Великий пост. Евангелие от Матфея 13-14

Великий пост. Евангелие от Матфея 13-14

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

Явная параллель с Нагорной проповедью, но то — для учеников, это — для народа.  Все-таки есть в Евангелии градация, кому что говорить. Наверное, и у нас должно быть?

3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Притча тем и замечательна, что допускает разные прочтения. Что сейчас слышу я? Я перебираю в памяти то, что слышал, что открывалось и было важно — про молитву, заповеди, про доверие, отношения, про Самого Иисуса, Отца и Духа Святого, про свои задачи и тех, кто близко — и сколько из этого вошло в жизнь. Даже вот эти чтения — не уверен, что воспроизведу то, что коснулось меня, скажем, неделю назад. Каждый день — как будто заново. Но, надеюсь, что внутри что-то все-таки зреет.

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Иисус говорит загадками в том числе и потому, чтобы люди пришли к Нему, осознавая собственную неспособность все понять и разрешить. Это и есть состояние ученика. Если мне не все понятно в жизни, то не ради ли этой Встречи? Тогда можно радоваться, если не все понятно : )

Кстати, вы можете попробовать почитать притчи со своими детьми. Возможно, вам помогут вопросы отсюда 

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Думаю, что от меня не требуется сразу тридцатикратное плодоношение, а требуется постепенность малых дел, одно за другим, и терпение в начатом.

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Хорошо, что Господь оставляет до жатвы. Мое сердце изменчиво, и других людей тоже. Но трудно порой верить, что и другой человек может измениться. Есть ли те, про которых вы не верите в изменения? что если начать о них молиться?

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Интересно, некоторые люди знают о христианстве очень много, но так и остаются вне. Другим достаточно услышать совсем чуть-чуть, и дальше уже идет внутренний процесс роста вместе с Богом. Не информация играет решающую роль, а вот что? То, что человек сам берет и сеет, опять, осуществляет маленький, но выбор?

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Улыбаюсь, думая, что сейчас чувствую себя только-только в начале пути переквашивания себя, отношений, влияния на мир Евангелием — тогда как раньше ощущал себя чуть ли не самой закваской. 

34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Все-таки безрассудно поступают те, кто без нужды умягчают Евангельскую весть, хотят видеть Бога только милостивым, но не справедливым. 

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

А вы сейчас радуетесь, благодарите, что вы — христиане?

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

Христос не ждет, что Его позовут, а Сам выбирает, когда и куда идти. 

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Только что, в предыдущей главе, такое эффективное служение! А здесь — не совершил многих чудес, а Марк сказал и жестче — никакого чуда. И в служении Господа все было сезонами, почему же хочется, чтобы сейчас все было всегда эффективным и результативным, а если не так, то чувствуешь себя чуть ли не прокаженным? Но я пока не могу сказать, что соглашаюсь быть неуспешным — не хватает доверия. Господи, открой мне другой способ смотреть на мир и служение.

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

Я думаю о друге, который потерял веру, когда в его семье случилось несчастье. Он думал, что Бог их убережет, раз Бог — всемогущий. А здесь Бог не уберег Иоанна Крестителя, своего верного глашатая. Я не перестал верить во всемогущество Бога (создать Вселенную, жизнь, человека — для этого точно надо быть всемогущим), и я по-прежнему верю, что Он хранит своих верных. Просто может быть, мы придаем смерти слишком много значения, тогда как есть вещи пострашнее смерти, например, стать как Ирод и его родичи?

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

И снова Иисус не только проповедует, но и практически заботится о людях. У Него нет денег и еды, но все появляется. Иногда, чтобы что-то начать, не нужно ждать полного обеспечения, нужно начинать с чего-то.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Как здорово, что Иисус тотчас простирает руку к Петру. Многие сегодня любят повторять, что вера — это хождение по водам. Но забывают добавить, что это не хождение в одиночку. Шагом веры может стать все, что угодно: вступление в брак, рождение ребенка, ипотека, принятие служения, открытие своей уязвимости ближнему, многое другое, для каждого свое… И Иисус будет рядом.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

 

2 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Матфея 13-14

  1. 14 гл. 13ст. «И услышав, удалился в пустынное место…»
    Раньше не обращал внимание на эту стыковку: после известия о казни Иоанна Крестителя Иисус уединяется для скорби и молитвы — так я это вижу. Он переживает весть о смерти учителя — Иоанна можно назвать учителем Христа, ведь Христос во многом повторял его проповеди. Учитель умер и теперь я действую один, сам, самостоятельно. В этом и предвестие распятия: если так погиб учитель, променянный на «красное словцо» Ирода, то что ждет Ученика.
    Проходит ночь размышления и молитвы и к Иисусу в пустыню приходит народ, как бы давая ответ на внутреннее вопрошание Иисуса о Его служении!

  2. 25 — 32 , о хождении по морю (и особенно «но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»)
    Это любимое место из Евангелия, которое появилось первым лет 7 назад и до сих пор трогает и утешает. Интересно, что события, в которых этот отрывок реально работает, стали случаться в моей жизни не так давно…
    Еще в словах Петра: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» звучит :»Учитель! Я хочу — как Ты…..и к Тебе!»
    Это тоже во мне отзывается

Добавить комментарий