Великий пост. Евангелие от Матфея 21-22

Великий пост. Евангелие от Матфея 21-22

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

Эта глава имеет очень много параллелей с уже разобранным отрывком из Марка

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

Христос выбирает ехать на ослике — не только по традиции (1 Макк. 13:51), не только чтобы сбылось пророчество (Зах. 9:9). Просто осел, в отличие от коня, мирное животное. Иисус выбирает победить зло не внешне (Потопом, 12-ю легионами ангелов), а изнутри, Своей жертвой, Своим примером.

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

В этих словах, осанна в вышних (спасение свыше), — несомненная правда: спасение, настоящее спасение — это дело Небес, Бога. Иногда мы ищем спасения не там, не с того конца. Люди, практики, теории и методики, — нужны, но вторичны: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего…» (Исх.19:5) 

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

Рассуждать о параллелях с сегодняшним днем легче легкого. Труднее понять, что самому в этой ситуации делать. 

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали
16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?
17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

Иисус сознательно не уходит далеко. Расстояние там — минут двадцать, видно Храм, слышно пение левитов при вечернем и утреннем жертвоприношении. Храм построен на горе Мориа, на месте, где, по преданию, Авраам должен был принести в жертву Исаака. Жертвой скоро будет Сам Иисус. 

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Сомнения возникают не от малой веры, а от того, что понимаешь: просимое может быть неугодно Господу. Молиться о наказании грешника — сомнительно. Но вот о том, чтобы Господь позаботился о страдающем праведнике — молиться можно и нужно. 

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26 а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Постоянно этот вопрос авторитета — у пророков, начиная с Моисея, у Иисуса, у Павла. Всегда будут те, кто ставят авторитет под вопрос — потому, что не хотят слышать, — и угодить всем не получится.

А еще Бог может говорить к нам через совсем не авторитетного человека, и даже незаметно для него самого. И тогда задача — не судить об авторитете, а быть постоянно в состоянии слушания.

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Не обязательно надевать на себя рубашку первых — грешных или вторых — самоуверенных людей. Но можно поставить вопрос, где то место виноградника, которое мне поручено Отцом, хорошо ли я с этим справляюсь, с кем вместе мне стоит работать?

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Сегодня стало известно об очередной несправедливости по отношению к протоиерею Александру Ковалеву из Архангельской епархии. Не хочется это писать, но, боюсь, что так будет и с Русской Православной Церковью, если ничего не изменится в отношении со стороны епископата к священникам и пастве.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

Все эти притчи, сказанные о целых группах людей, очень суровы. Притчи, которые еще предстоит читать в 25 главе, говорят уже у конкретных людях, и они также суровы. И это все правда, как бы ни пытались это перетолковать «доброхоты». Но вообще-то Христос приходит не для того, чтобы пугать, и Его Царство — это не суд, а брачный пир. 

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

Бог — зовет. Бог — ждет. Бог — обращается еще и еще. Богу мы никогда не безразличны.

Теперь я понимаю, почему лебединой песней Рембрандта и родной Лилии Николаевны Ратнер была картина «Возвращение блудного сына».

Здесь — самое важное о Боге. Бог не просто благой, а не злой. Он еще — любит, ждет и зовет. Пока длится жизнь человеческая. 

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.

Мне кажется, если бы он заговорил и попросил, ему бы разрешили остаться.

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Мне сейчас вспоминается К.С.Льюис с его «Любовью» и разговором о патриотизме. Патриотизм — здоровое чувство здорового человека: любовь к семье, родным местам, истории, культуре, достижениям, языку. Но иногда «патриотизм» — это как раз когда то, что должно принадлежать Богу (почтение, слава, любовь), отдается государству, и тогда появляется Левиафан, — точнее, мы сами его вскармливаем. 

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Интересно, как все будет, когда мы встретимся? Как мы будем выглядеть? На каком языке будем говорить? Будет ли стеснительность в общении с такими великими людьми — или будет только взаимное почтение? Будут ли они знать нашу жизнь так, как мы сейчас пытаемся узнать их, и если да, в чем она будет для них важной?  

34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

У Марка мы видели, что этот вопрос был задан для того, чтобы лучше понять самому. Здесь же — для искушения. Два свидетеля, видимо, увидели это по-разному. Я сам не задаю вопросов, чтобы испытать кого-то, мне кажется это нечестным и жестоким. Но, вместе с тем, я иногда, слыша вопросы от даже близких мне людей, пугаюсь: а не испытывают ли меня они. А страх часто не дает сказать то, что можно было бы ответить. Господи, научи меня больше доверять людям, избавь от страхов, укрепи Духом Твоим Святым.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Интересно, что Иисус тут призывает слушателей усомниться в очевидном, признанном как Предание Ветхозаветной Церкви. Он делает это не из нигилизма, а чтобы открыть нечто более важное. Он не дает ответов, а задает вопросы. Я думаю, что это отношение к Писанию можно взять на вооружение и мне.

 

One thought on “Великий пост. Евангелие от Матфея 21-22

Добавить комментарий