мы читаем Библию-то каждый день, и завтра мы опять что-нибудь прочитаем, и Бог опять нам что-то скажет, и это будет очередной повод для принятия очередного решения, и тем самым каждый день мы изменяемся. Так что решение принимается именно на сегодня, поэтому есть смысл читать утром. Хотя, не обязательно, можно читать  с вечера, но тогда нужно запомнить решение на следующий день.

И вы видите еще в седьмом пункте, кроме исполнения — слово свидетельство. Это важный момент. Понимаете, ведь у Бога кроме меня есть другие люди – это неприятная новость, но, тем не менее, это факт. И Ему  есть что сказать и им тоже, и иногда бывает, что то, что услышал я, важно для кого-то еще. Поэтому имеет смысл рассказывать другим, что именно Бог мне сказал — это может пригодиться кому то другому.

Я здесь еще одну попутную вещь не упомянул в этой схеме, она  связана как раз тоже с седьмым шагом. Это не для того, чтобы отменить все, что перед этим произошло. Но, мы все много раз слышали, я думаю, что и вы много раз слышали от разных людей, что вообще Библию читать христианам не надо, что нужно читать святых отцов, а Библию читать вредно, опасно и т.д. —  я это слышал много раз. Так вот, о чем речь? Я не сам по себе. В замысле Божьем обо мне есть Церковь, и поэтому то, что Бог говорит мне, имеет значение для всей церкви. И поэтому то, как я связан с церковью — важно для Бога. Мой опыт общения с Богом через Слово надо воцерковить. Воцерковляется этот опыт через сопоставление своего понимания с тем, что накоплено Церковью. При этом под словом Церковь я понимаю не только святых отцов, но и моих современников, членов моей Церкви, или членов Христовой Церкви, лучше сказать так, живущих здесь и сейчас рядом, и вовсе  неканонизированных, и может они никогда и не будут канонизированы. Но, вот это вот свидетельство, и вот эта вот дележка того, тем, что я получил от Бога, и одновременно принятие от других того, что они получили от Бога, поэтому же опыту, через этот же отрывок, или в это же время, общаясь с Ним через чтение Писания – это и есть такое вот воцерковление моего опыта. Что здесь при этом во всяком чтении важно – мы не начинаем с  чтения святых отцов, комментариев и прочих, прочих вспомогательных материалов. Мы начинаем со Слова Божия и с самостоятельной работы со Словом Божиим, и только после этого мы подключаем эту тяжелую артиллерию, когда уже сами что-то наработали, иначе все эти замечательные книги от нас загородят основу —  Его Слово. Я говорю немного жестче, чем на самом деле, но это в педагогических целях.

Следующий  квадратик – литургическое чтение, вот такое вот информационно – размышлятельное, понимательное чтение. Как вы думаете, в чем его задача, этого чтения Писания на Литургии?  Все мы ходим в церковь, там читается Писание, для чего Оно читается? Назидание Церкви, назидание, ну, вот как оно в синодальном переводе – созидание, построение.

2. Литургическое медитативное чтение

Задача:  Назидание церкви (общины)

Порядок: 1) чтение вслух

2) проповедь

 

Поэтому, это — не  задача для каждого из нас в отдельности — слушать и понимать. Здесь нужно, чтобы происходило наше совместное церковное общинное понимание вот некоторого единого смысла, который в этот момент обращает Бог к нашей общине, к нашему приходу, к нашей Церкви. И поэтому, может быть самый важный элемент при этом  чтении – это проповедь. Это задача человека, которому доверено духовное попечение об этой общине, об этом собрании. Это его задача, специально так сказать, будучи в Духе Святом, по молитвам всей церкви, извлечь из прочитанного отрывка ровненько тот смысл, который в этот момент нужен для построения, для назидания этой общины. Значит, проповедь не должна покрывать весь смысловой спектр прочитанного отрывка, это невозможно и неправильно. Человек больше двух-трех идей в одной проповеди категорически не воспринимает. Это не нужно, но важно какое-то действительно, направление, которое нашей общине, нашему приходу вот необходимо именно здесь и сейчас, и человек, несущий ответственность за это собрание, обязан с помощью Духа Святого этот смысл найти и его передать верным.

