053 Рождение и детство Иисуса (Лк. 2:1-52)

053 Рождение и детство Иисуса (Лк. 2:1-52)

Мы продолжаем чтение Евангелия от Луки, и сегодня речь пойдет о том, что в позднейшем богословии получило название Боговоплощения. Святитель Афанасий Александрийский через три века будет размышлять о том, как это событие изменило саму нашу человеческую природу, исцелив ее греховную поврежденность. Но пока до такого богословия далеко.

Луке важнее подчеркнуть, что младенец Иисус есть свет к просвещению всех народов, Он дан всем людям, и свидетелями этого становятся и простецы-пастухи, и мудрый Симеон, и молитвенная Анна.

 

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3 И пошли все записываться, каждый в свой город.

4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

 

Снова мы видим чудесное совпадение: перепись вынуждает святое семейство прийти в Вифлеем (вероятно, у Иосифа там оставалась собственность, подлежащая налогообложению), и таким образом невольно исполнить пророчество Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2 и дал.). При этом путь из Назарета в Вифлеем для беременной женщины был отнюдь не легким. Чудо, свидетелями которого мы являемся, требовало и человеческого усердия.

 

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

 

Иисус был первенцем. По Закону это означает, что Он и по-человечески наследовал особое благословение и был предназначен для служения Всевышнему (до заключения Синайского Завета первенцы выполняли в своих семьях функции священнослужителей, но и после они получали двойное наследство и должны были выкупаться – см. Исх. 13:1-2, и здесь ст. 24).

Но трудности продолжаются. Считая рождение одним из самых важных моментов в жизни ребенка, сегодня мы готовимся к нему, не жалея средств, с особой тщательностью выбираем роддом, стараемся обеспечить лучшие условия, вплоть до отдельной палаты. Но Ребенку, Который был предназначен стать Царем Царей, суждено родиться в пещере, где держали скот, —  значит, там было грязно, темно, холодно, и плохо пахло… В своем рождении Иисус спускается до самых обездоленных, нищих, становится одним из множества бездомных…

И первыми посетителями Иисуса будут не величественные мудрецы-князья Востока, как можно было бы предположить, читая Евангелие от Матфея, а самые простые люди, — пастухи. Лука особо подчеркивает, что Иисус пришел именно к тем, кто беден, у кого нет крова, кому труднее и хуже всего.

Отсюда берет свое начало замечательная традиция в Рождественскую ночь проявлять особое внимание к бездомным, устраивая для них рождественское угощение, — вплоть до того, чтобы, наготовив бутербродов и горячего чая, встречать Рождество вместе с ними.

 

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

 

Третий раз в повествовании мы встречаем явление Ангела. На этот раз его появление сопровождается сиянием славы Господней, и среди темной ночи вдруг расцветает свет Божественного Присутствия. Это и удивительно, но и есть от чего испугаться! И снова страх должен смениться радостью, потому что рождается Спаситель. Является небесное воинство, славящее Бога.

Греческий текст ангельского славословия имеет два варианта. Можно понять его как «Слава Богу в вышине небес, мир и благоволение людям на земле», или «мир на земле – для людей доброй воли». В первом чтении подчеркивается, что в Рождестве Бог являет людям Свою благую волю, иначе говоря, что Бог любит нас и хорошо к нам расположен, во втором – что это благоволение могут воспринять не все, а только те, чье сердце расположено принять радостную весть. Какой вариант больше отзывается у вас?

Хотелось бы услышать, как ангелы славили Бога! Мне еще с уроков английского памятен искрящийся радостью и прекрасными словами гимн Joy to the World: The Lord is Come. Совсем иначе мне представилось это славословие, когда я стал верующим и услышал рождественские песнопения Праздничной минеи. А потом были  рождественские кантаты Баха, с которыми нас, православных, познакомил дорогой о. Петр Мещеринов.

Безусловно, вся рождественская музыка на свете – лишь небольшое отражение того, что пережили пастухи. И все же как это прекрасно! Интересно, а с чем у вас больше всего ассоциируется ангельское славословие?

