056 Нагорная проповедь, 1 часть (Мф. 5:1-48)

056 Нагорная проповедь, 1 часть (Мф. 5:1-48)

Сегодня мы приступаем к учению Господа. Невероятно трудно выбирать отрывки, потому что хочется говорить обо всем, все важно. Но евангелист Матфей облегчил нам задачу, поместив в начало своего повествования Нагорную проповедь. По мнению многих, в ней он представил квинтэссенцию учения Иисуса. В структуре самого евангелия она занимает то же место, что Десятословие в Пятикнижии (собственно, она даже названа Нагорной, подобно тому Откровению, что прозвучало с горы Синай).

Открывается Нагорная проповедь блаженствами.

Некоторые переводы вместо «блаженны» употребляют «счастливы», но блаженство – нечто большее, чем счастье. Счастье временно, зависит от обстоятельств. Блаженным можно быть, несмотря на обстоятельства. Счастливый человек может совсем не помышлять о Боге. Блаженство связано с твердой верой в то, что Богу угоден наш путь, Он его благословляет и пребывает вместе с нами. И все-таки невозможно быть блаженным и не быть счастливым!

Блаженства можно понимать двояко:

  • Как возвещение радости блаженства: отныне все, кому плохо, блаженны, потому что Бог о них вспомнил и посетил, и именно им уготовал Царство. Именно так они дошли до Луки – блаженны нищие, голодные, всеми ненавидимые (Лк. 6:20-26).
  • Как предписания, заповеди: будь таким, и ты наследуешь блаженство. Этот путь понимания ближе Матфею.

 

Попробуйте прочесть блаженства одним и другим способом, прежде чем мы будем разбирать их подробнее.

 

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.

 

Иногда очень важно взглянуть на блаженства именно как на возвещение радости. Когда нам самим плохо, или когда мы видим человека в беде, и хотим его утешить, вернуть надежду, такой взгляд очень помогает.

Но давайте взглянем на блаженства вторым способом – как на то, что нам предписано делать. Или даже, как видел это блаженный Августин, как на ступени молитвы, внутреннего пути человека к Богу.

Начинаются блаженства нищетой духа. Не может начаться подлинная духовная жизнь, пока человек полон собой и не чувствует нужды в Боге, Его Духе. Именно с ощущения этой пустоты, собственной малости (в противоположность гордыне), смирения начинается подлинная молитва.

Плач. Когда у человека открываются глаза, он видит не только свою малость, но и то, что он совсем не таков, каким должен бы быть. И он начинает плакать. Это – радостнотворный плач, как его называл Лествичник. Он также не может остаться в стороне от скорбей других, сопереживает и сочувствует каждому, особенно тем, кто далек от Бога, вовсе не судя их.

Кротость. Такой человек приходит к тому, что для исправления жизни ему нужно научиться послушанию Богу (кроткий и укрощенный – одного корня). Он открывает для себя Слово Божие. Другое значение кротости – мягкая сила. Такой человек не разрушает других своим гневом, не живет хищнически, — и Господь о нем заботится.

Жажда правды – это стремление и к внешней справедливости, но еще более — к внутренней праведности. Вслушивание в слова Божии ведет к тому, что у человека меняются приоритеты в жизни. Теперь больше всего ему хочется и самому угодить Богу, и он не может терпеть неправды в этом мире, желая его исправления.

Милость. Исправить мир насилием нельзя. А вот делами милосердия – можно. И совершенно естественно, что милость к другим возникает в сердце того человека, который чувствует нужду в собственном помиловании.

Чистота сердца. Человек, честно пытающийся исполнить все предыдущее, в какой-то момент увидит, что к его мотивации примешивается то, что он совсем не хотел бы в себе видеть. И тогда в сердце рождается просьба о том, чтобы Господь очистил сердце и дал служить Себе искренне, не двоедушно. И Господь отвечает.

Миротворение. Августин понимал это как обретение внутреннего мира, Златоуст – как примирение враждующих, но в любом случае настоящий мир, настоящая деятельность примирения невозможны, пока не пройден весь предыдущий путь.