Третий кусочек, третий вариант, третий контекст информационного чтения – групповое. Ну, у всех, наверное, есть опыт чтения Писания в группе. Тогда я обращаюсь с вопросом: «как вам кажется, зачем вы это делали или делаете, в чем задача, есть ли какое-нибудь отличие этого чтения от того, что мы с вами прошли?» Вот, посмотрите, что я тут написал. Задача: максимально возможное постижение смысла отрывка.

3. Групповое медитативное чтение

Задача:  Максимально возможное постижение смысла отрывка.

Порядок:   1) молитва

2) чтение вслух по очереди

3) размышление

4) обсуждение

5) молитва

Понимаете, каждый из нас видит только маленький кусочек этого слона. Каждый отрывок Писания – это слон, огромный слон, и каждый из нас видит маленький кусочек этого слона. Но если мы собираемся вместе, и если мы вместе собираем, что каждый из нас видит, то получается что-то очень объемное и достаточно полноценное – для этого нужно собираться вместе. Еще есть такой замечательный образ, который мне очень нравится – представьте себе чашку, разобьем мы чашку, у нас будут осколочки, и каждый осколок имеет некоторую вогнутость, маленькую вогнутость. Мы подставляем этот осколок под, скажем, кран воды, смотрим, о, там некоторое количество воды набралось. Но если мы чашку снова склеим, то воды в такую чашку войдет гораздо больше, чем сумма вот этих вот маленьких капелек, которые собирает каждый из нас. Когда мы собираемся вместе, вы уже знаете, что происходит, по обетованию Божьему, где двое или трое  во имя Его соберутся. Вот. Поэтому там возникает некоторая полнота, возникает какое-то удивительное вот такое явление соборности и синергии, всегда того и другого вместе, когда сумма оказывается гораздо больше, чем собранные слагаемые. И в соответствии с этим, понятно, что важно, чтобы происходило понимание, какое-то частичное понимание каждым, и объединение этих пониманий.

Да, еще раз —  не забываем про молитву. В Литургии я про это не писал, потому что вся Литургия есть молитва. С молитвы групповая работа начинается и молитвой заканчивается, это понятно. А вот внутри чтение вслух, не просто каждый сидит и читает, нет важно, чтобы Слово прозвучало вслух, и, пожалуй, важно, чтобы читали все присутствующие по очереди, каждый вкладывает при этом свой голос в происходящее чтение, и как-то это важно. Ну, вы же знаете, что Слово Божие, оно не возникало в писаном виде, оно никогда не возникало в писаном виде, оно возникало только в устном. Даже тогда, когда это послания, письма апостола Павла, он их не писал, он их произносил, а за ним записывали. Потому, что Слово – это то, что звучит, во всем тогдашнем контексте. Поэтому важно в каком-то смысле вот это звучащее Слово тоже воспроизвести, и каждый своим голосом делает вклад в то, как это слово звучит. И то, как оно звучит, оно тоже накладывает, что-то добавляет в последующее обсуждение. И каждый размышляет над текстом, и размышление продолжается в процессе обсуждения  и происходит обсуждение, каждый приносит на общий стол, что он по этому поводу думает, что он по этому поводу знает. Здесь очень приветствуются всякие «подсобные литературы», пожалуйста, кто там чего-то вычитал из каких комментариев или святых отцов или еще откуда-нибудь, а вот что по этому поводу говорит такой-то и такой-то, пожалуйста, все это выкладывайте на стол, все это друг другу рассказывайте, все это объединяется вместе.