 

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

 

Первое Рождество праздновалось без специальной подготовки со стороны людей. Не было сценариев, организационных встреч, репетиций. Даже подарков – не было. Но было – Присутствие Младенца, к Которому все было обращено. Были – рассказы свидетелей. Было стремление сохранить чудо в памяти сердца. И было желание поделиться тем, что пророчества исполнились, в мире зажглась надежда.

 

21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

 

Обрезание означало, что ребенок входит в Завет, заключенный на Синае. Иисус – не просто родился о Иудее. Он – полностью иудей, сын своего народа, наученный любить и чтить Закон. Те, кто считают, что им не нужно изучать Ветхий Завет, довольно и Нового, рискуют слишком вольно интерпретировать сами Евангелия и односторонне смотреть на Иисуса, лишив Его человеческой истории, памяти и наследия поколений родных и предков.

Имя Иисус, Иешуа – означает «Ягве спасает». После это имя практически вышло из употребления. Иудеи не называли так своих детей, чтобы не напоминать лишний раз об Иисусе Назарянине, христиане – из особого благоговения.

 

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

 

Как первенец Иисус изначально посвящен Богу. Животные-первенцы должны были приноситься Богу в жертву или выкупаться, дети – выкупаться. Родители были настолько бедны, что не смогли предоставить в жертву барашка, и принесли голубей.

 

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

 

Существует предание о том, что Симеон был одним из участников проекта по переводу Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык, но Евангелие об этом умалчивает. Луке важнее показать, что этот человек вел праведную жизнь и был исполнен Духа Святого. Он не прославился как пророк для народов и царей, или как автор священных книг, он даже не стал отцом пророка как Захария – никаких видимых достижений. Но того, что ему открылось в последние минуты жизни, оказалось достаточно, чтобы оправдать всю его длинную, исполненную терпения и надежды, жизнь.

 

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

 

Первый аккорд пророческой речи Симеона обращен не к родителям, а к Самому Богу и Богомладенцу.

Он благодарит, что Бог дал ему быть свидетелем исполнения древних обещаний (ср. Ис. 49:6). Мир будет спасен – и от неправды, несправедливости среди людей, и от неведения Бога…

Сегодня, обозревая двадцативековую историю человечества после воплощения, можно констатировать: действительно, спасение не принесли ни структуры и институты, ни проект Просвещения, ни социалистическая революция. Не стоит надеяться и на современные технологии. Люди остаются людьми, и продолжают завидовать и соревноваться, гордиться и самоутверждаться, вожделеть и использовать. Сердце человека остается прежним, и технологии дают только больший простор для манипуляций другими.

И только те, кто отдают свое сердце Иисусу, меняются. Действительно, ни в ком ином нет спасения.

 

34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

 

Отношение к Иисусу будет разделять людей – на верующих и скептиков, на открытых и подозрительных, на любящих и ненавидящих. Позднее, как покажет Лука в Деяниях, это же отношение будет распространяться и на учеников Христа: одни и те же люди будут вызывать восхищение и критику, благодарность и злобу. Это касается и нас – но дай Бог, чтобы это действительно было связано с тем, что в нас от Христа, что связано с нашим следованием Ему!

Часто упускается из виду другая часть пророчества, о  переживаниях Самой Божией Матери. Ее труды не оканчиваются Рождеством. Сердце матери всегда будет со Своим Сыном. И у нас есть свидетельства, что она также, как и Он, будет сопереживать простым людям и ходатайствовать перед Иисусом за других (см. Ин. 2:1-5).

 

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

 

В лице Симеона и Анны, как бы говорит нам Лука, Иисус оказывается принят как Мессия самыми верными служителями Бога – знатоком пророчеств и великой молитвенницей (образ Анны сближает ее с Иудифью). 