Гонения за правду. Человек, идущий по пути, указанному Христом, не останется без внимания окружающих. В ком-то он будет вызывать насмешку, в ком-то зависть, в ком-то —  раздражение. Безусловно, он будет мешать – просто самим фактом своего присутствия, и свидетельством о Господе. Реакция неизбежна – он встретится с враждебностью и даже гонениями. Но Иисус утешает: в таком случае человек поднимается до уровня пророков, и обязательно получит свою награду у Бога.

 

Поразмышляйте, как использовать блаженства в собственной молитве?

Как эти блаженства могут вас утешить?  

Чего из сказанного Христом вам больше всего не хватает, о чем можно молиться?

Как блаженства могут помочь определить свое внутреннее состояние, подготовиться к исповеди?

 

Блаженства могли вызвать у учеников смешанные чувства: однако трудные эти блаженства! Обычный человек, сообщив такие новости, попытался бы здесь приласкать, утешить. Иисус поступает иначе. Он показывает, насколько Он на нас надеется:

 

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

 

Соли обычно немного, но как она важна! Она придает вкус, сохраняет от порчи, а в некоторых случаях способна остановить процесс разложения. Но посыпь соль на рану – и будет щипать. Так и христиане: несмотря на пользу для этого мира, их служение и присутствие будет далеко не всегда приятно окружающим!

Все это говорится не только тем ученикам, — считает свт. Иоанн Златоуст. Это Господь обращает и к нам. Это мы призваны быть солью земли и светом миру. Живите по-настоящему, в полноте старайтесь исполнить сказанное, не скрывайте своей веры! На вас будут смотреть, и как важно, чтобы мы оказались достойны света Благой вести!

 

Многих интересовало, как Иисус относится к закону Моисея. Ходили слухи, что Он отвергает заповеди. Этот же вопрос волновал и первых христиан. Некоторые считали (и сегодня такие находятся!), что после Христа главное – жить «по любви», а детали не важны.

 

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

 

Вопреки распространителям слухов и «доброхотам», Иисус подтверждает, что Он во всем согласен с законом, и более того: Он ждет, что Его ученики станут даже более щепетильны в отношении к праведности, чем скрупулезно соблюдающие закон фарисеи. Иота – это буква, занимающая одну четвертую пространства других букв еврейского алфавита. Значит, ни одной мелочью нельзя пренебречь, не то что заповедями, повторенными неоднократно и с серьезными предупреждениями. 

«Как на практике это работает?» — спросите вы. И Христос поясняет:  

 

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

 

Уже фарисеи говорили: если от сказанного горького слова лицо человека нальется кровью, то это все равно, что пролить чью-то кровь. Иисус действует по тому же принципу: берегись, не используй слова, данные ради жизни, для унижения и уничтожения брата своего, благословляй, а не проклинай. Это перекликается с блаженством кротких.

 

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

 

Ты не можешь предстать пред Богом (на молитве, на богослужении), не примирившись с братом – Бог не примет твоего дара. Позднее апостол скажет, что между христианами в принципе не должно быть вражды, а с внешними христианин должен сделать все возможное, чтобы примириться (1 Фес. 5:13, Рим. 12:18). Это – о блаженстве миротворцев.

 

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

 

Поучение о сопернике выглядит неожиданно. Неужели Христос учит обычной житейской мудрости? В древности распространились толкования, что соперник здесь – это наша совесть, или голос Духа Святого в сердце. Действительно, если мы противимся правде Божией, и не хотим каяться, мы ничего не приобретем, но растеряем все – силы, надежду, радость…

 

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

 

Господь призывает обращать внимание не только на действия, но и на внутренние побуждения, помыслы. Это перекликается с блаженством чистых сердцем. Златоуст поясняет, что речь идет здесь не в буквальном смысле о членах тела, а о тех людях, общение с которыми нам дорого, но которые отрывают нас от Бога и толкают ко греху. 