Слово «дискуссия», которое прозвучало перед этим – оно допустимо, но слово «полемика» не допустимо. Важно, чтобы при обсуждении не сваливаться в спор потому, что тогда мы теряем вот эту вот «чашеобразность». Если каждый из осколков начинает кричать «нет, я самый главный, я больше всех вместил», то чаша опять разваливается и ничего не получается. Такой группе нужно очень внимательно следить за тем, чтобы обсуждение не свелось в разрушение, в спор, в спорах истина не рождается, в спорах рождается ненависть – поэтому лучше не надо. Вы поймите, все равно ваша группа истиной никогда обладать не будет. Задача  группы, чтобы истина обладала ею. А это возможно только в мире, поэтому мир  более важный здесь, чем прорыв к догматической части. Большая нагрузка здесь на ведущего группы, это его задача – следить за тем, чтобы всякое следующее выступление участника группы начиналось не со слова «нет, по-моему – нет». Мы даже умеем подтверждать, что предыдущий оратор говорит со слова «нет», вот обратите внимание, как это у нас замечательно получается. Так вот, задача —  следить за тем, чтобы каждое последующее выступление начиналось со слова «да». Не «нет, но», а «да, и». Каждый высказывает даже противоположное мнение, как дополнение к тому, что перед ним было сказано, ни, как возражение, а как дополнение, тогда, действительно может что-то очень хорошее получится.

Ну, и естественно у каждой группы есть какой-то свой потолок вот этого максимально возможного постижения смысла, ведь смысл бездонен. Всякий отрывок Библии – это  дверь, как любит об этом говорить Евгений Борисович Рашковский, это дверь в библейское пространство, которое пределов так сказать не имеет. А в каком-то смысле  является пространством обитания Бога, и поэтому оно не имеет пределов. Это дверь туда, поэтому добиваться абсолютной полноты постижения смысла отрывка – это безумие. Но возрастать в постижении смысла действительно в группе лучше всего. Идем дальше.

Вот мы переходим теперь к другой нацеленности, к другой интенции в чтении – созерцательное чтение, молитвенное чтение, Lectio Divina, собственно как и заявлено название нашей сегодняшней беседы. Что значит, что мы на первое место, если мы ставим на первое место не информацию, которую мы хотим извлечь из Библии, тогда что, собственно говоря, мы ставим на первое место в таком чтении? Что для нас тогда важно, если не информация? Встреча, общение. И тогда, если речь идет  о личном чтении, как вы думаете, какова задача  чтения, именно в одиночку, когда я один читаю Библию вот так созерцательно, молитвенно, в чем, какую я задачу перед собой ставлю? Через молитву и чтение войти в присутствие Божье и созерцание.

4. Личное контемплативное чтение

Задача:  Через молитву и чтение войти в присутствие Божье и созерцание.

