Великий пост. Евангелие от Марка 11-12

Великий пост. Евангелие от Марка 11-12

Продолжаем публиковать постом по две главы из Евангелия. Так за весь пост прочтем все Четвероевангелие. Начали с  Евангелия от Марка. Не ждите научных комментариев — я (В.С.) делюсь вопросами к самому себе, которые возникают при личном чтении. Я благодарю тех, кто откликается в комментариях, это важно — видеть, что мы вместе думаем.

1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, [Иисус] посылает двух из учеников Своих
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? [зачем] отвязываете осленка?
6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; [Иисус] сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

У Иисуса не было своего осленка, — но в нужное время он нашелся. А еще я думаю, что чувствовал сам Иисус, входя в Иерусалим? Они правы: Он — Царь, но без бюрократии, войска и полиции, без власти и силы. А его духовная власть действует только тогда, когда в нее верят. И как непостоянно все у людей: сейчас эту власть признают, а буквально через пять дней будут над ней издеваться. Как и прошлые эпизоды, этот говорит о том, что такое быть первым, на сей раз — о непостоянстве того, как к этому относятся другие.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Можно, конечно, сказать, что этот отрывок относится только к настоятелям храмов, епископам. Но это еще и вопрос о том, чем я занимаюсь в храме, сохраняю ли благоговение, помогает ли мое присутствие молитве других людей. А если вспомнить, что мы сами — храм Духа…

18 Услышали [это] книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Хочется сразу оправдать Иисуса, что Он использует смоковницу как «пророческое действие» — что со смоковницей, то будет и с народом, не приносящим своих плодов.

Просто Марк это сразу соединяет с поучением о молитве с верой и прощением. И если с прощением все опытно понятно (действительно, непрощение перекрывает кислород молитвы), то с молитвой с верой для меня сложнее, потому что сначала надо понять, о чем именно просить. Если о материальных благах заботится Отец, то о чем идет речь? Если я правильно понимаю, это могут быть какие-то дела, это могут быть другие люди, и это могу быть я сам — о том, чего мне не хватает для настоящей жизни в Царстве Божием. О последнем я, честно говоря, не особо задумываюсь, а если и задумываюсь, то только в негативном ключе в районе исповеди (прости…избавь меня от…).

Думаю, это будет моим следующим экспериментом: попробовать так в течение некоторого времени читать 7 молитву вечернего правила (Златоуста), каждое прошение этой молитвы, читать Блаженства, и попробовать сформулировать письменно, о чем мне про себя важно молиться.

Кому интересно глубже в это вдуматься, смотрите лекцию о прощении и читайте о молитве из книги «Молитва может изменить вашу жизнь».

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; [тогда] и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

С первого взгляда Иисус не хочет отвечать, и потому в свою очередь задает неудобный вопрос. Но на самом деле, если бы фарисеи ответили на вопрос Иисуса честно, они бы получили ответ на свой вопрос. Бывают ли у вас ситуации, когда вы чувствуете, что вопрос задан с недобрыми намерениями, и ответить на него прямо — подставить себя под огонь несправедливой критики. Как вы тогда поступаете?

И тут еще вопрос честности нас, православных христиан, относительно католиков и протестантов. Какой властью у них люди меняют свою жизнь? 

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

И опять, хочется сказать, что это о начальниках иудейских — ну или о некоторых современных архиереях (если верить Достоевскому с его «Легендой о Великом Инквизиторе»), или о государственной власти, когда она распоряжается жизнями людей, вместо того, чтобы им служить. Но на другом уровне это об отношении ко Христу и только к Нему. Вот в эту минуту, в этой ситуации я Ему дал слово, послушался Его — или действовал по своим животным инстинктам?

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Христос не призывает к восстанию против власти, но полагает ей пределы. Интересно, что государство в конечном итоге получает свое, а вот с Богом все гораздо свободнее, и потому сложнее. Как же научиться ответственности в отношениях с Богом, и в чем она для меня? 

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее [за себя] семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Интересно, что идея о воскресении разделила саддукеев и фарисеев. Первые в нее не верили и старались в этой жизни успеть добиться максимума, вторым вера в воскресение служила поводом к тому, чтобы вести более трезвенную жизнь (не будем говорить о перегибах, в целом). А в моем восприятии жизни что меняется от того, что я верю в Воскресение? (только честно)

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

Если этим жить, вся жизнь переменится.

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Меня утешают эти слова про услаждение. Значит, не обязательно всегда искать в Слове вопросов к себе, руководства к действию, можно просто побыть с тем, «как же хорошо!»

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, —
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

Что произошло с пониманием слов Иисуса, что Церковь фактически воспроизвела этот феномен иудейства? Ведь страшно сейчас идти против течения и бурно не восторгаться, когда рядом оказывается кто-то из подобных «важных» людей. Впрочем, расплата за это незнание Писаний и заблуждение может быть жестокой: когда глаза открываются не Евангелием, а суровой правдой жизни, некоторых это ведет к крушению в вере. 

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

Замечательная вдова. Неизвестно, что она знала о современной ей церковной действительности. Она просто верила Богу и как могла благодарила Его — всеми силами своими.

8 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Марка 11-12

  1. Думаю, Господь действует в жизни и католиков, и протестантов, как и в нашей. Он видит сердце человека, отвечает искренне ищущим Его, Своей силой меняет их жизнь.

  2. Открыл для себя стих, которого раньше вообще не замечал: исповедание книжника в 32-34 стихе!
    Очень ободряющий пример книжника, радующегося о Господе. Как раз подходит всем студентам и слушателям Библейского Колледжа.))

  3. Так интересно, простой ослик, листья люди ломают, одежды положили. Можно пройти мимо, подумав, что это какие-то странные люди что-то странное делают, а можно увидеть вход Господень в Иерусалим и прославить Бога. Как Рождество Христа в хлеву, так и вход в Иерусалим и вся жизнь Его. Мне кажется, очень легко можно пройти мимо всего этого, не заметить, если быть слишком озабоченным чем-то своим.

    Стихи 23-24, главы 1 , будто они про исполнение вообще любых желаний, как-то не очень понятно, зачем мне, например, горы переставлять… Что просить — это хороший вопрос. Интересно было прочитать рецензию на книгу Паркера о молитве. Получается, нужно еще поработать, чтобы понять, что именно просить. Было бы здорово в такой группе поработать.

    И стихи 29-30 главы 2 меня обличают. Хочу ли я так и что для меня это будет значить?

    1. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его…
      Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои…
      обновляется, подобно орлу, юность твоя.(Пс. 102)

      Эти слова мне помогают уйти от самоосуждения. Что потерял — Господь возвращает, и не раз, когда покаяние полное.
      А вообще, при чтении твоего комментария, вспоминается книжник, который из доброго сокровища выносит доброе 🙂

Добавить комментарий