Великий пост. Евангелие от Марка 13-14

Великий пост. Евангелие от Марка 13-14

Продолжаем публиковать постом по две главы из Евангелия. Так за весь пост прочтем все Четвероевангелие. Начали с  Евангелия от Марка. Не ждите научных комментариев — я (В.С.) делюсь вопросами к самому себе, которые возникают при личном чтении. Я благодарю тех, кто откликается в комментариях, это важно — видеть, что мы вместе думаем.

1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

Храм — святыня, его разрушение — трагедия, но ученики не могли воспрепятствовать этому разрушению. Однако они могли к этому подготовиться. Если бы МЫ знали, что в пределах одного поколения повторится 1917 год, о чем бы мы заботились? Как бы изменились акценты в деятельности Церкви?

3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?

Большинство описанных далее событий относятся к 70 году, но это и вообще о трудных временах для христиан.

5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

Он начинает именно с этого. Будут лжемессии, лжеспасители. В иудаизме известны Бар Кохба, Шабтай Цви… А в христианстве? Кажется, православных это миновало, но то неумеренное почитание, которое мы сами иногда выказываем духовным авторитетам, не лишает ли Христа подобающей только Ему чести, а нас не делает ли рабами людей? А отсюда — новые крушения в вере.

7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, — но [это] еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Дано будет — если я живу сейчас в союзе со Христом. А если вера моя формальна, если я не знаю голоса Духа Святого, откуда что дастся? Страшно читать, как в советские годы у некоторых этих слов не нашлось. Поэтому — смотрите за собой (9 ст.)

12 Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Мне кажется, это ключевое, что хочет донести Иисус — «претерпевший до конца спасется» — это ведь и о нашем времени, где есть свои «болезни» (ст.8)

14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

Еще раз, о событиях 70 года.

21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте.
22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Прельстить. Лжемессии и лжепророки, претендующие на Откровение, как сделать всех счастливыми, спасти человечество. Ошо, Блаватская, Гурджиев и другие с Востока. Маркс и Ленин, Сталин и Гитлер в экономике и политике. Гроф, Хеллингер в психологии. Люди, претендующие на Откровение. И снова — мы сами можем возвести их на такой пьедестал, даже без их желания — скажем, Перлзом заменить Библию…

23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Сбылось, но не все. Возможно, Марк соединил вместе два повествования (1-23 и 24-27 — Лука их четче разъединяет). Но для чего мне эта глава сейчас? Мне кажется, оставшиеся стихи — это как раз ответ.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Прочтите текст о бодрствовании из Лексикона духовной жизни Энцо Бьянки. Если захотите, определите области «бодрствования» для себя и обсудите с близким духовно человеком.

1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Читая Страстные Евангелия, не обязательно «думать», ставить вопросы, как это относится к нам. Если мы будем сопереживать нашему Господу, этого уже будет достаточно. Если вы поймете, что мои размышления вам мешают, отложите их, читайте только Евангельский текст.

3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

Я думаю сейчас об Илье Яковлевиче. Мы живем так, будто он будет всегда. А может, надо, как эта женщина, сделать для него что-то нефункциональное, но что бы свидетельствовало о нашей любви к нему?

10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

Пережить случай вражды сложно, а насколько труднее предательство изнутри близкого круга, без вины? Я пытаюсь понять Иуду — и не понимаю. Может, и не нужно пытаться понять.

12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

Даже перед лицом смерти Иисус не оставляет повседневных обязанностей руководителя общины — позаботиться о праздновании.

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

Обличение ненапрямую, свидетельствующее о  великом уважении к достоинству любого человека: если бы Иуда покаялся, никто и никогда не узнал бы о его искушении.

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

Причащаясь, я каждый раз обновляю Завет с Богом…? Хотел поставить точку, но правильнее — знак вопроса.

27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее.
29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

Ни Петр, ни другие ученики, ни мы не знаем своих сил. Может, этот отрывок оставлен и в утешение?

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

Иисусу нужна поддержка, и Он не стесняется просить о ней.

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

О Гефсиманской молитве непонятно, как говорить. Разве что — понимаю ли я, что значит следовать за Ним?

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Что значит это упоминание о сне Петра — продолжение его покаяния (Марк писал со слов Петра)?

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50 Тогда, оставив Его, все бежали.
51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

Оказаться в одиночестве — очень трудно. Но  мое одиночество часто — от неумения и страха общаться, и его нужно преодолевать. Одиночество Иисуса трудно представить.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

Мог ли Иисус избежать осуждения, не отвечая на вопрос? Он принял то, что должно свершиться. Но Ему не все равно, боль и страдания останутся болью и страданиями. Он выбирает терпеть — ради нас, каждого, для освобождения от власти греха и смерти. И я в самом деле свободен благодаря Ему, но постоянно забываю об этом.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Лучше бы не отрекаться, лучше бы не грешить. Но все равно, эти слезы показывают вопреки словам, что в сердце Петра живет любовь к Учителю.

7 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Марка 13-14

  1. Володя, когда я начала читать этот отрывок (3-9 стих) , у меня сразу были мысли об Илье Яковлевиче. А в конце прочесть твой комментарий, это просто удивительно. Спасибо.

  2. Петр отрекся, отвечая служанке. И плакал всю жизнь об этом. Сколько раз я — пусть не словом, но делами отрекаюсь, поступая так, будто «не знаю Человека Сего…» Плачу ли об этом?

  3. «Побудьте здесь и бодрствуйте со мною»… Христос просит о сочувствии. Для человека в страдании так важно, чтобы кто-то был рядом. Просто рядом, пусть молча, но только чтобы бодрствовал — поддерживая своим вниманием, полноценно присутствуя «здесь и сейчас» и этим как-то облегчая страдания…

  4. Конечно, важно, что Иисус говорит в главе 13 своим ученикам. Но меня задела именно сцена как они сидят вместе на горе, наедине. Это стих 3. Ученики, возможно, в очередной раз не понимают, что Иисус говорит. Они хотят знать, задали вопрос, но мне не кажется что им понятно все, что он говорит. Наверное, как Богородица, они пытаются сложить эти слова в сердце, запомнить их. Просто они сидят с Учителем, учатся, слушают Его, время остановилось. Мне как-то хочется поконкретнее что-то от Бога услышать и так чтобы было понятно и все по полочкам и наперед знать. Но эта сцена, говорит о том, что нужно просто бывать с Ним наедине и подольше и тогда в нужный момент голос Его отличишь от других. Это ведь Иисус и говорит.
    И про чудеса думала, когда читала это Евангелие.
    Я слышала от Ильи Яковлевича, что в Евангелии только одно чудо, и это сам Христос. Я поняла это как-то головой, а теперь это лучше чувствую. Я бы только добавила, Христос и вера в Него, общение с Ним. Да, много чудес самых разных, много исцелений и все идут за Ним, при этом сам Господь говорит, что нас могут прельстить чудеса, которые не от Него.

    Женщина с алавастровым сосудом — потрясающая история. Писание — очень красиво!

Добавить комментарий