Порядок:  1) молитва Словом

2) безмолвие

3) благодарение

Понимаете, в этом случае Слово Божие служит не смысловым своим компонентом, а тем, что это Бог говорит. Когда-то мой друг однажды меня спросил: «Как ты думаешь, какой самый частотный глагол, относящийся к Богу во всей Библии?». Ну, какой, как вы думаете, что Бог больше всего делает в Библии? Говорил и сказал. Больше всего Бог в Библии говорит, Он даже мир творит Словом. Все время говорит. По Библии – это самое яркое проявление Божьего действия в нашей жизни. Он  — говорит, Он не выкручивает нас, чтобы из нас грех извлечь, нет, Он говорит. Поэтому, Писание, Слово Божие – это самый лучший камертон, для того, чтобы нам настроиться на Бога, войти в Его присутствие. Здесь не так важно, что именно Он говорит, важно, что Он говорит. Это Слово чистое, это Слово, как мед, это Слово, которого горечь, безусловно, но когда ты Его съедаешь —  Оно сладко как мед. Понимаете, вот это настройка, настройка нашей внутренней антенны, которая на что угодно настроена, кроме Бога обычно, настройка именно на Него, и может быть самая лучшая настройка. Поэтому, вот я написал, молитва Словом, — я тем самым отсылаю к замечательной книжке Энцо Бьянки, такого замечательного настоятеля общины в Бозе, итальянской общины, который собственно говоря, много, много, много лет пробивает, пробивает и пробивает вот этот возврат к традиции 1-го тысячелетия  —  Lectio Divina, этого божественного  чтения Писания, и в общем, очень много чего пробил. Я все последние годы земной жизни папы  Иоанна Павла II следил за его публичными выступлениями – в каждом из них он говорил про Lectio Divina, практически в каждом он говорил про это – Божественное чтение. Он действительно услышал этот призыв, благодаря Энцо Бьянки и очень во многом благодаря ему, и действительно это дело пробивал, пробивал и пробивал. Ну, в общем, в католическом мире, людей, не знающих это словосочетание? сейчас почти нет, во всяком случае, слышали о нем. И знаменитая книжка Энцо Бьянки — она примерно так и называется, там странный падеж, в котором стоит это самое слово – молитва Слову, молитва Словом, молитва через Слово, и так и так можно понять, итальянский вариант очень трудно однозначно переводиться на русский язык.  Я вот здесь специально взял именно такой перевод. Слово читается, еще раз говорю, и без вникания в Его смысл, Слово читается как  для того, чтобы услышать звук Божьего голоса, то, как Дух говорит через человека в этом своем Слове. И затем, важный вот этот вот момент, безумно трудный для всех нас – безмолвие, внутренняя тишина. Зачем такое? Я даже здесь не говорю  о слушании Бога, речь идет не о том, чтобы к чему-то прислушиваться, речь идет о том, чтобы внутри не замкнуться. Каждый, кто хоть раз пытался какое-то время помолчать – знает, что это такое. В Тезе, как вы знаете, есть специально недельная практика для этого, но не только в Тезе, много где, это вот молчание практикуется. Кто хоть раз пытался, знает — стоит замолчать, как вот тут-то в нас и начинается грохот, вот тут внутри нас все грохочет. Одна мысль наталкивается на другую мысль, мы вспоминаем все дела, которые мы не сделали, всех людей, которых мы обидели —  и чего у нас только там нету. Всех людей, которые нас обидели, обязательно. Мы перемываем внутри косточки всем правителям стран наших.

У Энцо Бьянки тоже как бы начинается с чтения такого понимательного, но дальше идет созерцание. Я специально развожу эти два чтения, для того, чтобы четче понимать задачу, с которой мы подходим к Писанию. Так вот, вот про это самое безмолвие, еще раз говорю – безумно трудно, безумно трудно. У католиков есть замечательная традиция  — adoratio, т.е. вот этого нашего безмолвия перед  Дарами. Божье Присутствие в освященных Дарах Евхаристических, вот, и мы, и в этом случае как-то наше сосредоточение, мысль о теле Христовом, которое перед нашими глазами – это помогает немножко войти во внутреннее молчание. Вы знаете, вы слышали про исихастов, опыт богословия исихазма, это вот все про это, вот про эту исихию, про это молчание, про это безмолвие. Сегодня речь шла о том, что Слово возникает из молчания, о том, что музыка возникает из тишины, и без тишины музыки нет, она вот как бы источник. Владыка Серафим Сигрист очень любил цитировать кого-то из иудейских мудрецов о том, что Тора – это черный огонь, написанный на белом огне. Т.е. Слово – это огонь на огне. Тишина, молчание, чистый лист – это тоже огонь, это Божья тишина. Речь идет именно о том, чтобы в этот белый огонь попытаться войти. История про пожилого человека, который сидит в храме: «Я сижу, я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам хорошо». Вот какого- то такого типа время присутствия и созерцания. Ну, и заканчивается естественно молитвой благодарения.

5. Литургическое контемплативное чтение

Задача:  Совместное чтение и пение Слова Божьего как форма богослужения.