 

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

 

В иудейской среде было две точки зрения на развод. Шаммай считал, что только прелюбодеяние является причиной к разводу, а Гиллель — что можно дать жене развод за плохо приготовленный ужин. Иисус выступает здесь за святость брака, и к строгому мнению Шаммая добавляет: разводясь, ты подаешь повод ко греху (а значит, сам грешишь), поскольку связь между двумя, возникающая в брачном союзе – это всерьез и навсегда, а сам брак — драгоценен пред Богом, и разрушить его — все равно что разрушить жизнь.

 

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

 

Живи так, чтобы тебе не потребовалось клятв, пусть слову твоему доверяют и без этого. Живи по правде. Известно, что русским старообрядцам не требовалось заключать договоров – слову верующего можно было доверять.

 

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

 

Не отвечай на зло — злом. На определенном этапе развития общества возмездие было необходимо, чтобы сдержать животные инстинкты. Но, как говорил Вл. Соловьев, если за убийство наказывать убийством, будет только два трупа, а вовсе не восстановление жизни. Впрочем, насколько правомерно переносить поучения Христа, данные лично, на политику государства — вопрос дискуссионный.

Возможно, здесь присутствует и тот смысл, что в правую щеку можно бить только тыльной стороной ладони – это не больно, но оскорбительно, и использовалось для выражения религиозного презрения. Иисус призывает потерпеть, если тебя оскорбляют за твою веру.

 

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

 

Верхняя одежда использовалась как одеяло, ее нельзя было отбирать, согласно законам Пятикнижия. Но Иисус здесь гиперболизирует ситуацию – не спорь, даже если ты и прав, предай суд Богу.

 

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

 

Римские воины имели право заставить жителей оккупированных земель нести свою амуницию – но строго определенное расстояние. Иисус предлагает к римлянам не относиться как к врагам, как к эксплуататорам, — а вместо этого отнестись к ним так, как ты бы отнесся к лучшему другу, помогая ему сверх меры.

Собственно, уже здесь намечено, как относиться к тем, кто нам досаждает и обижает:

 

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

 

И что же будет нам за это? – спросят некоторые.

 

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

 

Если будет поступать так, вы уподобитесь Самому Богу.

 

На заре своего воцерковления один из моих наставников, Андрей Черняк, беседовал с о. Александром Менем.

«Как трудно жить по заповедям блаженства!» — сказал о. Александр.

«Да, трудно…» —  поддержал его Андрей, еще не вполне даже понимая, о чем идет речь.

«Я вам более того скажу, Андрей Иосифович. Нет ничего более легкого и радостного, чем жить по заповедям блаженства!» — улыбнулся о. Александр.

Интересно, что он имел ввиду?

 

А Златоуст, рассуждая над словами Нагорной проповеди, приводит такую лестницу возрастания в добродетели:

  1. Первая степень – не начинать обиды,
  2. Когда она уже причинена, не воздавать злом обидевшему,
  3. Не только не делать обижающему того, что ты претерпел от него, но и оставаться спокойным,
  4. Предавать себя самого злостраданию (подставить другую щеку),
  5. Отдавать более, чем хочет взять причиняющий обиду,
  6. Не питать к нему ненависти,
  7. Даже любить его,
  8. Благодетельствовать ему,
  9. Молиться о нем Богу.

 

Можно было бы многое еще говорить об этом удивительном поучении, но важно сказать главное. Все сказанное становится понятным по мере того, как мы начинаем этим жить. 

В заключение предлагаю вам прослушать композицию Константина Тимофеева на тему сегодняшнего чтения:

 

12 thoughts on “056 Нагорная проповедь, 1 часть (Мф. 5:1-48)

  1. Мне кажется, что нищий духом остаётся нищим до тех пор, пока не приобретет Царство Небесное. Ничто другое этого человека не удовлетворит. Он может быть бедным, может быть богатым земным богатством, но оставаться при этом нищим той высшей частью своей души, которая связывает нас с небом — духом. Это и есть духовная нищета, и лечится это только Царством не от мира сего.

