Великий пост. Евангелие от Луки 5-6

Великий пост. Евангелие от Луки 5-6

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

К сожалению, иногда слишком поздно понимаешь, через кого для тебя Господь говорит. По разным вопросам Он может говорить через разных людей. Но уж если услышал — цени, постарайся не только записать, но и воплотить — тогда не забудется.

2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

Для Петра это неожиданный улов — но, с другой стороны, он просто повинуется слову Наставника. Думаю о том, что же такое настоящее послушание — вслушивание.

7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

Услышал ли я слово о ловле человеков? А про что слышал, про какое призвание, к чему меня призывает Господь? Про что слышал, но нуждаюсь в подтверждении?

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести [жертву] за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Легко отдаться тому, что начало получаться, и забыть об Источнике. У Иисуса все, как должно быть.

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении [больных], —
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

В воскресение я больше ворчал, чем благодарил, и практически не славил Бога. Скажете, что, наверное, не было ничего чудесного? Неправда. Встреча с дорогим человеком, которого не видел много времени, — это чудесно. Евхаристия, продолжающаяся столько веков и объединяющая стольких людей — это чудесно. Слова утешения и вразумления, сказанные вовремя, — это чудесно. То, что у меня есть супруга, сын, и это по-библейски «хорошо» — это чудесно. 

27 После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28 И он, оставив все, встал и последовал за Ним.

Читая другие евангелия, я не обратил внимание на призвание Левия Матфея. Он менее интересен, чем решительный Петр или тонко чувствующий Иоанн. А ведь Церковь именно ему усвояет звание евангелиста. Свои знания (грамотность) он употребил для того, чтобы записывать слова Иисусовы, а скромность — чтобы не выпячивать при этом себя. 

Совершенно потрясающе, с глубоким психологизмом призвание Матвея трактовали разные художники — особенно Караваджо, а Рембрандт в картине «Св. Матфей и ангел» показал уже преображенного человека.

29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Меня интригует то, как иногда одному и тому же эпизоду евангелисты придают разный смысл. Лука добивается этого всего лишь добавлением одной фразы в конце. Эта фраза уже не об учениках, которым Иисус не хочет навязывать много и сразу. Это — про тех, кто не может принять этой простоты — им кажется, что старое лучше. «Не надо самим размышлять над Писанием — все уже сказано отцами, и как сказано. Не надо искать своего пути в молитве — уже все дано в правиле, и это проверено вековым опытом. А думать о вопросах воцерковления культуры, политики, экономики — лишне, спасение не в этом». Надо ли их разубеждать? Мне кажется, единственное, что здесь возможно, — это только свидетельство без слов, самой жизнью.

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

Казалось бы, Пасха, Бог спас народ свой, — а фарисеям важно, чтобы ученики соблюли недавнее устное предание, довольно абсурдное, будто растирание зерен руками — работа. Как можно легко загасить радость! 

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

И все равно меня не покидает ощущение, что сегодня у христиан другая крайность — нарушать заповедь о Дне Господнем и довольно неуклюже оправдываться…

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

Я думаю, это должно было поражать читателей Евангелия. Всю ночь — в молитве. Конечно, можно это сделать по гордости, или чтобы испытать свои силы — но здесь не тот случай. Предстоит действительно важное дело — избрать учеников, тех, кто отныне будет всегда рядом.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Если ты оставил что-то ради Евангелия, ты — нищий, алчущий, плачущий, если твоя жизнь настолько изменилась, что другие не могут этого терпеть — ты блажен, радуйся, ибо ты уподобился пророкам. Если всего этого с тобой не произошло, может быть, тебе только кажется, что ты ученик Христов?

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Повторяется то, о чем мы читали у Матфея. Увы, Церковь в целом не всегда эти слова применяет к себе. Но я не лучше Церкви. Пусть я не прибегаю к помощи государства, но я рассказываю о том, как неправы другие, молюсь о них с чувством превосходства, а не с желанием сделаться с ними единой семьей Божией…

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Иногда начинаешь примериваться: а зачем мне брать на себя это, что мне, своих забот мало? Но когда делаешь, действительно, в итоге воздается, хотя, быть может, совсем с другой стороны.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Некоторые люди живут в Церкви, не зная, как это — иметь учителя. В других сферах — считают, что это важно, а здесь — почему-то нет.

Но в этом есть и опасность. Если учитель ошибается, и ученик рискует повторить его ошибки.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

После неудачных попыток я опасаюсь «исправлять» кого-то. Но ведь бывает, что за помощью обращается человек. В таком случае, по этому слову — если сам прожил, можешь включаться.  

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Иногда я делаю выводы о человеке по тому, что он говорит, а потом начинаю мучить себя сомнениями, а не погрешил ли я. Но вот и Христос говорит, что слова — очень даже надежный показатель, и что разбираться все-таки нужно, особенно если мы говорим о людях в учительной позиции.

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Попробую хоть немного исполнить.

 

One thought on “Великий пост. Евангелие от Луки 5-6

  1. 8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

    Снова замечательный Петр, такой по-человечески понятный, искренний и непосредственный. Совсем не удивителен его ужас. Но в ужасе — он не отпрянул от Христа, а наоборот припал к Его коленям… А Христос и не подумал выйти)))

Добавить комментарий