Порядок:  Вырабатывается конкретным церковным сообществом

И это, собственно, о том, о чем мы говорили – это погружение. И речь идет о нас как Церкви, входящей в Божие Присутствие, не мое личное созерцание Бога, а речь о нас, как Церкви, предстоящей в этом Божьем Присутствии и совершающее богослужение. И вот это совместное чтение и пение Слова Божьего становиться само по себе формой богослужения, ну, вот как эти херувимы и серафимы Богу славу поют – вот это вот богослужение, приношение своего бытия Богу и принятия его Бытия, это и есть богослужение, это и есть высочайший смысл Литургии. И совместное чтение этого Слова в это погружает. Как раз, совершенно  замечательно это делают в Бозе, в этой общине, литургическое чтение Писания, совершенно замечательно.  Мы вместе пропитываемся Словом Божиим, Оно в нас входит, Оно в нас что-то будет делать, в нас, как в Церкви. Слово Божье будет нас назидать, да, не просто потому, что это Слово Божье, не тем, как мы его понимаем, а тем, что Оно проникает до корней волос, ушей, там про суставы, мозги. Вот, Оно в нас проникает, Оно в нас действует. А порядок – как именно это делается, это действительно вырабатывается в конкретном церковном сообществе, здесь никакого общего знаменателя я предложить не могу. Это как-то происходит, как Дух поведет конкретную Церковь, конкретную общину.

И наконец, последняя клеточка – это групповое созерцательное чтение. Как вы думаете, каковы задачи опять? Задача – услышать вместе, что Бог говорит здесь и сейчас, необязательно через отрывок, Бог говорит не только через Библию

6. Групповое контемплативное чтение

Задача:  Услышать вместе, что Бог говорит здесь и сейчас

Порядок:  1) непрестанная молитва слушания

2) чтение вслух по очереди

3) безмолвие – слушание

4) «пророчество»

5) молитва

Ну, вот мы собрались, мы собрались ради Него и поэтому Он посреди нас. Бог, Он, конечно, да, из молчания, но когда Он с нами —  Он говорит. Вот Воскресший приходит, и Он не просто тихонько, так сказать, за плинтусом сидит, — нет, Он к ученикам обращается, Он им говорит. Вот Он придет, и Он что-то скажет. Наша задача – вместе постараться услышать, что Он здесь и сейчас, именно здесь и сейчас, не когда-то две тысячи лет назад, или там три тысячи лет назад, когда этот текст был написан, а что Он говорит здесь и сейчас, именно нам. И центром такого чтения является не чтение, а молитва слушания. Не просто безмолвие, но молитва слушания. Это тоже вот очень важный момент. Понимаете, для огромного количества людей, молитва – это когда мы Богу чего-то говорим, ну а что мы Богу в основном говорим, вы знаете, говорим — дай, дай, дай. И для огромного большинства людей, за словом молитва стоит именно этот смысл – это когда мы у Бога чего-то  просим. Ну, вообще говоря, Библия называет молитвой – общение, а общение это диалог, и поэтому, если речь идет об общении с Богом, то это значит, что не просто мы Ему говорим, но и Он нам говорит. Больше половины псалмов построены именно так. Он начинается с того, что человек что-то говорит, а потом вдруг перебивка, и Бог отвечает. Даже если нет прямой речи от Бога, как есть, вы знаете псалмы, где просто ответ Бога идет как прямая речь, то, есть изменение духа псалмопевца. Вот он начинает с жалоб, начинает там «из глубины возвах», а заканчивает хвалой, потому что он получил ответ и он не записывает этот ответ, он записывает свой отклик на этот ответ. Т.е. нормальная молитва – это двустороннее движение, а не просто от нас вопль «туда». Но для того, чтобы это произошло, нужно слушать. Не просто «бу- бу- бу» к Нему, а слушать. И поэтому, поскольку вы уже видели – всякое чтение Писания погружено в молитву, какая именно молитва здесь? Надо войти в молитву слушания – не когда я Богу говорю, а когда я слушаю. Это то же самое безмолвие, о котором мы уже говорили, но это безмолвие, вслушивающееся в голос Божий. Не просто пребывание в Его Присутствии, но желание услышать, что Он сейчас нам вот здесь вместе собравшимся хочет сказать. И дисциплина этого чтения такова, что эта молитва слушания не вначале, а потом мы дальше  чем-то другим занимаемся, а она распространяется на все время  собрания, на все время, мы все время должны держать себя вот в этом самом вслушивании. Когда другие что-то говорят, моя задача – не оценивать, что он говорит, а продолжать быть в этой молитве слушания того, что говорит Бог, что говорит Бог через человека, который сейчас говорит. Вслушиваться, вслушиваться в то, что говорит Бог. Когда я сам говорю – моя задача продолжать находиться в молитве слушания, слушания того,  что Бог говорит через меня. Это очень необычная и очень интересная духовная дисциплина – держать себя в молитве слушания, еще раз, не в молитве произведения текста или там обращения: «говори, говори, говори, я тебя слушаю». Мы можем этим непрерывным повторением «говори, говори, говори» — так и не дать Ему сказать. Нет, не нужно, один раз Ему сказали и достаточно, Он вообще понимает с первого раза, это наша проблема, этот шум и нежелание слушать, а желание произвести что-то, что-то подобное Его Слову. Вот. Значит, Слово должно прозвучать как камертон, еще раз, вот это свойство Слова как идеальной настройки на голос Божий, который мы хотим услышать. Настройка. Потому, что этот Голос – он звучит во всем  Писании, мы хотим услышать Его голос, Он нам его оставил.