 

39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

 

Сороковой стих служит несомненной параллелью к 1:80, где говорится о возрастании Предтечи в пустыне. Только Иисус незаметно живет со Своими родителями. И все же Он оказывается совершенно необычным ребенком. Нет, он не совершает показных чудес, как то описано в подложных евангелиях-апокрифах. Всего один эпизод оказывается запечатленным Лукой, да и то он относится к моменту, когда Иисусу исполнилось двенадцать лет. Обычно в это время мальчики проходили специальный обряд бар-мицвы (становились «сынами заповеди», т.е. признавались совершеннолетними и полностью ответственными за свои поступки перед Всевышним).

 

41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

43 Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

 

Обычно паломничали большими группами, и потеряться среди большого количества родственников, соседей и друзей было довольно легко. Но где можно было бы найти современного подростка, по своей воле оставшегося в мегаполисе?

 

46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

 

Иисуса находят в Храме, на так называемых Учительных ступенях, которые сейчас раскопаны и доступны для посещения в археологическом парке «Центр Дэвидсон». Там собирались виднейшие учителя Закона, чтобы разбирать Писание, вести ученые диспуты о применении той или иной заповеди. Но что там делает Иисус? Он задает вопросы, выслушивает ответы, — а потом дает свои собственные! И все дивятся, поскольку мальчик явно говорит не из внешней образованности.  

 

48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

50 Но они не поняли сказанных Им слов.

 

Нам дана уникальная возможность посмотреть на родителей Иисуса, на пример их воспитания. Родители, скорее, удивляются тому, чем занят Иисус. Мария не обвиняет Его, а, скорее, делится с Ним своим переживанием скорби… Если в Ее словах и слышен упрек, то насколько мягкий этот упрек по сравнению с тем, что она пережила в эти три дня!

Иосиф же вообще молчит. Другой бы наказал, припомнив, что «кто жалеет розги, ненавидит своего сына», — но Иосиф не таков. Во всем повествовании Луки о Рождестве Иосиф как будто на вторых ролях, вообще не присутствует, — но, в таком случае, откуда то благородное мужество, которое будет отличать взрослого Иисуса?

И все же Мария и Иосиф не смогли понять того, что сказал им Иисус. Как понимаете это вы?

 

51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

 

Впервые Лука дает характеристику Самому Иисусу. И на первом месте то, что Он послушен родителям. Послушание – одна из важнейших тем Евангелия. А дальше – и мудрость не по возрасту, и любовь – т.е. дела, в которых Он являл Свое отношение к окружающим.

 

Что больше всего вам запомнилось из Рождественского повествовании Луки, какие герои показались достойными того, чтобы постараться в чем-то быть на них похожими? О чем вам хотелось бы молиться в связи с описываемыми событиями?

8 thoughts on “053 Рождение и детство Иисуса (Лк. 2:1-52)

  1. Строки над которыми захотелось подумать:
    …..путь из Назарета в Вифлеем для беременной женщины….. — как это просто физически было трудно
    … пещера, где держали скот… — грязно, темно, холодно, и плохо пахло… как бездомный…(по другому ощущаешь слова рождественской колядки»…вы придите, посмотрите на великое смиренье…»)
    ….Иисус пришел именно к тем, кто беден, у кого нет крова, кому труднее и хуже всего. — захотелось следующее Рождество встретить именно так.
    …. родители были настолько бедны,… Бедность — и какая красота, полнота, любовь и богатство!
    …радость Рождества — мир спасен от неправды, несправедливости среди людей, и от неведения Бога…
    . ….верные служители Бога – изучай Слово Божие и учись молитве

    захотелось помолиться о том, чтобы не ослабевать в трудные минуты жизни, помнить об этой радости и верно служить Богу и ближним

