Великий пост. Евангелие от Марка 9-10

Великий пост. Евангелие от Марка 9-10

Продолжаем публиковать постом по две главы из Евангелия. Так за весь пост прочтем все Четвероевангелие. Начали с  Евангелия от Марка. Не ждите научных комментариев — я (В.С.) делюсь вопросами к самому себе, которые возникают при личном чтении. Я благодарю тех, кто откликается в комментариях, это важно — видеть, что мы вместе думаем. 

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

Хочется ли мне пережить такой опыт? По правде говоря, да. А ведь апостолы его не искали, это не зависело от их усилий. Он давался им не как награда, а на будущее, в укрепление — Петру как руководителю, Иакову как мученику, Иоанну как последнему свидетелю.

9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, [надлежит] много пострадать и быть уничижену.
13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

Время чудес подходит к концу, начинается время страданий. Так трудно принять, что христианство — это не только чудеса, но и терпение, и незаслуженные страдания тех, кто, казалось бы, больше всего заслуживает Божьих наград. Но впереди — Воскресение. 

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Слово «пост» добавлено из Евангелия от Матфея, но это не так важно. Важно другое. Прошло уже четыре дня, как мы делаем попытки молиться, поститься. Что это время открыло мне о самом себе?

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.
33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

Мне кажется, зачем мне быть больше? Но ловлю себя на мысли, что, обсуждая других людей, их слова и дела, я выступаю как больший. Либо перестать обсуждать, либо что-то делать — и все равно перестать обсуждать : ) И еще, речь может идти вовсе не о духовной иерархии, а, скажем, о руководстве кафедрой, или просто родительстве, о роли мужа как главы жены. Очень легко проверить себя в конце дня, в чем же я служил сегодня, как заботился.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Недавно о. Сергий и Татьяна Старокадомские отпраздновали серебряную свадьбу, и это было прекрасно. Они удивительны не только тем, что о. Сергий очень долго и терпеливо ждал дара священнослужения, а Татьяна его в этом поддерживала, но и тем, что второй их сын Виктор — приемный. Но есть и те, кто в больнице, в детском доме, в школе, в детской организации на время берут на себя это служение — быть больше, чем просто своей функцией. Мы и во взрослой своей жизни нуждаемся в наставниках, «старших братьях». Господи, слава Тебе за таких людей!

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Тепло и радостно от этих слов. Так сказать мог только Тот, Кто не боится, Чье сердце открыто, чтобы вместить как можно больше.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

Призыв к духовной собранности, нерасслабленности. Особенно для тех, кто может соблазнить, т.е. выступает как учитель. Но и к слушающим тоже.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль — добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Похоже, если человек живет не так, он просто не сможет пройти испытание. Поразительно соединение соли и мира в последнем стихе. Если живешь собранно, то и конфликты можно решать по-настоящему, чтобы они вели к подлинному миру в Боге. Если жизнь расслабленная, сам себе многое попускаешь, то и не хватит дерзновения на правду, и вместо подлинного мира будет стыдливое молчание. 

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

И опять ловлю себя на мысли, что в некоторых случаях скорее сужу, чем молюсь за супругов, которые не производят впечатление одной плоти, и завидую тем, чей брак кажется мне идеальным. Господи, прости, помоги им. И благодарю за Аню, мою вторую половину, Ты дал мне самую лучшую жену для меня, продолжай трудиться над нами. 

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Снова дети. И ученики ничего не помнят о том, что сказано в прошлой главе. Это, в каком-то смысле утешает, не один я с первого раза не слышу, по нескольку раз приходится повторять.

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

Я знаю состоятельных людей, которые творят много добра и не желают об этом трубить. Знаю и вовсе не богатых, которые не могут дать деньгами, но их внимательность и забота это с лихвой покрывает. Вопрос не в деньгах, а в том, к чему привязано сердце, что занимает меня настолько, что не остается времени и сил для следования воле Божией?  

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Раньше я понимал это слово. Сейчас оно для меня закрыто — потому, что непонятно, что оставить, и требуется ли это от меня. Может быть, это становится понятно, когда подходит время? 