Знаете, у меня есть такая любимая догадка, которая, конечно, не выдерживает никакой более или менее разумной критики, —  но вот вы знаете всю эту историю про Симеона Богоприимца, когда Иисуса принесли в храм, он там где-то при входе сидел, и вдруг как-то Дух Святой его поднимает, и он идет туда, берет Его на руки и дальше. И объясняется – потому, что ему было Богом открыто, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Понимаете, что его вдруг подняло и туда в храм потащило? Я, так понимаю, что ребеночка принесли и распеленали. Всякий ребеночек, когда его распеленывают, он начинает пищать, он подает голос, и Симеон, который сидит у входа вдруг понимает: « А, этот голос я уже слышал, этот голос мне уже говорил!». Но, если пользоваться еще преданием, он еще там 150 лет назад этот голос ему говорил о том, что нет, нет, давай ставь Деву, вот там где ты переводишь Исайя, давай вместо молодой женщины ставь Деву. Вот. Он этот голос знает, и вот он много, много лет ждет и ждет, когда же этот голос прозвучит, и вот этот голос звучит в младенце, через него, через младенца звучит тот самый голос. И он, несмотря на всю свою дряхлость, поднимается и идет туда и берет младенца на руки. Понимаете, вот эта вот настроенность, — то, что Иисус говорит, что овцы мои – они Мой голос знают и за мной идут. Вот голос Его мы знаем по Писанию, поэтому, мы читаем Писание для того, чтобы обновить в себе звук Его голоса, и потом начинаем вслушиваться, столько, сколько надо – пять минут, десять минут, пожалуйста, вслушиваемся и только никуда не торопимся, мы продолжаем находиться в молитве слушания.

И затем —  это вторая необходимая составляющая такого чтения, кроме того, что непрестанная молитва слушания, вторая необходимая составляющая – это быть готовым к тому, чтобы если что-то вы услышали – обязательно поделиться, не — желательно поделиться, а обязательно. Т.е. если вы не настроены на то, чтобы, то, что вы услышали отдать другому — лучше и не садиться. Потому, что мы собрались вместе и то, что Бог говорит здесь и сейчас, Он говорит не мне, Он говорит нам. Это ситуация пророческая, поэтому там написано, вот это вот дележка тем, что я услышал, она названа словом  «пророчество». В чем состоит пророчество – услышать, что говорит Бог и передать другим. Не просто услышать, что говорит Бог, а обязательно передать другим. Вот, задача здесь в том, чтобы услышав, обязательно высказать это вслух. А если ты не нацелен, на то, чтобы предать другим, и ты можешь сколько угодно себя внутри скручивать, но ты ничего не услышишь, потому, что бессмысленности Бог не делает. Если это бессмысленно, ты никому не скажешь, а Он это видит в сердце твоем, что ты не собираешься ничего говорить —  Он тебе и не скажет ничего.

