Великий пост. Евангелие от Матфея 9-10

Великий пост. Евангелие от Матфея 9-10

Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений), чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.

 

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город.
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, [взял постель свою] и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Когда я согрешаю, мне бывает стыдно, и кажется, что приходить к Господу бесполезно, Он не услышит. Христос, зная такую реакцию, и говорит: Дерзай — не бойся, ободрись, смелее! Он, видя плачевное состояние, готов простить и даже вернуть потерянную цельность.

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Я осуждаю тех, кто скопил огромные состояния за счет других — например, тех, о ком пишет А.Навальный. Я осуждаю жестоких и бессердечных. А Иисус здесь говорит, что таких людей не тронет наша ненависть и презрение. А вот на любовь, милость они могут откликнуться. Но почему я только о «них»? Ведь и меня кто-то может ненавидеть. И я тоже не изменюсь от этого, а вот любовь может меня изменить…

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

Две недели поста прошло. Почему я пощусь?

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Получается, чтобы вместить новое вино, дар Духа Святого, нужно находиться в постоянном обновлении внутреннего человека, со дня на день, как говорит Павел (2 Кор. 4:16).

18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

Снова это «Дерзай! Вера твоя спасла тебя!» Получается, основное препятствие Богу действовать — это не грехи, а именно неверие, необращение к Нему.

23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
26 И разнесся слух о сем по всей земле той.

И снова Иисус откликается на, казалось бы, безнадежную и даже безумную просьбу, — потому что отец девочки верит.

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Сколько еще нужно доказывать, что Бог отвечает на молитву веры? Если и есть «секрет» просительной молитвы, то он — в этой главе. 

Итак, о чем вы молитесь — самое главное? 

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Я не буду в блоге рассказывать, о чем молился я, но я хотел бы говорить об этом на выездном семинаре Колледжа в мае. 

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

В одиночку невозможно что-то изменить в этом мире, даже если ты — Богочеловек. И сейчас Бог ищет таких людей Себе — готовых поставить служение выше личного успеха.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Всем, что мы получили, — от наших учителей, непосредственно от Бога, — следует делиться.

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

Для миссионеров: вы трудитесь не за деньги, но можете рассчитывать на пищу, кров, одежду и оплату проезда.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

Выше мы обсуждали силу просительной молитвы. Сейчас речь идет о благословении, которым тоже нельзя пренебрегать.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Это если мы действительно говорим о Христе и Евангелии Царства Небесного, ничего не прибавляя и не убавляя. Современные миссионеры же часто говорят о тысяче и одной вещах, с этим никак не связанных.

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Снова — повторение того, что уже сказано про свиней и псов, но с важным добавлением — будьте просты. Мне кажется, современному благовестнику нужно прикладывать серьезные усилия, чтобы вернуться к изначальной простоте Евангелия.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Христос неоднократно предупреждает о гонениях на тех, кто живет по Его Слову. Но также обещает и то, что Бог не оставит. Дух Отца — можно ли это понимать так, как будто Сам Отец будет говорить через вас, как через одного из древних пророков?

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

Христос действительно восшел к Отцу (см. послание к Евреям, 9-10 гл.) как Сын Человеческий из пророчества Даниила, 7 главы.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Не бояться никого, кроме Бога. В этом столько свободы!

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

И еще утешает и ободряет. 

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Мне кажется, сегодня мы склонны недооценивать силу этих слов про разделение относительно Христа, в культуре постмодернизма позволяется иметь любое мнение, лишь бы не навязывать его другим. Христос не призывает что-то навязывать, но четко обозначать свою позицию — даже если это совершенно невыгодно — требует. И снова освобождает от страхов — что только так и возможно сберечь свою душу.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Я вспоминаю греческий монастырь на горе Вознесения в Иерусалиме, где нам, паломникам, которых они видели впервые, были рады как родным, предложили холодной воды и мармелада, повели к святыням, подарили пачку иконок для России. А какая же им награда? Я видел одно: они живут в радости. 

5 thoughts on “Великий пост. Евангелие от Матфея 9-10

    1. Быть присутствием Бога там, где ты есть, — в семье, на работе, в приходе, хосписе, Коллежде, — это уже служение.
      Бог дает нам свободу в том, где мы можем послужить.
      Я думаю, точнее задать вопрос о том, какими особыми дарами тебя одарил Господь. Зная это, легче выбирать, куда приложить силы.
      И, скажем, у нас будет выездной семинар на вторые майские, как было бы здорово попробовать найти себя в команде, которая будет его готовить, потому что один я не справлюсь.

  1. А чем именно и как я могу поделиться с другими? Чтобы это не было «метанием бисера» и при этом чтобы действительно отдавать полученное. Если я не хочу и не ищу возможности поделиться радостной вестью о Христе с другими так чтобы и их жизнь стала полной, действительно ли Он центр моей жизни?

    1. Думаю, мы для того и читаем и перечитываем Писание, чтобы это желание в нас возгрелось.
      Вряд ли самокритика здесь поможет, а вот когда ты найдешь что-то, от чего твое сердце загорается, тогда и будет из чего свидетельствовать.
      И потом, Жанна, не наговаривай на себя! 🙂

Добавить комментарий