Новые горизонты миссии — 1

Новые горизонты миссии — 1

(Продолжение будет, и во время Петрова поста, если буду в Москве, выложу важные воспоминания и материалы о миссии)

Книга «Новые горизонты миссии» (ред. Пеннер П. и др., Черкассы, Коллоквиум, 20015)  является сборником, в который вошли работы отечественных и зарубежных исследователей, богословов, и практиков – миссионеров и пастырей. Несмотря на то, что сборник представлен в основном протестантами и католиками, православный читатель может многое почерпнуть а) из анализа современной ситуации б) из документов о миссии, которые вырабатывались в том числе православными, но до сих пор неизвестны отечественному читателю. Я не буду делать анализ каждого материала в отдельности, а укажу только наиболее интересные, с моей точки зрения, мысли и цитаты, проблемы.

 

Для начала можно согласиться с мнением, что для многих проблемы современной миссии описываются фразой: «Мы все знаем и верно понимаем, но постоянно кто-то мешает» (с. 290). К сожалению, снова и снова приходится видеть, как миссионерская работа начинается собственно с «работы», а не с пересмотра своих оснований.

Между тем, например, в 2004 г. католическими профессорами  Bewans and Schroeder из Чикаго были сформулированы шесть вопросов («констант»), которые необходимо осмыслить для миссии в разных культурах (с. 248):

  1. Кто такой Иисус Христос и каково Его значение?
  2. Что такое Церковь, какова ее природа?
  3. Как Церковь видит свое будущее, эсхатологию?
  4. Что такое спасение, о котором проповедует Церковь?
  5. Как церковь оценивает людей?
  6. Какова ценность человеческой культуры как контекста для проповеди Евангелия?

Вне зависимости от того, как эти вопросы в дальнейшем схематизируются в книге Беванса и Шредера[1], мне кажется, каждому миссионеру очень важно ответить для себя на эти вопросы. Это и древняя практика Церкви – озвучивать собственное понимание веры, прежде чем включаться в служение, и очевидный вывод из тех горьких свидетельств крушений в вере, которыми мы стали в последнее время, — без ответов на эти вопросы результат миссии будет плачевным.

Сегодняшние крушения в вере среди православных христиан, действительно, во многом связаны с тем, что они сталкиваются с «темным двойником Церкви», по выражению С.И.Фуделя[2]. Но ведь мы все с этим сталкиваемся. Значит, проблема не только в этом. Мне видится, что это связано с тем, что:

  1. Люди не открыли для себя Христа как собеседника, не пережили, чем является Его Жертва в своем спасении, но также не узнали и любви Отца, и действия Духа Святого в преображении своей жизни.
  2. С тем, что они судят о Церкви по иерархии, не имея опыта общинной жизни, а сама Церковь только декларирует стремление к единству, на деле же никак не противодействует разделениям и не готова к честному диалогу с остальным христианским миром.
  3. С тем, что осмысление вызовов современности проходит только в высоких кабинетах и не касается рядовых пастырей и верующих (духовное образование не справляется с этой миссией).
  4. С тем, что сами верующие, становясь религиозными, не являют собой образ людей, меняющих свою жизнь вслед за Христом.
  5. С тем, что сама Церковь беспомощна в осмыслении того, какой ей быть, чтобы принять людей современности, ответить на их нужды (нет даже адекватного понимания этих нужд), а культура прежних веков подчас воспринимается как неотъемлемая часть благовестия.

Мы, конечно, можем говорить о том, что это все связано с техническими недочетами образования верующих, но мне видится, что проблемы не столько в том, что мы не умеем, как проповедовать, но еще и не в вполне понимаем суть нашего благовестия, к чему и к Кому мы призываем, и потому миссия должна начинаться с того, чтобы вместе с Евангелием попытаться ответить на эти вопросы.

Статья Я.Цвейнингера «Роль знамений и исцелений в миссии» ставит вопрос о том, каково место служения исцеления в миссии Церкви. Автор, признавая важность чудес в проповеди ранней христианской церкви и в последующей истории, призывает трезво относиться к этому, напоминая, что знамения не могут заменить рождения свыше и проповеди как таковой. Проблема, о которой говорит автор, на мой взгляд, решается не в русле того, какова роль знамений, и надо ли с них начинать. Лучше спросить, мы только говорим о новой жизни во Христе, или по-настоящему включаемся в жизнь конкретных людей? Последнее ведь предполагает любовь, разделение бремени и, безусловно, молитву о том, чтобы Бог вошел в жизнь человека, исцелил и изменил ее.

В Обзорной статье В.Заватски «Контекст постсоветского православия» приведены факты, также нуждающиеся в серьезном осмыслении. Автора нельзя упрекнуть в предвзятости к православию – он приводит много примеров святости и добрых начинаний в Православии.  Он также приводит примеры сотрудничества христиан разных конфессий в условиях гонений, но потом с горечью указывает, что атмосфера изменилась с началом 2000х, когда неправославные все чаще стали ассоциироваться с враждебным Западом, а сама Русская Православная Церковь, провозгласив себя традиционной конфессией, а Российскую федерацию – своей канонической территорией, по сути не смогла достичь религиозно инертное население в Сибири и на Дальнем Востоке.

Я с удивлением узнал из этой статьи и о том, что в ноябре 2010 года Всемирный Совет Церквей сообщил о «международном межправославном совещании относительно богословского образования, экуменического движения и жизни православных церквей». Официальное сообщение было предваряемо словами: «Любовь между церквями должна быть вновь зажжена и укрепляема, так чтобы никто более не считал один другого посторонним и чужим, но родным, сопричастником семьи Хри­стовой… (Еф. 3,6)». Далее последовали заявления православных лидеров, благодаривших другие церкви за предоставленную помощь, и призыв: не­смотря на сохраняющиеся различия в экуменических вопросах, христиан­ские церкви «должны нести ясное свидетельство миру и секуляризирован­ному обществу». Консультации завершились изданием 16 обязательств, направленных на улучшение православного богословского образования с лучшим пониманием других церквей, на переход от «полемической апо­логетики» к «беспристрастным, неполемическим» методам, на принятие «самокритичного подхода… в духе смирения» как «неотъемлемой сущности для истинного православного диалога и дела…» [3] К сожалению, многие современные отечественные миссионеры действуют вопреки этим словам.

(Продолжение следует, и во время Петрова поста, если буду в Москве, выложу важные воспоминания и материалы о миссии)

[1] Constants in Context, 2004 Обзор на английском

[2] См. подробнее очень важные мысли С.И. Фуделя

[3] “World Council of Churches International Inter-Orthodox Consultation on The Ecumenical Movement in Theological Education and in the Life of Orthodox Churches Sibiu, Romania 9-12 November 2010 Полный документ на англ.

Добавить комментарий