И помните, апостол Павел говорит о том, что более всего ревнуйте о даре пророчества, даре, который больше всего нужен в Церкви. Но можно сказать, что это тогда, в той ситуации, может сейчас какие-то другие дары могут быть важны, но, тем не менее, то, что Павел об этом пишет, это не отменяет. Дар пророчества очень важен. Дар слышания того, что говорит Бог и передача другим, потому, что это то, что соединяет, потому, что то, каким образом Бог начинает действовать в сообществе, очень важный дар. И такое чтение оказывается вот таким практикумом пророчества. Да, может быть у кого-то этот дар лучше выражен, у кого-то меньше выражен — это не так важно. Поскольку, все находятся в молитве слушания, а не в состоянии оценки того, что там другой говорит — это категорически запрещено в таком чтении, оценивать – хорошо говорит или плохо говорит, а как он пророчествует, хорошо или плохо он пророчествует, а он пророчествует в соответствии с догматикой или не в соответствии с догматикой – это все совершенно не нужно. Мы вслушиваемся, что говорит Бог и делимся вот  этими появляющимися пророчествами.

Как вы понимаете, дисциплина такой встречи состоит в том, что, в отличии от того группового чтения, где главное – это диалоговость, обсуждение, здесь никакого диалога нет, нет ни просто спора, ни просто возражения на то, что предыдущий сказал, но более того, даже хвалы или поддержки. Понимаете, иногда то,  что человеку приходит, выражается в виде вопроса, это не означает, что на этот вопрос нужно срочно отвечать, вовсе не нужно, не надо превращать это в какие-то диалоги, потому, что здесь за этим никакой диалог не стоит, за этим стоит монолог Бога. Наша задача – попытаться услышать Его монолог, обращенный к нам. Вот, поэтому он может идти как угодно, могут быть какие угодно завихрения, может быть какая угодно нелогичность во всем, это может уходить от прочитанного отрывка как угодно далеко, вполне может, но не обязательно. Потому, что все-таки, как правило, прочитанный отрывок дает этот конкретный настрой на то, что мы все вместе в состоянии наиболее полно услышать. Сколько это продолжается —  не известно, всякий раз по-разному.

Заканчивается вот эта ситуация дележки пророчествами тем, что вдруг почему-то возникает довольно таки общее ощущение – всё, всё, уже хочется просто благодарить, уже пора просто благодарить. Интересно, что необязательно благодарить, просто вот уже что-то можно сказать Ему, чаще всего это благодарение. Но иногда, просто на моих глазах такое было, когда все эти пророчества, все, что люди говорили – оно какое-то такое очень светлое, очень радостное, очень такое ободряющее и т.д., начинается последняя молитва и из людей просто со слезами идет покаяние. Поразительно. А бывает, что наоборот. Вот слова, которые достаточно жесткие люди слышат от Бога, этим делятся, значит, такое сокрушение Божьего сердца по нашему тоже, и заканчивается молитвой ярчайшей благодарности — так тоже бывает. Удивительно, как подобные собрания ведет Дух Святой.

Ну, вот такая вот матрица вариантов чтения Библии. Какие-то из них могут каким-то образом сочетаться, т.е.  скажем, в личном чтении начинать с медитативного чтения, а потом выходить на созерцание вполне возможно, и об этом как раз Энцо Бьянки и пишет в своей книжке, это вполне возможно. Может происходить так, что просто некое свое задание, как чтения изменяется в процессе самого чтения, мы можем менять. В группе сочетание этих  двух вариантов сложно, боюсь, что невозможно, уж очень разные задачи, смысловые и пророческие, немножко разные, сильно разные. Поэтому, в групповом чтении информационном  использование  всякого рода попутной информации, типа, я говорил, комментариев или библейской критики, проповеди, в общем, весь этот материал вокруг этого текста, это всё приветствуется, но это категорически мешает в созерцательном чтении. В созерцательном чтении нужно как бы отойти, отложить в сторону все, что мы вообще об этом тексте знаем,  уйти в тишину, в слушание только в голос Божий и ни на что другое. Вот такие вот варианты. В литургии информационное и созерцательное чтение, они действительно сочетаются, потому, что с одной стороны, действительно есть задача проповеди, а с другой стороны вот это наше погружение во встречу со Христом, который сейчас будет совершать ту самую тайную вечерю для нас.