  2. Поразмышлять хотелось бы вот о чём.
    1. «7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» Каким спокойствием веет от этих слов. А ведь роды, тем более первые, это и боль, и долгое терпение этой боли, и страх того, что может что-то пойти не так. Но Мария доверила Богу всю себя, поэтому ей, видимо, не было страшно. А помощником в родах ей был Иосиф. Как хорошо иметь такого мужа, на которого можно положиться, который будет с тобой в трудностях и радости. Приходят на память слова из Евангелия от Матфея:»Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Доверься Богу, и всё будет хорошо.
    2. «8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.» «20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.» Опять о доверии Богу, но уже простых пастухов. О чём это? Видимо о том, что Бог рядом, Он может прийти к каждому. Важно услышать его в простоте сердца, и не усомниться в услышанном, и выполнить всё, что от тебя требуется.
    3. «36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, 37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. 38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.» Жизнь пророчицы Анны — образец жизни женщины в Боге. И каждый, кто знает Бога опытно, должен рассказывать о нём другим людям. Чтобы и они имели радость узнать о Боге.
    4. «49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов.» Мне думается, что Мария и Иосиф полагались на то, что о каждом важном событии в жизни Иисуса, Ангел, посланник Божий, обязательно им сообщит. Но, видимо, о том, что настало время Иисусу идти в дом Бога, отца своего (то есть в церковь), известия им ещё не было. Поэтому по-человечески они конечно испытывали тревогу за отрока Иисуса. А Иисус был очень послушен родителям. В наше время людям (и родителям, и детям) не хватает умения слышать друг друга и слушаться мудрых родителей. Каждый пытается учиться на своих ошибках.

  3. Помолиться хочется постоянно о моём внуке, которому 18 января будет всего 1 месяц. Чтобы Божие благословение было на нём, и чтобы он рос в послушании своим родителям! А родители его чтобы жили в согласии друг с другом!

  4. Я обратила внимание вот на эти слова: «10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:» и еще:»30 ибо видели очи мои спасение Твое,31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.» По Ветхому Завету иудеи- богоизбранный народ и Бог-Отец был их Богом. Иисус пришел для спасения всех людей. Значит, в сейчас уже не нужно считать иудеев богоизбранным народом?

    1. Апостол Павел пишет, что дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11:29), и иудеи остаются избранным народом (Рим. 9-11 гл.). Избранным — для служения: возвещать о Боге окружающим народам.
      Но и язычники, принявшие Христа, становятся избранными Божьими. Так это у апостола Павла.

      К сожалению, в средневековье распространилось другое богословие, богословие замещения, что Бог отверг свой народ и заменил его христианами. На соборе Страсбурга синагога аллегорически изображена женщиной с повязкой на глазах и со сломанным копьем, а Церковь — победоносной, улыбающейся девой. Но плоды такого богословия горьки: антисемитизм и Холокост, и еще большее ожесточение иудеев против Иисуса.

      Надо иметь ввиду, что избранничество не означает автоматического спасения.
      Спасение — это результат жизни с Богом, со Христом.
      Поэтому задача свидетельства даже избранному народу остается и по прежнему актуальна.

  5. Мне почему то ближе Синодальный перевод , в нем я понимаю что :
    Той славой, которой Я воссиял на небесах, воссияете и вы на земле по Моему благоволению. Может странно но моя ассоциация ангельского славословия связана с авиакатастрофой когда ,в падающем без управления к земле самолете, люди за несколько мгновений до взрыва слышат от летчика радостное оповещение « Вы все останетесь живы!!! Верьте мне!!!» (Хотя в авиакатастрофах я не был)

    Не могу вновь не обратить внимание на благословение праведных, получающих благодать Господа, по трудам своим только в конце длинной жизни. Теперь это еще и Семеон. Какие плоды принес он? А Дух Святый был на нем . И Господь видел его благочестивое сердце и любовь к ближнему- чающего утешения Израилева (Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века)

    Что же все таки такое «спасение» , которое получают те кто отдает свое сердце Иисусу? Это понятие как то то проясниться , то теряется или заменяется другим. Может потому что сердце не полностью с Иисусом? Поделитесь своим видением Владимир, если конечно есть у Вас возможность. Вот о вразумлении о значении СПАСЕНИЯ и хотелось бы молиться , а еще:
    Храни вас Господь ,Владимир. Дай вам Бог терпения, сил духовных и телесных в деле угодном Господу, поддержку и терпение вашей семьи , любви друг к другу, просвещения в новом и помощи нам в открытии Господа нашего Иисуса Христа.

Добавить комментарий