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 [Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

И снова Иисус повторяет то, что уже было сказано. Но есть и важное добавление в конце «отдать душу Свою для искупления многих». 

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни].
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

О чем бы попросил я?

13 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Марка 9-10

  1. 5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

    Какой искренний и непосредственный апостол Петр! Как же по-человечески понятны и близки мне многие его реакции: от «выйди от меня, Господи, я человек грешный» до вот этого:»хорошо нам здесь…» — и не знает, как еще выразить свою радость и страх одновременно…

  2. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
    47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его:…
    49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

    Страшные своей реальностью слова. Зараженную, гниющую руку или ногу приходится ампутировать, чтобы сохранить жизнь человеку.
    Издавна известно, что соль препятствует гниению. Соль — наша способность сопротивляться соблазнам. Что мне может помочь с ними бороться?
    Так же ли дорого и необходимо мне общение с Ним, как моя собственная рука или глаз? Так же ли боюсь я его потерять?

    1. Можно еще и чуть иначе посмотреть. Вопрос ведь о Царстве Божием, — это не только общение с Ним, но и иные отношения с людьми, и иное отношение к самому себе, миру в целом. Это состояние шалома. И вот этому противостоит соблазн греха. Мне, скорее, помогает акцент на том, что привносит Христос, вера в мою жизнь, — чем акцент на страхе (страх, увы, не очень держит).

  3. 17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

    То есть Христос сказал юноше: «Я Бог, и ты это чувствуешь». Христос полюбил его и позвал — Сам позвал — в ученики! Не всех Он так звал. А юноша испугался…

    Правда, по две главы за день многовато. И одной фразы на день иногда хватает

  4. Глава 9:50. Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Мне кажется, соль это про трезвение и про правду, про твердость тоже, про сосредоточенность, простоту. Про то чтобы быть реальным и не пытаться ничего «подсластить», не становиться ничем другим в зависимости от обстоятельств, окружения. С этим очень сложно у меня. Огнем осолится. Это видимо про испытания, сложности. Они помогают мне как-то протрезветь и осолиться, вернуться к важному. И увидеть, что Господь Сам ведет и учит меня. Мне кажется первая неделя Поста была об этом. Как же поддерживать в себе этот как бы тонус, внимательность, желание слушать, не дожидаясь новых ошибок, падений, болезней?

  5. Глава 10:2-10. Видеть и знать семьи, которые действительно одна плоть очень вдохновляет. Действительно, Бог — в центре их отношений и это видно, когда с ними бываешь. Я благодарна, что видела семьи-малые церкви. Не у всех так, к сожалению.

    Глава 10:15 «как дитя» Вроде бы так просто, но почему-то очень сложно. Я как-то спотыкаюсь об этот стих каждый раз, мне кажется, я это утратила, доверие и цельность, как у ребенка, беззаботность, жить одним днем, быть любопытной. Плохо без этого, не знаю как это возвращается. Очень хочется себя увидеть ребенком, каким я была, мне кажется, я была совсем другой чем сейчас.

    Глава 10: 29-30 мне кажется в церкви этого не хватает, таких вот «уходов» или «выходов» в неизвестность, по воле Божией, ради Него. У меня самой несколько домов и много родственников )) хоть я и не ходила на большие миссии. Но, видимо, когда просто что-то делаешь в доверии и уповании, вверяешься Богу и при этом что-то дорогое (или кого-то дорогого) для себя оставляешь, то видишь как Он дает еще больше. А стих 31 наверное для того, чтобы напомнить, что это всю жизнь так, и не нужно прилепляться к былым «заслугам».

    Глава 10:43-45 радостные, добрые слова. Вот если так подходить к жизни, к отношениям, то и бояться нечего, и никто меня не обидит и ничего не заберет у меня. Это творчество и каждый день наполнен жизнью, потому что Бог рядом. В последующих стихах о слепом — пример как Господь служит. Он спрашивает — чего тот человек хочет от Него? Вартимей до этого настойчиво звал Иисуса. Мне в этой сцене видится пример творческого служения самого Бога.

Добавить комментарий