Ну, вот такая примерно картина. Если это вам хоть как-то полезно в вашей дальнейшей жизни – буду чрезвычайно рад. Завтра для желающих есть возможность это молитвенное созерцательное чтение в группе провести. Задача ведущего все время в этом чтении очень простая, для ведущего группы – самая идеальная ситуация, его задача просто напоминать: « молимся, вслушиваемся, молимся, вслушиваемся». Потому, что нас всех все время выносит на что-то, что мы знаем. Или нас выносит, вместо того, чтобы пророчествовать на проповедь – это разные вещи, пророчество и проповедь – это совершенно разные вещи, это разные жанры, а нас выносит на проповедь. Вот, и задача ведущего не прервать это дело злобным рычанием, а просто после того, как это прозвучало сказать: «братья и сестры мы продолжаем молиться и слушать, что говорит нам Господь». Все. Вот самое идеальная ситуация для ведущего – это вот такое чтение, ничего больше от него не требуется. Дальше ответы на вопросы.

Ответы. Если в вас возникает при этом слушании, возникает мысль, которую вы однажды уже думали, или вам кто-то говорил об этом, или еще что-нибудь не торопитесь ее высказывать, отложите в стороночку. Речь идет о том, чтобы услышать, что Бог говорит здесь и сейчас. По себе знаю, именно такое, что возникает мысль, в которой для меня самого есть нечто очень новое, ну, конечно Он меня знает лучше, чем я, но все-таки я себя немножко знаю, более- менее представляю себе, на что я способен, а на что нет. Когда возникает что-то очень новое для меня самого, для самого очень заинтересовывающее, то это может, имеет смысл выразить. Бояться ничего особенного не нужно, ведь в задачу этой группы не входит, чтобы кто-то, услышав мое пророчество, немедленно изменил свою жизнь. Это не входит в задачу, поэтому не чувствуйте себя за это дело ответственным, что я сейчас что-нибудь такое скажу, а он пойдет и повесится. Это не входит в задачу участников группы, услышать что-то, пойти и повесится. Так что особенно бояться не нужно.

Медитация – это и есть размышление, читать Библию без размышления не надо. Не просто я прочел, закрыл книжку и пошел, смысл в том, чтобы почитать и поразмышлять. Следующая стадия чтения, это может уже выход на созерцание. Весь смысл исихазма – это выход на созерцание, весь этот разговор о нетварном свете – это выход на созерцание, другое дело, что у людей есть разные каналы, есть зрительный канал, а есть слуховой канал. Можно вслушиваться, а можно всматриваться, в соответствии с этим получаются два разных варианта, две разных практики. Чтение Слова Божия бывает – смысловое и созерцательное, если просто. В первом упор на понимание, а во втором упор на молитву.

У каждой группы какая-то своя история возникновения. Бывает, что люди в приходе начинают заниматься одним служением. У нас, например, кормежка бомжей, и в каком-то смысле эта группа однородная, при том, что у них одни могут быть с высшим образованием, другие без всякого, но по главному стержню своей жизни, по главному служению для Бога в своей жизни – эта группа однородная. Они обнаруживают, что для того чтобы они могли действительно  вместе служить, им нужно вот эту совместность особым образом «подкармливать». Лучше всего она подкармливается через совместную молитву, может быть чтение Писание, вот через механизм  малой группы. Вот, это оказывается однородная группа, соединенная общностью служений, например. Есть группа такая, кто-то из наших ребят хорошо помиссионерствовал в МИФИ, и там возникла группа студентов, которые как-то так вместе стали «жертвами» миссионерских атак, и они в результате естественным образом собрались в такую малую группу, очень однородную. Но, другое дело, что нормальная христианская малая группа всегда должна иметь тенденцию миссионерскую, просто принятию в себя других членов. А когда она перестает по размеру быть малой, она в принципе  должна делиться, чтобы снова быть малой группой от 6 до 12. Меньше шести маловато, динамики не хватает, больше 12 группа начинает внутри себя разваливаться на молчунов и активистов. Размер группы для молитвенного чтения  в моей практике, может быть до 70 человек, и при этом активны могут быть все, но это высший пилотаж.

2 thoughts on “А. Черняк. Lectio Divina. Расшифровка лекции

Добавить комментарий