Великий пост. Евангелие от Матфея 17-18

Великий пост. Евангелие от Матфея 17-18

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

Вся сцена Преображения заключается словом: Его слушайте. То Христос призывал открыть уши и слушать Его, теперь — Отец. 

А рядом — новости, реклама, сети, православные новости: «съешь меня, выпей меня»! И все равно — «Его слушайте».
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Иисус мягко, но уверенно обращается к ученикам: «Встаньте, не бойтесь». У Льюиса в «Коне и его мальчике» Игого (Bree) рассуждает о том, что Аслан не может быть львом, животным, а когда усы Аслана касаются его, Игого стрелой мчится на другую сторону загона, и наступает напряженная тишина. «А ты, Игого, ты, бедный, гордый конь, подойди ближе. Do not dare not to dare» («Не осмеливайся не осмелиться!» или «Не бойся, смелее!») — обращается Аслан к испуганному коню. 

Ученики только что пережили Богоявление. И не умерли. Есть от чего упасть в обморок. Но страх мешает жизни. Иисус, и тогда, и сейчас, постоянно исцеляет всех, кто хочет быть Его учеником, от страхов. Он постоянно вселяет твердость и мужество. Do not dare not to dare. 

8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?

Сегодня принято искать у книжников древних и новых точных знаний об Иисусе и Его учении. Ученики, наоборот, пытаясь разобраться в мнениях книжников, искали ответов у Иисуса. Иисус хвалит книжника (Мф. 13:52), но все-таки не должны книжники заменить обращения к Самому Господу за ответами.

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

Христос так говорит не потому, что не любит окружающих. Он их как раз очень любит, до смерти, — а этими словами Он хочет подстегнуть нас по-настоящему посмотреть на себя. Он не хочет нас видеть неверными и развращенными. А в чем моя неверность и развращенность? — спросит кто-то. Не знаю, спроси у Него.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

В предыдущих главах речь шла о вере исцеляемых. Теперь — о вере самих учеников. Причем даже не о вере в Бога, а о том, что нужно верить в то, что ты делаешь. Невозможно что-то изменить, если ты сам не веришь. И делать это надо, максимально приблизившись к Богу, в единстве с Ним (с помощью молитвы и поста).

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Дидрахма — это подать на Храм. И хотя Сам Христос больше Храма, Он все делает так, чтобы никого не соблазнить. Да и не это сейчас, накануне Страстей, важно.

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Иисус говорит о том, что нельзя стать большим, стремясь к этому. И, мне кажется, Павел прекрасно это поясняет в 12 главе 1 послания к Коринфянам, говоря, что мы все в Церкви — как члены тела, равно значимы, и нет такого члена или органа, который был бы не важен — в здоровом организме важны все. Надо просто открыть призвание каждого.

5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

Да, в шестом стихе есть предупреждение. Но я вдруг понял, что Иисус не осуждает такого человека, — Он его жалеет (горе!), потому что такому человеку очень плохо, а помочь — нельзя, он сам себе плохо делает…

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Мысль Его заключается в том, что ни физически, ни духовно «малые» не только не должны быть соблазняемы, но даже не следует и относиться к ним высокомерно и с презрением (Библия Лопухина).

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Будущим пастырям об ответственности за паству?

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Мне близко то, что написал наш студент Николай Скворцов об этом, и я очень рекомендую познакомиться с его мыслями. 

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Мысль повторяется (См. Мф. 16:19, обсуждавшийся здесь в комментариях), но уже — об исповеди, прощении грехов и силе совместной молитвы. Важно, что это — дело всей общины, а не одного священнослужителя. Я не раз чувствовал, что стоит исповедовать тяжесть на сердце брату или сестре, а еще лучше — в группе молящихся, и это уходит, Господь дает мир ради любви других людей.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Давайте помолимся о всех, кто имеет в сердце обиду на другого. Особенно прошу сейчас помолиться о Николае и Марии, об Алексии и Светлане.

One thought on “Великий пост. Евангелие от Матфея 17-18

  1. Глава 18:19-20. Господь заботится об учениках и все делает, чтобы они не растерялись, не отчаялись, чтобы их вера не угасла. И, мне кажется, нужно быть как дитя, чтобы Ему верить и делать точно так, как Он говорит, что бы ни происходило. Господь щедро обещает, что все, что вы, дети, попросите у Меня вместе, как братья и сестры, Я дам. Ничего не пожалею.

Добавить комментарий