  2. Мне ближе видеть заповеди как предписания — что делать. Явно прослеживаются ступени духовного роста: Сначала я ощущаю потребность в Боге и ищу его. Слегка прикоснувшись начинаю понимать насколько я недостоин Его и каким должен быть для Него, собственная немощь заставляет меня рыдать. Я начинаю осознавать что проблемы мои и несоответствия — результат противостояния Богу, а для этого мне необходимо быть кротким и податливым. На фоне этого возникает потребность видеть и жить по правде во что бы то ни стало. Но как? И как оказалось милосердие это первый повод исполнить правду. И направлен он на ближнего. И тут новая потребность духовного роста- быть милосердным не за «подарки и почести», а просто так от чистого сердца. И тогда я верю, в молитве Господь его даст. Не удивительно что следующий шаг это обретение мира в душе с собой и окружающими это даже как то естественно. У меня ощущение что миротворение это не заповедь а награда. И как итог неутешительный результат для этой жизни гонения и злословия со стороны тех кто не такой. А с другой стороны критерий того, что к вечной жизни ты подготовлен полностью. Но никак не могу понять, почему христиане такие «добрые и пушистые» подвергались гонениям , (новое учение которое, создавало угрозу старой системе ценностей это я не рассматриваю), какие еще есть причины?
    А между тем:
    Как то легко получается, что на первой только ступени смирения духа уже наследуешь Царство Небесное, вот это подарок и зачем спрашивается идти дальше если Царствие Небесное, а с ним и Дух Святой уже стяжали? Ни эта ли основная цель духовной жизни?
    “…хочется и самому угодить Богу, и он не может терпеть неправды в этом мире, желая его исправления” А как же смирение, как оно сочетается с нетерпением неправды? Насчет желания исправить мир Святые Отцы предупреждают о прелести. « Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» Как это согласуется с желанием исправить мир?
    “Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” Интересно получается и нарушители заповедей и исполнители прибудут в Цартстве Небесном, только одни малейшие а другие великие кто же тогда не попадает в Царство?
    «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» Здесь у меня не согласуется с притчей «о заблудшей овце» ведь это тоже люди, отошедшие от Бога и общение с которыми нам дорого, однако в этом случае жертвовать учит Господь всеми ради одного, поясните?
    “А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; Иисус призывает потерпеть, если тебя оскорбляют за твою веру” А мне кажется что это сочетается заповедью последней о гонениях и злословиях, не правда ли?
    “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” Почему Господь разделяет кого любить, кого благословлять, благотворить и за кого молиться, не ужели есть смысл?
    «Нет ничего более легкого и радостного, чем жить по заповедям блаженства!» — улыбнулся о. Александр.» Мне почему то показалось , что о. Александр имел в виду- ощущение настоящей , подлинной жизни, проживая которую действительно хочется заорать «Теперь я действительно ЖИВУ!!!»

