Великий пост. Евангелие от Матфея 15-16

Великий пост. Евангелие от Матфея 15-16

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Для меня проблема с преданиями в том, что иногда за разными хорошими книгами, беседами по истории Церкви, богословию и богослужению так и не дохожу до Библии — источника воды живой. И тогда да, можно не заметить, как главное упускается (еще раз порекомендую записи о 10 заповедях).

И да, я больше двух недель не созванивался с папой и очень давно не проведывал о. Бориса, который много лет был моим духовным отцом. 

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

В иудаизме есть термин «Лашон ха-ра» — злой язык, злая речь — о сплетнях, осуждении, критике в отсутствии человека. Собственно, это один из аспектов заповеди «не лжесвидетельствуй» и «Не ходи переносчиком в народе твоем». Иногда важно увидеть, что я всегда критикую — и это отслеживать, сознательно начиная с похвалы, меняя проклятие на благословение. Но сегодня я часто вижу, как в семьях люди не стесняются «выпустить пар», «сказать правду», не щадя чувств ближнего человека. А ведь после этого некоторые отношения уже никогда не будут такими теплыми и доверительными, как прежде.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Для любого вождя есть опасность — вести за собой, а не за Господом. Думается, единственный путь уберечься от этого — всегда быть в позиции ученика, слушающего. Правда,  не знаю, как это сочетается с позицией «авторитета». Может быть, вождь — это и не про авторитет вообще, а про возможность видеть будущее, т.е. важен не авторитет, а та весть, которую ему доверили? Вот, вопрос к Илье Яковлевичу созрел : )

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

Чем занято мое сердце? Вот прямо сейчас, оказывается, осуждение другого мешает мне в полноте быть перед Господом, вникать в Его Слово. Исповедовал это Господу и попросил благословить его. Стало просторнее. 

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Мне эта женщина нравится трижды. 1. Она очень любит. 2. Она просит не за себя и просит с большой верой, преодолевая отрицательный ответ. 3. На себя (отношение к себе) она вообще не смотрит, не это для нее важно.

29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
35 Тогда велел народу возлечь на землю.
36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Христос всегда дает то, в чем человек нуждается в данный момент. Больному — исцеление, голодному — хлеб, потерявшимся в жизни — Слово. Сегодня же у нас какая-то неверная специализация — либо только Слово (Колледж), либо только хлеб (служения милосердия), либо только исцеление (Таинства исповеди, Причастия, фонды помощи). И иногда один на другого смотрит с подозрением, или со снисходительностью… Иисусе, прости, что я недооценивал другие служения. 

1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

Снова тот же вопрос, что и в 12 главе. Может быть, Матфей специально вторично повествует об этом вопросе, чтобы мы не упустили?

И что вы понимаете под «знамениями времен» для сегодняшнего дня? 

5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
7 Они же помышляли в себе и говорили: [это значит], что хлебов мы не взяли.
8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали?
10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Беречься — сильный глагол. В дни опресноков иудеи должны очистить весь дом от любого признака квасного. Я не знаю, в каких формах сегодня может выступать то и другое, но мне кажется, если держаться Евангелия Иисуса Христа, в него углубляться, вопрос становится излишен.

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Петру, а в его лице — всей Церкви дается эта власть. В Лопухинской Библии есть интересное толкование. Его [Петра] мысль, что Иисус есть Сын Бога Живого, была ключом, с которым Петр допускал в Христово Царство. Приводя других к той же вере, он мог также открывать им Царство в противоположность книжникам и фарисеям, которые запирали его перед глазами желавших войти в него (Мф. 23:13)». Это место обыкновенно понимается в смысле права духовных лиц отпускать людям или удерживать за ними грехи (с сайта Экзегет). Получается, и мы обладаем этой властью, если по-настоящему рассказываем о спасении? 

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Самому Петру было невозможно принять мысль о страданиях.А так часто хочется осудить тех, кто, не выдержав страданий, разочаровывается в Церкви. Сначала нужен опыт жизни в Духе Святом и общение с Воскресшим, чтобы мысль о страданиях могла быть принятой.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

 

5 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Матфея 15-16

    1. Можем ли мы определить это с точностью? Мне думается, в самом точном смысле это — то, что человек не может изменить, но от чего может отказаться: больные родители, трудный супруг, служение, которое отнимает много сил, а взамен — одни шишки.
      Иногда говорят об этом как о том, что нас самих мучает, и мы можем либо роптать по этому поводу, либо, действительно, принять и нести, в страданиях своих приближаясь к постижению тайны Креста Господня, — например, собственную болезнь.

  1. «Это место обыкновенно понимается в смысле права духовных лиц отпускать людям или удерживать за ними грехи (с сайта Экзегет). Получается, и мы обладаем этой властью, если по-настоящему рассказываем о спасении?»

    Мне кажется, тут очень скользко…

      1. Речь не об исповеди, а о том, что действительно, когда мы делимся своим опытом, мы можем открыть Царство для другого. А если мы говорим ложь о Боге, мы закрываем Царство. Мне это толкование кажется адекватным, поскольку из контекста нигде не видно, что речь об отпущении грехов, зато видно, что это о верном исповедании.

Добавить комментарий