Великий пост. Евангелие от Матфея 27-28

Великий пост. Евангелие от Матфея 27-28

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.

Иисус не для того пошел на смерть, чтобы Иуда удавился, не вынеся угрызений совести, Иисус до последнего пытается его спасти. Чувство вины — плохой советчик. Когда мы грешим, должно быть что-то большее, чтобы можно было спастись, измениться — вера в то, что Его любовь больше.

6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

Иуда своими словами и поступком обличает первосвященников, но они не слышат, рассуждая о том, как формально верно будет распорядиться деньгами. Удивительно, как можно все формально сделать правильно, и при этом упустить самое главное.

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

Иисус молчит не потому, что нечего ответить, а потому, что все самое важное уже решено — в Гефсимании. Все важное в жизни решается не тогда, когда это происходит, и не во внешних событиях, — а внутри, в сердце.

Правда, некоторые боятся туда заглянуть — как Пилат ниже.

13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15 На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Пожалуй, одно из самых ярких свидетельств духовной чуткости женщин. Правда, бывают и женщины другого духа (Деян.16:16), так что различение все равно требуется.

Пилату в каком-то смысле просто разобраться. Наши главные решения созревают не в вакууме, у Бога нет недостатка в свидетельствах. Так, Пилат а) знает о невиновности (ст.18), б) слышит о вещем сне жены в) слышит голос совести (ст.24). Но страх за свою карьеру и жизнь оказывается сильнее (Ин. 19:13). Какую роль страх играет в ваших решениях (или нерешительности)?

Подборка картин с Пилатом 

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

Этот «весь народ» — толпа не более 30 человек, больше бы не поместилось в претории. Это не благочестивое большинство (настоящие верующие занимаются приготовлениями к Пасхе и явно не пошли бы к язычнику). Эти люди даже не знают закона, в котором сказано: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). И тем не менее, крик этих случайных людей решает все.

Несколько лет назад на курсы «Миссия возможна», которые мы вели с друзьями, была написана жалоба вот такой «толпы», людей, многие из которых даже не посещали занятий. И курсы закрыли. Обострение ситуации частично напоминало споры Иисуса с фарисеями, правда, все велось в виде писем. Как жаль, что мы тогда не размышляли вместе над Евангелием, и дали не только развалиться курсам, но и разошлись друг с другом… Для Иисуса же и апостолов это становится временем, после которого рождается новое — Церковь, и наступает время уже не Господу, а Его ученикам принимать ответственность за служение. 

26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Сами Страсти я по-прежнему не знаю, как комментировать. Это можно только читать в молчании.

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

 

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Согласование окончаний Евангелий представляет проблему. Было ли женщинам явление ангела (Марк, Матфей, Лука), или им предстала пустая гробница (Иоанн)? Так сказали женщины кому-то (Матфей), или нет (Марк)? Все ли женщины видели Господа (Матфей), или одна Мария Магдалина (Иоанн), и касались ли Его? Остались ли ученики в Иерусалиме (Лука-Деяния), или ушли в Галилею? А если и ушли, то потому, что в разочаровании вернулись к ловле рыбы (Иоанн), или же потому, что следовали повелению Господа (Матфей)? Где все-таки произошло Вознесение, в Иерусалиме (Лука-Деяния) или в Галилее (Матфей)?

Евангелисты, столь дотошные в других случаях, здесь, как будто, потеряли голову… И где были древние редакторы, обычно согласовывавшие такие расхождения? У меня нет ответов на эти вопросы. Это немного смущает. С другой стороны, вдруг подумалось: если я не могу объяснить, казалось бы, простые земные события, может быть, это указание на то, чтобы даже и не пытаться объяснить Воскресение?

И все же, как в исцелении тещи Петра — описывают это евангелисты по-разному, но суть остается неизменной. Там Иисус точно исцелил женщину, и она стала служить им. Здесь — точно произошло Воскресение, и это стало началом новой большой истории жизни с Воскресшим.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

Не помню у кого я это слышал, но мне понравилась мысль, что сомнение — это не плохо, в какой-то мере — естественно, вот, часть учеников сомневается при виде Иисуса. 

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Некоторые учат наизусть Великое поручение, чтобы не сомневаться в призвании христианина свидетельствовать. Но как же хорошо, что здесь есть только одно поручение, и целых два ободрения: вся власть теперь принадлежит Иисусу, и мы в этом мире никогда не будем одиноки — Он будет с нами.

assention

Добавить комментарий