  3. Да, тема заповедей блаженства — необъятна, да и каждая заповедь -«бездонна» по глубине осмысления, в этом постоянно можно находить поддержку и утешение, и черпать новые силы для достойной жизни здесь и для подготовки к вечности. Само слово «блаженство», мне кажется, перекликается со словом «благо’, может быть, имеет его своим источником. Слово «счастье», вероятно, обозначает состояние — «сейчас» иметь нечто и здесь нет, как правило. религиозного измерения, измерения вечности, и , как мне кажется, чувства своей ответственности за это. Потому это слово так любит мир, что оно и внешне, и по смыслу лишено глубины — но это лишь мое частное мнение. Для религиозного же человека, слова «блаженство», «благо» говорят о неразрывной связи его жизни и полноты ее, и удовлетворенности ею — с Источником ее,, говорят о том. что за концом этой жизни — мы не исчезнем бесследно, но будем исполнены полноты благ- жизни, любви, если пытаемся сейчас следовать этим удивительным словам жизни и правды.
    Может быть и неправильно как то выделять из всей нераздельной совокупности этих заповедей какую -то, но для меня заповедь о чистоте сердца является ключевой — и в жизни, и в отношении к другим заповедям, потому,что без постоянного стремления «очищать сердце» от недолжных состояний его -так легко и просто ошибиться, считая себя и нищим духом, и миротворцем. и борцом за правду. да и пророк, озвучивая слова Спасителя, говорил о глухоте и слепоте людской из-за ожесточения сердца, сетуя : «..и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их….»
    Когда Спаситель говорит о «сопернике твоем на пути» твоем, мне кажется, что здесь речь идет о соперничестве в широком смысле, т е когда на пути человека к Богу, или на пути человека с Богом по этой жизни появляется какая то ситуация личного соперничества, т е личного противостояния чему то, кому то, то она сама по себе отделяет человека от Бога, лишает человека мира в сердце его,( как та невозможность дара Богу, если даже не ты, а брат твой почему то немирен по отношению к тебе, что ты обязательно увидишь, если не будешь слеп), если же, к примеру, какая то страсть или грех становятся соперниками твоими, то нужно приложить усилия, чтобы это зло уже не вносило разлад в твою жизнь и не было соперником, а ты бы»спокойно и мирно» владел бы этой ситуацией (конечно, условно, потому что абсолютного мира здесь быть не может, просто это уже не было бы соперником).
    Когда я раньше читал, что нарушивший заповедь и научивший этому наречется малейшим в Царствии Небесном , то сначала недоумевал, как он может оказаться там, потом думал, что в Царствии Небесном и малейшим быть — хорошо- ведь попал туда, а сейчас мне кажется, что участь малейшего, даже в Царстве Небесном — наверное, не во всем хороша, потому, что малейший — тот, с кем все хотят иметь отношения в самую последнюю очередь.
    У меня здесь есть вопрос: когда то мне сказали, что «поприще» — в контексте этой нашей темы — это то расстояние, на которое римский воин мог заставить иудеев того времени нести свое оружие и снаряжение, но я нигде не нашел такого объяснения смысла этого слова. Здесь это слово употребляется в том же смысле. Откуда эта информация, в каком источнике это можно найти?
    Cпасибо за Ваш труд.

  4. Для меня на данном этапе жизнь по заповедям блаженства- это как высший пилотаж для летчика-новичка. Ощущать свою потребность в Боге, осознавать свою малость , распознать свою греховность и «поплакать» о ней еще как-то получается. А вот дальше сложновато. Если Божьи заповеди учат не делать зла, то заповеди блаженства требуют от христианина служения добру, миру, ближнему. И все это с искренним сердцем и чистыми намерениями. Только достигнув такой внутренней чистоты заповеди блаженства становятся в радость. Наверное это и мел в виду о. Александр Мень.

  5. Существует и такой перевод слова » блаженны» — » счастливы». И вот здесь возникает проблема соотношения евангельских блаженств и земного человеческого счастья. Если с блаженствами из Евангелия более-менее понятно — следование по обозначенной лестнице добродетелей хоть и не даёт никаких гарантий, но представляет собой ясный и понятный путь — со словом » счастье» не все так ясно. Можно ли быть счастливым на земле без связи с Нагорной проповедью? С другой стороны, следование заповедям блаженств приведет ли / может ли привести и к земному счастью ( я не имею ввиду греховные наслаждения под земным счастьем).?
    Первая заповедь — Блаженны нищие…- как мне кажется, немного проясняет вопрос, особенно, если взять ее в контексте с другими местами Евангелия, в частности — «Ищите прежде Царствия Небесного… и все остальное приложится вам». Действительно, мы остаёмся нищими ( даже если богаты земными дарами и благами), если мы не достигли Царствия Небесного, если оно не является нашим приобретением. С другой стороны, если мы его ищем, прилагаем к этому усилия, трудимся над этим, пытаемся продвигаться вверх по лестнице добродетелей, то земное счастье вполне возможно, но — никто его не гарантирует, во избежание того, чтобы человек сделал его своей основной целью.

  6. В нагорной проповеди Иисус Христос говорит, что пришел Он не нарушать закон или пророков:» не нарушить пришел Я, но исполнить» Но ведь некоторые законы отменяются, например, «око за око, зуб за зуб», «ненавидь врага твоего».

Добавить комментарий